Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ. КУЗНЕЦОВА Т. Н. - УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ СОШ №10. Г. КАРАГАНДЫ. Изложение школьного курса математики основано на совместном использовании словесной и символико-графической форм описания учебного материала. Каждая из этих форм - это своеобразный язык, служащий для передачи информации. Поэтому добиться осознанного и точного понимания учебного материала можно лишь при условии одинаково высокой подготовки школьников к восприятию информации, закодированной каждым из этих способов. Однако практика работы в школе убеждает нас в том, что пока еще многие учащиеся находятся в сильной зависимости от формы подачи информации. Например, восьмиклассники легко и точно понимают смысл задания: «Решить уравнение 0,5х=х 2-5». Но многие из них не сразу осознают аналогичную цель в условии: «При каких значениях х верно равенство 0,5х = х 2-5?» И, наконец, почти все они испытывают самые серьезные затруднения при рассмотрении той же ситуации, но заданной словесно: «Найти число, половина которого меньше его квадрата на 5». Разумеется, математический язык и математическая речь не должны создавать дополнительные трудности для восприятия, но отказываться от различных форм предъявления информации тоже не следует. Необходимо варьировать формы подачи учебного материала в зависимости от его содержания и уровня общеязыковой подготовки школьников. Следующий тест состоит из двух серий: вербальной и невербальной. Вербальная серия предназначена для исследования словарного запаса учащихся, их умений соотносить понятие, выраженное словом, с его образом, проводить словесные аналогии, классифицировать объекты, заданные терминами. Невербальная серия развивает умение наблюдать, сравнивать, находить аналогии между фигурами, числовыми и буквенными выражениями, выделять существенные признаки фигур. В каждой серии есть как задания, имеющие единственное решение, так и те, которые допускают несколько равноправных, но логически неоднозначных решений. Последние задания называются открытыми. Они широко используются в тестовой методике и требуют только непротиворечивой и четкой аргументации ответа. Такие задания дают возможность испытуемым проявить свои творческие способности. ВЕРБАЛЬНАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ. 1. Напишите как можно больше математических терминов, содержащих букву «п». 2. Исключите лишнее слово: ЛУЧ, КРУГ, УГОЛ, КУБ, ДУГА. 3. Подумайте, что объединяет напечатанные заглавными буквами слова, и отметьте в нижнем ряду слово, которое к ним подходит: ЧЕТЫРЕ, ВОСЕМНАДЦАТЬ, СТО. А) пять, б) одиннадцать, в) тридцать семь, г) нуль, д.) один. 4.Заглавными буквами выделены три слова. Подумайте, как связаны два из них, и укажите в списке а) – г) четвертое слово, которое точно так же связано с третьим: САНТИМЕТР – МИЛЛИМЕТР, ГЕКТАР - ? А) километр, б) метр, в) квадратный дециметр, г) площадь. НЕВЕРБАЛЬНАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ. В следующих заданиях требуется вставить вместо вопросительных знаков недостающие числа, слова, рисунки или выражения. Процедура их выполнения такова: рассматривая элементы первой пары (или верхней строки) устанавливаем связь между ними, затем, рассуждая аналогично, находим недостающие элементы второй пары (или нижней строки). 1. МИР – РИМ, 3/7 -? 2. ПРОЗА КОМИК ДОМ 3. 1; 4; 9; 16; 25;… у = х 2 4. Для основной массы 14 – 15-летних школьников характерно наглядно-образное мышление. Математическая символика и графика (имеются в виду изображения геометрических фигур и графиков) сами по себе наглядны, хоть и являются кодировками абстрактных понятий. Но кодировка тех, же понятий в словесной форме стоит как бы ступенькой выше, так как из словесного ряда приходится выделять связи между понятиями, которые из символического или словесного представления видны непосредственно. Таким образом, в процессе преподавания математики 14 –15-летним школьникам учителю необходимо не только шире использовать невербальные средства обучения: таблицы, чертежи, рисунки, схемы, символическую запись и т. д., но и заботиться о том, чтобы школьники переходили к работе с новым материалом в словесной формулировке только лишь после того, как научатся успешно оперировать им на языке образов. Литература: | |
Просмотров: 5260 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|