Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Разработка урока по теме "Рациональные числа"
Тема урока: РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
Цели урока:
образовательная – обобщить и закрепить знания учащихся связанных с понятием « рациональные числа» при решении упражнений.
развивающая - развивать у учащихся познавательную активность при решении упражнений, самостоятельность, умение самооценивания и взаимооценивания.
воспитательная – воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип: обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
1..Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это сделать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно общались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, со священным трепетом относившийся к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Любопытно, что во многих европейских учебниках арифметики 18 в., раздел с дробями помещали в конец книги. Просветители писали: «… теперь дается простое и полезное изложение арифметики целых чисел раньше, чем открывается доступ к крутым путям дробей, при виде которых многие учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: «Non plus ultra (дальше мы не пойдем!)»
А мы с вами пошли еще дальше!!!
В этом году мы начали изучать новые числа. Как они называются?
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания о понятии «рациональное число». И познакомимся с историей возникновения чисел.
Давайте сформулируем цели урока.

2. Проверка ДЗ. Самопроверка.

Ребята у вас на столах лежит лист самооценки. В течение всего урока вы должны оценивать себя и своего соседа по парте. Отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги.

3. Устный счет. За каждый правильный ответ 1б в лист оценивания.
Даны числа: 5; –1,3; +13; –7; 6,2; +9,1; 0; –7; - 2 1/3–, 15 2/3, - 3,9; –10. Дайте определение и выберите из них:
а) целые числа; б) положительные числа;
в) отрицательные числа; г) целые положительные числа;
д) целые отрицательные числа; е) натуральные числа;
ж) неотрицательные числа; з) неположительные числа.

4. Работа по теме урока.
Историческая справка
-Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов.
-Натуральные числа несут ещё другую функцию: характеристику порядка предметов, расположенных в ряд .

-О натуральном в смысле естественном
ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика (неопифагорийца) Никомаха из Геразы.
-В современном смысле понятие и термин
«Натуральное число» встречается у французского философа и математика Ж.Даламбера(1717-1783)

ЗАДАНИЕ 1 (Индивидуально-взаимопроверка)
Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа:

,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,,
,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,,
,,,,,,,< <,,,,,,,

ЗАДАНИЕ 2 (Индивидуально-самопроверка)
Запишите все целые числа расположенные между числами:
1) -2,5 и 4,2 2) 1,8 и 3,6 3) -1,5 и 3,2 4) 0,8 и 5,3

Историческая справка
Дроби естественно возникли при решении
задач о разделе имущества, измерении
земельных участков, исчислении времени.



ЗАДАНИЕ 3 (Работа в парах-взаимооценивание)

Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок – 6 клеток): Ш (1/2), К (- 1/3), А(-1 1/2), Ь ( - 1/2), Л ( - 2/3), И (1 1/3), А(1/6) и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби.
-Десятичные дроби в XV веке
ввел самаркандский ученый ал - Каши.
-Ничего, не зная об открытии ал – Коши, десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).

ФИЗМИНУТКА
ЗАДАНИЕ 4 (Работа по вариантам-самооценивание)
Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений. Выполнив следующее задание, вы узнаете, как трактовались положительные и отрицательные числа.
Какие числа называются противоположными?
Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел.
1 вариант:

5 5,4 3 -5 2,5

8 0,75
Д С М О К Л У Е Г Ж
Ответ: Долг
2 вариант:
-0,2 5 8

64 -32 -65 6 32 1
0,6
Р И М Ф У Щ Ю Е С Б Т В О
Ответ: Имущество
-Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений
-Отрицательные числа трактовались так же как долг при финансовых и бартерных расчетах.

Отрицательные числа ввели в математический обиход Михаэль Штифель (1487—1567)
в книге «Полная арифметика» (1544),
и Никола Шюке (1445—1500)-
его работа была обнаружена в 1848 году.

ЗАДАНИЕ 5 (Работа в парах-взаимооценивание)
А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения:

1) -х=-6
2) -у=5
3) -(-(-х))=-1
4) -(-х)=5,3
5) -х=7-4,5
6) -р=8-41/7
7) –у+5=7,4
8) х= -(-9)
9) –р=-(-6)

-5 - 3 6/7 6 -2,4 -6 5,3 1 9 -2,5
Ж Ц Д А Я Н А Н Ь
Впервые отрицательные числа встречаются в книге Джань Цаня (3 век до н.э). Знака минус тогда еще не было, чтобы отличать положительные и отрицательные числа, Джань Цань писал их чернилами красного – положительные, и черного - отрицательные цвета.
Отношения между множествами натуральных, целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует геометрическая иллюстрация – круги Эйлера.
Леонард Эйлер жил в России в середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад в развитие математики.

Дополнительное задание Учебник № 306
5. Итог урока. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
РЕФЛЕКСИЯ – плюс, минус, интересно.
6.Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание № 328, 335.
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
ЗАДАНИЕ 1
Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа:

,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,,
,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,,
,,,,,,,< <,,,,,,,

За каждый правильно решенный пример 1балл.

ЗАДАНИЕ 2
Запишите все целые числа расположенные между числами:
1) -2,5 и 4,2 2) 1,8 и 3,6 3) -1,5 и 3,2 4) 0,8 и 5,3
За каждый правильно решенный пример 1балл.
ЗАДАНИЕ 3
Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок – 6 клеток): Ш (1/2), К (- 1/3), А(-1 1/2), Ь ( - 1/2), Л ( - 2/3), И (1 1/3), А(1/6) и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби.
За каждую букву 1балл.
ЗАДАНИЕ 4
Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел.
1 вариант:

5 5,4 3 -5 2,5

8 0,75
Д С М О К Л У Е Г Ж

2 вариант:
-0,2 5 8

64 -32 -65 6 32 1
0,6
Р И М Ф У Щ Ю Е С Б Т В О
За правильно выполненное задание 3балла.

ЗАДАНИЕ 5
А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения:

1) -х=-6
2) -у=5
3) -(-(-х))=-1
4) -(-х)=5,3
5) -х=7-4,5
6) -р=8-41/7
7) –у+5=7,4
8) х= -(-9)
9) –р=-(-6)

-5 - 3 6/7 6 -2,4 -6 5,3 1 9 -2,5
Ж Ц Д А Я Н А Н Ь
За каждый правильно решенный пример 1балл.
Дополнительное задание: Учебник № 306 5баллов
МОЙ РЕЗУЛЬТАТ_______________________ МОЯ ОЦЕНКА _____________
Если вы набрали:
От 40-32 баллов ставьте оценку 5
От 31-26 баллов ставьте оценку 4
От 25 -20 баллов ставьте оценку 3

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ МОЯ ФАМИЛИЯ____________________

Задание: Оценка:
Проверка ДЗ
Устный счет
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Дополнительное задание
Итого
Категория: Математика | Добавил: Нюша2682 (2016-01-17) E
Просмотров: 1469 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru