Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Тема урока: РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. Цели урока: образовательная – обобщить и закрепить знания учащихся связанных с понятием « рациональные числа» при решении упражнений. развивающая - развивать у учащихся познавательную активность при решении упражнений, самостоятельность, умение самооценивания и взаимооценивания. воспитательная – воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу. Тип: обобщения и систематизации знаний. Ход урока: 1..Организационный момент. - Здравствуйте, ребята, садитесь. В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это сделать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно общались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, со священным трепетом относившийся к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. Любопытно, что во многих европейских учебниках арифметики 18 в., раздел с дробями помещали в конец книги. Просветители писали: «… теперь дается простое и полезное изложение арифметики целых чисел раньше, чем открывается доступ к крутым путям дробей, при виде которых многие учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: «Non plus ultra (дальше мы не пойдем!)» А мы с вами пошли еще дальше!!! В этом году мы начали изучать новые числа. Как они называются? Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания о понятии «рациональное число». И познакомимся с историей возникновения чисел. Давайте сформулируем цели урока. 2. Проверка ДЗ. Самопроверка. Ребята у вас на столах лежит лист самооценки. В течение всего урока вы должны оценивать себя и своего соседа по парте. Отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги. 3. Устный счет. За каждый правильный ответ 1б в лист оценивания. Даны числа: 5; –1,3; +13; –7; 6,2; +9,1; 0; –7; - 2 1/3–, 15 2/3, - 3,9; –10. Дайте определение и выберите из них: а) целые числа; б) положительные числа; в) отрицательные числа; г) целые положительные числа; д) целые отрицательные числа; е) натуральные числа; ж) неотрицательные числа; з) неположительные числа. 4. Работа по теме урока. Историческая справка -Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов. -Натуральные числа несут ещё другую функцию: характеристику порядка предметов, расположенных в ряд . -О натуральном в смысле естественном ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика (неопифагорийца) Никомаха из Геразы. -В современном смысле понятие и термин «Натуральное число» встречается у французского философа и математика Ж.Даламбера(1717-1783) ЗАДАНИЕ 1 (Индивидуально-взаимопроверка) Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа: ,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,, ,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,, ,,,,,,,< <,,,,,,, ЗАДАНИЕ 2 (Индивидуально-самопроверка) Запишите все целые числа расположенные между числами: 1) -2,5 и 4,2 2) 1,8 и 3,6 3) -1,5 и 3,2 4) 0,8 и 5,3 Историческая справка Дроби естественно возникли при решении задач о разделе имущества, измерении земельных участков, исчислении времени. ЗАДАНИЕ 3 (Работа в парах-взаимооценивание) Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок – 6 клеток): Ш (1/2), К (- 1/3), А(-1 1/2), Ь ( - 1/2), Л ( - 2/3), И (1 1/3), А(1/6) и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби. -Десятичные дроби в XV веке ввел самаркандский ученый ал - Каши. -Ничего, не зная об открытии ал – Коши, десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г). ФИЗМИНУТКА ЗАДАНИЕ 4 (Работа по вариантам-самооценивание) Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений. Выполнив следующее задание, вы узнаете, как трактовались положительные и отрицательные числа. Какие числа называются противоположными? Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел. 1 вариант: 5 5,4 3 -5 2,5 8 0,75 Д С М О К Л У Е Г Ж Ответ: Долг 2 вариант: -0,2 5 8 64 -32 -65 6 32 1 0,6 Р И М Ф У Щ Ю Е С Б Т В О Ответ: Имущество -Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений -Отрицательные числа трактовались так же как долг при финансовых и бартерных расчетах. Отрицательные числа ввели в математический обиход Михаэль Штифель (1487—1567) в книге «Полная арифметика» (1544), и Никола Шюке (1445—1500)- его работа была обнаружена в 1848 году. ЗАДАНИЕ 5 (Работа в парах-взаимооценивание) А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения: 1) -х=-6 2) -у=5 3) -(-(-х))=-1 4) -(-х)=5,3 5) -х=7-4,5 6) -р=8-41/7 7) –у+5=7,4 8) х= -(-9) 9) –р=-(-6) -5 - 3 6/7 6 -2,4 -6 5,3 1 9 -2,5 Ж Ц Д А Я Н А Н Ь Впервые отрицательные числа встречаются в книге Джань Цаня (3 век до н.э). Знака минус тогда еще не было, чтобы отличать положительные и отрицательные числа, Джань Цань писал их чернилами красного – положительные, и черного - отрицательные цвета. Отношения между множествами натуральных, целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует геометрическая иллюстрация – круги Эйлера. Леонард Эйлер жил в России в середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад в развитие математики. Дополнительное задание Учебник № 306 5. Итог урока. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? РЕФЛЕКСИЯ – плюс, минус, интересно. 6.Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание № 328, 335. РАБОЧИЙ ЛИСТ. ЗАДАНИЕ 1 Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа: ,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,, ,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,, ,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,, ,,,,,,,< <,,,,,,, За каждый правильно решенный пример 1балл. ЗАДАНИЕ 2 Запишите все целые числа расположенные между числами: 1) -2,5 и 4,2 2) 1,8 и 3,6 3) -1,5 и 3,2 4) 0,8 и 5,3 За каждый правильно решенный пример 1балл. ЗАДАНИЕ 3 Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок – 6 клеток): Ш (1/2), К (- 1/3), А(-1 1/2), Ь ( - 1/2), Л ( - 2/3), И (1 1/3), А(1/6) и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби. За каждую букву 1балл. ЗАДАНИЕ 4 Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел. 1 вариант: 5 5,4 3 -5 2,5 8 0,75 Д С М О К Л У Е Г Ж 2 вариант: -0,2 5 8 64 -32 -65 6 32 1 0,6 Р И М Ф У Щ Ю Е С Б Т В О За правильно выполненное задание 3балла. ЗАДАНИЕ 5 А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения: 1) -х=-6 2) -у=5 3) -(-(-х))=-1 4) -(-х)=5,3 5) -х=7-4,5 6) -р=8-41/7 7) –у+5=7,4 8) х= -(-9) 9) –р=-(-6) -5 - 3 6/7 6 -2,4 -6 5,3 1 9 -2,5 Ж Ц Д А Я Н А Н Ь За каждый правильно решенный пример 1балл. Дополнительное задание: Учебник № 306 5баллов МОЙ РЕЗУЛЬТАТ_______________________ МОЯ ОЦЕНКА _____________ Если вы набрали: От 40-32 баллов ставьте оценку 5 От 31-26 баллов ставьте оценку 4 От 25 -20 баллов ставьте оценку 3 ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ МОЯ ФАМИЛИЯ____________________ Задание: Оценка: Проверка ДЗ Устный счет Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Дополнительное задание Итого | |
Просмотров: 1469 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|