Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

"Решение иррациональных уравнений и их систем" открытый урок в 11 классе
Ковальчук Мария Николаевна
учитель математики
КГУ «Костряковская средняя школа» отдела образования акимата Федоровского района

е-mail: maria.kovalhuk.76@mail.ru

Класс: 11
Предмет: алгебра и начала анализа
Тема урока: Решение иррациональных уравнений и их систем.
Цели урока:
Образовательные:
• Повторить теоретические знания, используемые при решении иррациональных уравнений; закрепить основные методы решения иррациональных уравнений и их систем, предупредить появление типичных ошибок при подготовке к ЕНТ.
Развивающие:
• Способствовать развитию алгоритмического и операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
развитию коммуникативных компетенций: общение и взаимодействие в группе и в
парах; формирование компетенции публичного выступления.
Воспитательные:
• Выработка объективной оценки своих достижений;
формирование ответственности.
Тип урока: урок закрепления
Оборудование: презентация Power Point; раздаточный материал, ПК.
Технология: внедрение идей семи модулей Программы (третьего базового уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан)

Ход урока:
1. Орг. момент.
• Деление на группы: учащиеся делятся на группы по цвету (на перемене)
• Создание колоборативной среды: приветствие, тренинг «Настроение»
Учитель: Добрый день дорогие ребята! Свой урок я хотела бы начать с минутки хорошего настроения. Давайте возьмемся все за руки, посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу. Пожелаем друг другу удачи и хороших оценок на уроке. Я думаю, вы готовы к сотрудничеству. Пожалуйста, присаживайтесь.
• Определение темы урока.
Слайд 1
Учитель: Для определения темы нашего урока предлагаю посмотреть небольшой ролик «Математические рассуждалки».
Учащиеся смотрят ролик, рассуждают о теме урока.
Вопрос: О чем идет речь? (о иррациональных уравнениях)
Вопрос: Как будет называться совокупность нескольких иррациональных уравнений? (системой иррациональных уравнений)
Итак, тема урока: Решение иррациональных уравнений и их систем.
Давайте поставим к уроку цели. Совместное целеполагание с учащимися.
Слайд 2
Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова Станислава Коваля: “Уравнения– это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Т.е, другими словами можно сказать, что вам надо подобрать такой ключик к решению иррациональных уравнений и их систем, чтобы на ЕНТ решить их быстро.
У каждого из вас есть оценочные листы, куда вы будете заносить оценки за каждый вид работы. В конце урока подведем итоги.
2. Актуализация опорных знаний
• Проверка д/з по карточкам №129(1,3) (самооценка по критериям) Приложение 1
Учитель: Итак, проверяем практический и теоретический материал по теме. Открываем тетради, самопроверка д/з по карточкам, которые лежат у вас на партах, исправляем ошибки, делаем для себя выводы, выставляем оценку по заданным критериям. Ученики проверяют правильность выполнения домашнего задания, выставляют оценки.

Критерии оценивания: «5» - выполнены оба уравнения без ошибок
«4» - в одном из уравнений допущена одна ошибка при
вычислении
«3» - выполнено без ошибок одно уравнение
Учитель: Отступаем от оценки две клетки, записываем число и тему урока.
Слайд 3
Учитель: Теперь повторим некоторые вопросы теории, которая является фундаментом для решения иррациональных уравнений и их систем. Работаем коллективно.
• «Установи соответствие» (Устная коллективная работа)

Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили в каком случае при решении уравнений необходимо выполнять проверку, в каком случае не нужно, и какие уравнения не имеют решения. О каком методе решения уравнений мы не вспомнили? (о методе решения введением новой переменной)
Давайте еще раз назовем основные методы решения уравнений.
1. Метод возведения в степень равную показателю корня
2. Метод введения новой переменной.
3. Метод анализа.
3.Закрепление знаний, умений и навыков учащихся на решение уравнений и систем
Слайд 4
Учитель: Для закрепления методов решения уравнений выполним следующее задание. Работая с таблицами в группах вам необходимо указать метод решения данных уравнений и необходимость выполнения проверки.
• Работа с таблицей. (Групповая работа, взаимопроверка между группами)
Задание: Определить метод решения уравнений и необходимость выполнения проверки.
Учащиеся заполняют концептуальную таблицу (проводят сравнительный анализ). Приложение 2

Учитель: Обмениваемся в группах таблицами, проверяем, спикер выставляет оценки членам группы, принимавшим участие в заполнении таблицы, по критериям.
Учащийся, выполнивший 1 задание из таблицы – 1б, два задания – 2б, три задания- 3б.
Давайте посмотрим, какая группа набрала больше баллов. Максимально вы могли набрать по 11 баллов. Баллы первой группы…, баллы второй группы…Молодцы!

