Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
«Действия с десятичными дробями» 5 класс Цель: - закрепление умений и навыков, учащихся в решении примеров и задач на все действия с десятичными дробями; - развитие творческой активности, мыслительной деятельности, внимания; - воспитывать самостоятельность, интерес к математике. Оборудование: картины, карточки. Ход урока: 1. Орг. момент. - Дорогие ребята! Сегодня мы являемся гостями Вернисажа. Знаете ли вы, что это такое? (выставка картин) Наш Вернисаж необычный, он математический и посвящен теме «Десятичные дроби» Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев даже сохранилась пословица «Попасть в дроби». Как вы думаете, что это означает? (попасть в тяжелое, трудное положение) Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Я думаю, что вы выдержите все испытания, которые вам сегодня встретятся. 2. Устная работа. Приступим к осмотру картин. 1. 2. 3. 4. +**,** *,* **,** Вот перед вами первая картина. Что же это за непонятные звездочки? И о чем нам говорит эта картина? (учитель по очереди показывает картины, дети рассказывают правила действий с десятичными дробями) А вот и следующая картина. На этой картине изображен робот, электронно-вычислительная машина, в которую вложена программа действий. Сейчас каждый из вас на время станет роботом. Я буду в ваши программы вводить числа, а вы будете печатать ответы. Старайтесь считать верно, иначе компьютер даст сбой и ваша программа разрушится. Начинаем работу. Я ввожу в программу число: ( 4, 20, 100 и т.д.)…… напечатан верный ответ. (см. рис. 1) А знаете ли вы, что впервые учение о десятичных дробях стал разрабатывать математик и астроном Аль- Каши (умер около 1430 г.) В Европе о трудах Аль- Каши долгое время не знали. Потребность же в более простых вычислениях с дробями с развитием науки и культуры росла, математики настойчиво искали пути решения этой проблемы. - - Рис 1 В 1585 г. (MDL XXXV), независимо от Аль- Каши, нидерландский учёный сделал важное открытие, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта маленькая работа всего 7 страниц содержала объяснение записи и правил действия с десятичными дробями (но он еще не пользовался запятой). Вот перед вами палитра художника. На ней каждому числу соответствует буква. Если правильно выполните задание, то расшифруете фамилию этого математика. 1. 0,5+12,38+11,5+7,62+8,37= (40,37) С 2. 1,55:0,005= (310) Т 3. 6,7*0,3-1,5= (0,51) И 4. 6,37-5,48= (0,89) В 5. 0,535*100:0,1= (5,35) Е 6. 4,99:0,01+101 = (600) Н ( по карточкам у доски). А вот следующая картина Незнайка всё сосчитал верно, но, поторопившись, забыл поставить запятые. Исправьте Незнайкины ошибки (картина с Незнайкой). 1.8+37=117 (8+3,7=11,7) 2.287+3=317 (28,7+3=31,7) 3.133-49=1281 (133-4,9=128,1) 4.1432-532=9 (14,32-5,32=9) Переходим к следующей картине. Как вы ребята думаете, что это значит? Конечно, нам нужно сравнить дроби. 37,097 и 37,1 0,057 и 0,05699 0,34 и 0,3377 7,189 и 7,2 5,479 и 5,5 0,2897 и 0,29 0,35 и 0,3500 29,3 и 9,99 А вот с этой картиной связана такая история. - Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза, сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то чёрное вещество. Название этого вещества зашифровано уравнением. Решите уравнение, корни уравнений замените буквами и вы узнаете, что это за вещество. 1.Х*0,7=49 (Г) 2.9,6:Х=0,8 (Р) 3.Х-7,56=2,24 (А) 4.1,8*Х=7,2 (Ф) 5.10,5:Х=3,5 (И) 6.25,4-Х=15,8 (Т) А вот из этой картины вы узнаете, в каком году случилось описанное событие. MDL XV (1565 г.) У первых карандашей было два недостатка, они пачкали пальцы и быстро ломались. Куски графита стали обматывать тесьмой, тканью, а для прочности смешивали с серой, смолой, сурьмой. Позднее стали добавлять глину, и смесь обжигали в печи. Такой карандаш, каким мы пишем сегодня, появился в конце 18 века. А вот ещё серия картин к поучительной истории, рассказанной Самуилом Яковлевичем Маршаком. Вот она с некоторыми нашими уточнениями. « Мельник на ослике ехал верхом. Мальчик за мельником плелся пешком. Глянь-ка, - толкует досужий народ, - Дедушка едет, а мальчик идет. - Где это видано? Где это слыхано? - Дедушка едет, а мальчик идет! ( Так двигались 0,5 часа со скоростью 3 км/ч) 0,5*3=1,5 км. - Дедушка быстро слезает с седла, - внука сажает верхом на осла. - Ишь ты! – вдогонку кричит пешеход. - Маленький едет, а старый идет! - Где это видано? Где это слыхано? - Маленький едет, а старый идет! ( Так продвигались 0,6 часа со скоростью 3,5 км/ч.) 3,5*0,6=2,1 км. - Дедушка с внуком плетутся пешком - Ослик на дедушке едет верхом. - Тьфу ты! – хохочет народ у ворот. - Старый осел молодого везет! - Где это видано? Где это слыхано? - Старый осел молодого везет. ( Так протащились 0,4 часа со скоростью 0,75 км/ч.) 0,75*0,4=0,3 км. Найдите всё расстояние? (1,5+2,1+0,3=3,9 км.) 3. Заключение. Картин, посвященных десятичным дробям, можно смотреть ещё долго. Но сегодня вернисаж уже закрывается. Работники вернисажа - десятичные дроби просят вас пополнить коллекцию картин, нарисовать свои картины и расшифровку этих картин. Всё это красочно сделать на альбомных листах и сдать в наш вернисаж. В труде применяем сложенье, Сложенье – и честь и почет: К уменью прибавим терпенье, А сумма успех принесет! Нельзя забывать вычитанье Чтоб зря не потратился день, Из суммы старанья и знанья Мы вычтем безделье и лень! В труде умноженье поможет Чтоб дельной работа была, Стократ трудолюбье умножим- Умножатся наши дела. Деленье нам служит на деле, Оно нам поможет всегда. Кто поровну трудности делит, Разделит успехи труда. Поможет любое из действий, Они нам удачу несут, И в жизни, поэтому вместе Шагают наука и труд! | |
Просмотров: 813 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|