Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Формирование функциональной грамотности на уроках математики как необходимый результат обучения современного школьника Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета, выходит за границы понятия «грамотный человек». В современном обществе значительно расширилось содержание понятия грамотность. Наряду с традиционной интерпретацией грамотности, характеризующей умение человека читать, писать, производить арифметические расчеты, стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность определяется как умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основании прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе. Она становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Ее все чаще рассматривают как индикатор общественного благополучия. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников, так как в современном казахстанском обществе присутствует и иное понятие – «функциональная неграмотность», то есть неграмотность человека, ранее владевшего соответствующими знаниями и умениями, но утратившего их в результате их невостребованности, либо неразвитость определенных умений и прикладных знаний в силу недостатков школьного образования. Кроме того, мы постоянно наблюдаем повышение по мере развития общества социальных требований, в результате которых люди уже не удовлетворяют новые «стандарты грамотности». Усиление внимания к термину «функциональная грамотность» обусловлено и проводимыми в Казахстане международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач (с описанием некоторой близкой к реальной ситуации, которая может содержать факты и данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы); решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин. Хочу привести пример задания, которое составляю для своих шестиклассников, стараясь «приблизить» математику и жизнь нашей школы: «Радиус клумбы на пришкольном участке, имеющей форму круга, равен 10 м. В среднем на каждый квадратный метр площади клумбы приходится по два декоративных вазона. Сколько примерно вазонов на клумбе?» Другим эффективным способом развития функцианальной грамотности является составление и выполнение компетентностно - ориентированных заданий. Задания практического содержания изменяют организацию традиционного урока и способны привить интерес ученика к изучению математики. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности. Вот еще одно задание, которое родилось в процессе подготовки к высадке рассады на пришкольном участке гимназии: На пришкольном участке одну из клумб, имеющую форму квадрата разбили на четыре прямоугольника (размеры указаны на рисунке в метрах). На каждом из участков нужно высадить цветы: герань, петунья, сальвия, агератум. 1. Найдите площадь каждого участка. 2. Сколько потребуется цветов каждого вида для высадки, если расстояние между сеянцами составляет 25см. при а=1,2м. 3. Сколько потребуется затратить средств школе для покупки семян, если: Наименование цветов Кол-во семян Стоимость герань 8 200тг Петунья- бархатная 8 120тг сальвия 15 40тг агератум 50 40тг Мои ученики и сами с удовольствием составляют такого рода задания. При использовании подобных заданий ученик сам определяет цель деятельности - педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик активен – педагог создает условия для активности. Кроме того, свою эффективность для развития функциональной грамотности школьников доказали такие формы работы как выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов; решение исследовательских задач с целью отработки установки на обязательное достижение цели – любыми доступными средствами; обучение умению читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (текстовой, графической, числовой, статистической и т.п.). Недостатком современных учебников по математике, с моей точки зрения, является то, что изложение учебного материала остается чаще всего информационным, в них мало заданий для творческой деятельности учащихся, заданий вариативного характера. Это открывает широкое поле для творчества учителя, но с другой стороны, может принести и некоторые затруднения учителю молодому, не имеющему достаточного опыта работы, в том числе и по составлению авторских заданий для своих учащихся. ученики и сами с удовольствием составляют такого рода задания. При использовании подобных заданий ученик сам определяет цель деятельности - педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик активен – педагог создает условия для активности. Кроме того, свою эффективность для развития функциональной грамотности школьников доказали такие формы работы как выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов; решение исследовательских задач с целью отработки установки на обязательное достижение цели – любыми доступными средствами; обучение умению читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (текстовой, графической, числовой, статистической и т.п.). Недостатком современных учебников по математике, с моей точки зрения, является то, что изложение учебного материала остается чаще всего информационным, в них мало заданий для творческой деятельности учащихся, заданий вариативного характера. Это открывает широкое поле для творчества учителя, но с другой стороны, может принести и некоторые затруднения учителю молодому, не имеющему достаточного опыта работы, в том числе и по составлению авторских заданий для своих учащихся. «Таксономию Блума» — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом (1913—1999). Благодаря использованию таксономического подхода можно конструировать систему задач для выполнения поставленных педагогических целей – формирования универсальных умений школьника, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры когнитивной сложности. Блум выделял шест шагов к обучению или 6 уровней учебной деятельности. 1. Знание 2. Понимание 3. Применение 4. Анализ 5. Синтез 6. Оценка Одаренные учащиеся получают индивидуальные задания таким образом, чтобы работать на четвертом, пятом и шестом уровне учебной деятельности, что необходимо для решения задач «продвинутого уровня», которые встречаются на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях. Способность к обобщению материала, пространственному представлению, способность к отвлеченному мышлению, анализу синтезу, сравнению – являются важными компонентами математических способностей. С помощью логических упражнений происходит формирование у детей гибкого мышления, дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять анализ и синтез, осуществлять оценку своих возможностей и достижений. Приведу примеры заданий: • Задача с «парадоксальными условиями»: Членам одной семьи сейчас вместе 73 года. Семья состоит из мужа, жены, дочери и сына. Муж старше жены на 3 года, дочь старше сына на 2 года. Четыре года назад членам семьи было вместе 58 лет. Сколько лет каждому члену семьи?(4) На первый взгляд можно подумать о несоответствии данных. Но проведя анализ приходим к выводу, что четыре года назад младшего члена семьи еще не было на свете. • Задача с неопределенными данными: «У малыша было 5 конфет «Мишка косолапый» и 8 конфет «Красная шапочка», он дал Карлсону несколько конфет. Сколько конфет осталось у Малыша». • Задачи «провокационные» - в которых автором пренамерено сделана ошибка. Анализ условия показывает, что описанный в задаче объект не существует. • Задачи с недостающими или избыточными данными: «Галя и ее отец плывут на лодке против течения реки. Собственная скорость лодки 90 м/мин, а скорость течения реки 30 м/мин. Галя уронила куклу в реку. На каком расстоянии от лодки будет находиться кукла через 4 мин?»(5) Если решить ее двумя способами и провести анализ можно заметить, что задача содержит избыточные данные. Можно предлагать задачи и с избыточными противоречивыми данными. • Задачи требующие переформулирования условия. В треугольной пирамиде боковые ребра попарно перпендикулярны и соответственно равны 5,6,7. Найдите объем пирамиды. В данной задаче переформулирование условия приводит к быстрому решению. Необходимо целенаправленно обучать учащихся приемам переформулирования. • Задачи с альтернативным условием: «Из двух пунктов расстояние между которыми 50 км выехали два всадника. Скорость первого 15 км/ч, а скорость второго всадника 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 1,5 часа? • Задачи требующие перевода на математический язык и обратно. Применение такой системы работы на уроках математики дает следующие результаты: В 2013-2014 учебном году мои учащиеся (5-6 классы), принимали участие в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях, заняли призовые места: Подвласова А 1 место Жарков И -2 место . В 2014-2015 году Шарипов В и Столяров Д в конкурсе « Кенгуру –математика для всех» заняли третье место. Таким образом могу утверждать, что формирование функциональной грамотности на уроках математики, а также система построения уроков с использованием заданий по таксономии Блума создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные умения – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Кроме того, как отмечается всеми педагогами-исследователями, грамотное применение технологий развивающего обучения в сочетании с формированием универсальных умений школьников дает рост качества обученности. Следующий вид заданий – это задачи с большим объемом информации, требующие от учащихся умение проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы: А) Михаил и Катя планируют однодневную экскурсию учащихся своего класса. Они предполагают отправиться из своей школы в Озерске в один из городов: Алексин, Болхов, Медынск или Деменск. Учащиеся могут отъехать от Озерска не более чем на 80 км, так как учительница сказала, что они должны вернуться в тот же день. Известно, что расстояние от Озерска до Медынска равно 80 км. Используйте изображенную выше карту, чтобы заполнить пустые клетки следующей таблицы, вставив слова «да» или «нет». В) Учительница сказала также, что должны быть выполнены три условия, связанные с распределением времени при проведении экскурсии. Эти условия заключаются в следующем: 1. Мы должны отправиться из Озерска в 9 ч утра или позже; 2. Мы должны вернуться в Озерск к 17 ч; 3. В любом городе, который мы посетим, мы должны провести не менее3 часов. Михаил и Катя использовали расписание движения автобусов, чтобы выяснить, можно ли выполнить условия, поставленные учительницей. Они стали заполнять следующую таблицу, но не закончили ее. а). Используйте расписания движения автобусов, представленные на следующей странице, чтобы заполнить клетки таблицы, относящиеся к городу Алексину. в). Используйте расписания движения автобусов, представленные на следующей странице, чтобы заполнить клетки таблицы, относящиеся к городу Медынску. C. Какие города можно посетить, выполнив три условия учительницы относительно распределения времени при проведении экскурсии? Литература 1. Периманова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта Петербургской школы)// Педагогика – 1999-№2 2. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» 3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5. 4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина» 5. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С. Математика 5 класс Алматы «Атамура» 2010 6. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ //Социологические исследования. - 2007. - №5 | |
Просмотров: 1062 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|