Итак, мы повторили основные методы решения уравнений и их систем.
Теперь я попрошу представителя от 1 группы выбрать задание, решаемое 1 методом, решает у доски самостоятельно. Представитель от второй группы выбирает задание, решаемое 2 методом, решает у доски с комментариями.
Учащийся от 1 группы решает задание самостоятельно, учащийся от второй группы решает у доски с комментариями. Класс записывает в тетради решение 2-го учащегося. После комментирует решение первый ученик.
За выполнение данного задания без ошибок с полным комментарием решения ученик получает – 3б, за решение без комментарий – 2 балла, допущена ошибка- 1 балл.
Слайд 5
Учитель: Древнегреческий поэт Нивей говорил, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Итак, работаем самостоятельно.
Математическая эстафета. (индивидуальная работа, самопроверка)
Учащимся раздается по 5 карточек с разноуровневыми заданиями (по количеству учащихся в группе) Необходимо за 6 минут решить максимум 6 заданий, задания можно брать из любого уровня. Приложение 3

Слайд 6
Самопроверка, выставление баллов в оценочные листы. Оценка уровня успешности: « Кто набрал баллы на удовлетворительно, на хорошо, на отлично. Молодцы!»

• Физминутка «Две сестрички- две руки»
Слайд 7
• Решение методом анализа заданий по ЕНТ
Учитель: Теперь закрепляем решение уравнений и систем, решаемых методом анализа. Для этого разобьёмся на пары. (Каждая группа получает кружочки с цифрами от 1- до 5, разбиваются на пары)
Задача в течении 1-2 минут выполнить задание и ответить на поставленный вопрос: Какую ошибку можно допустить при решении подобных заданий на ЕНТ? Выступаем, возвращаемся на места в группы. Каждый участник пары получает 1 б - за верно выполненное задание, 3б - за верно выполненное задание и верный ответ на вопрос. Ученик, выступающий у доски получает дополнительно 1б.
Задание парам. Приложение 4
1 пара
«Найди ошибку»

2пара
Найти верный ответ

3 пара
Найти корень уравнения

4 пара
Указать интервал содержащий корень уравнения
5 пара
Найти ОДЗ переменной

Слайд 8
• Работа по сборникам ЕНТ
Учитель: Теперь вам предстоит выполнить задание из сборников по ЕНТ и постарайтесь не допустить типичных ошибок. Каждый из вас находит в сборнике иррациональное уравнение или систему, кому, что попадется. Решаете оптимальным на ваш взгляд методом. Главное решить быстро и правильно.
(по окончании времени) Поставили вариант ответа, передали тетради по часовой стрелке, проверили другу друга. Выставили баллы в оценочный лист. Вы знаете, что за любое решенное задание из сборника получаете 1 балл.

• Контрольный тест
Слайд 9
Проверочный тест из 4 вариантов. Приложение 5

Двое учащихся, с повышенной мотивацией к обучению (Динара и Руслан), выполняют интерактивный тест на ноутбуках.
(По окончании времени, взаимопроверка в парах)
Критерии оценивания Баллы

За верно выполненные 5,6 заданий 5
За верно выполненные 4 задания 4
За верно выполненные 3 задания 3
4. Подведение итогов урока. Оценивание. Домашнее задание.
Рефлексия.

Количество набранных баллов Оценка
От 10 - до 16 «3»
От 17 – до 23 «4»
От 24 и выше «5»
Слайд 10
Учитель: Ну, что ребята мы плодотворно работали и пришла пора перевести ваши баллы в оценки.

Слово спикерам.
Откройте дневники, поставьте оценку и запишите д/з, оно у вас на обратной стороне оценочного листа.
Домашнее задание: обязательный уровень №130(1), стр 95 №9 или №11, дополнительно найти и решить, 5 заданий по теме из сборников по ЕНТ. (Повторить свойства корня n-ой степени)
Учитель: Теперь я попрошу вас, проанализируйте свою деятельность на уроке. Давайте подведем итоги. Достигнуты ли нами цели урока?
Прием «Не законченные предложения» Приложение 6
Сегодня я более подробно узнал(а) как можно …
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а) …
Я приобрел(а)…
Сегодня у меня получилось …
Я смог…
Мне понравилось …
Меня удивило…
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
Я считаю, что урок цели достиг (не достиг…) т.к. мы обобщили…, повторили…, закрепили…
Слайд 11
Учитель: Теперь я хочу вас попросить отразить свой уровень успешности владения темой урока на Древе Знаний.
Зеленый цвет: Знаю, могу выполнять
Красный цвет: Надо повторить, вызывает затруднения
Слайд 12
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой “золотой ключик”, с помощью которого перед вами открывались бы любые двери.
Спасибо за урок! До свидания!

Источник: https://cloud.mail.ru/public/9yp9/a5WDebJqa
Категория: Математика | Добавил: mariakovalhuk76 (2016-03-08) | Автор: Мария E
Просмотров: 1998 | Комментарии: 7 | Теги: открытый урок 11 класс по математик, иррациональные уравнения, математика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru