Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Использование ИКТ, как условие повышения познавательной активности учащихся
«Использование ИКТ, как условие повышения познавательной активности учащихся к предмету математики»

Математика, как ни какой другой предмет способствует развитию у школьников мышления, памяти, гибкости ума, внимательности, но в то же время своей иногда кажущейся сложностью, особенно в старшем звене у учащихся теряется интерес к изучению этой науки. Именно поэтому необходимо постоянно развивать и поддерживать познавательную активность учащихся.
Использование ИКТ на уроках математики дает больше возможностей в осуществлении триединой дидактической цели урока:
- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
- развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, умения работать в коллективе.

Что же включает в себя ИКТ при изучении математики?

Это в первую очередь рабочие презентации к урокам, способствующие экономии времени и большей наглядности изучаемого материала. К тому же презентацию сопровождающую урок каждый учащийся может затем проработать дома, что облегчает выполнение домашнего задания. Демонстрация видео, особенно в среднем звене на уроках полезно использовать небольшие исторические фрагменты, либо физминутки с звуковым сопровождением. Компьютерное тестирование, способствует развитию умения работать в строго определенных временных рамках и дает возможность быстрой оценки качества знаний. В среднем звене наряду с тестами используются электронные мазайки для устного счета и флеш игры. В старших классах использование ИКТ играет огромную роль при изучении стереометрии.
В современном мире каждый учащийся имеет доступ к компьютеру и интернету если не дома, то в школе. В связи с этим с целью развития познавательного интереса учащихся даются домашние работы в виде подготовки мини-проектов (например «Симметрия вокруг нас», «Рисуем по координатам», «Геометрия танца» и т.д.), презентаций («Великие математики», «Возникновение геометрии», «Мир чисел», происхождение математических терминов и т.д.). Всё это способствует развитию самостоятельной работы учащихся, умения находить важное в большом объеме информации, умения преподносить найденный материал в нужной и интересной форме. Учащиеся старших классов уже свободно владеющие компьютером используют электронные учебники для более прочного закрепления материала в домашних условиях, посредством компьютерных программ создают тестовые оболочки.
В последнее время, к привычным нам уже презентациям и компьютерным технологиям добавились мобильные. В сети интернет множество приложений, как игровых, так и обучающих, способствующих развитию математического интереса. С целью стимулирования учащихся, можно вводить соревновательный момент. Вместе с детьми выбрать обучающую игру (Царь математики, математические хитрости и т.д.) и поощрять победителя.
В сети интернет посредством LearningApps можно создавать самостоятельно игровые упражнения, которые с удовольствием выполняют учащиеся среднего звена. Для старших классов целесообразней использовать виртуальные комнаты и социальные сети.
Таким образом, ИКТ дает нам огромную помощь в развитии познавательного интереса и математических способностей детей, как на уроках, так и дома.

Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс (2 часа)

Цели занятия:
Образовательные:
• ознакомление учащихся с понятием «криволинейная трапеция»;
• рассмотрение разных способов (приближенный и точный) вычисления площади «криволинейной трапеции»;
• выведение формул для вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла;
• прорабатывание типичных задач по данной теме.
Воспитательные:
• развитие познавательного интереса и уважения к дисциплине;
• воспитание взаимопомощи при выполнении групповых заданий;
• воспитание настойчивости, упорства в достижении целей.
Развивающие:
• развитие логического мышления;
• развитие умения искать ответы на вопросы;
• развитие внимания и самостоятельности;
• развитие творческого мышления.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: беседа с активным привлечением учеников к обсуждению учебных вопросов.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с заданиями для математического диктанта, для изучения теоретического материала, для закрепления материала, для выполнения домашнего задания), мультимедиа проектор, ПК, приложение MS Excel.

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ Этапы
занятия Время, мин Дидактические средства Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1 Организационный момент
2 ПК, мультимедиа проектор (слайд 1) Приветствие ученики; проверка отсутствующих по журналу Слушают учителя
2 Тема занятия (математический диктант на повторение пройденного материала); цели занятия

10 ПК, мультимедиа проектор (слайд 2–3), карточки для
Математичес-кого диктанта
Предлагает с помощью математического диктанта повторить пройденный ранее материал, узнать ключевые слова темы занятия; сообщает тему и цели занятия Находят правильные ответы на заранее заготовленных карточках, отгадывают ключевые слова темы занятия; пытаются сформулировать тему занятия; записывают тему в тетрадь
3 Изучение нового материала:
а) Понятие «криволинейной трапеции»
5 ПК, мультимедиа проектор (слайд 4–5) Формулирует понятия «криволинейной трапеции» и их виды Делают чертеж и краткую запись в тетрадь
б) Вычисление площади «криволинейной трапеции» (разными способами)

15
ПК, мультимедиа проектор (слайд 6–11), приложение MS Excel Обсуждает с учениками вычисление площади приближенным и точным методами; предлагает рассмотреть задачу по готовому чертежу для вычисления площади разными способами Принимают участие в обсуждении поставленных вопросов; делают краткие записи в тетрадь; решают предложенную задачу в тетради; два ученика решают задачу приближенным методом с использованием ПК (приложение MS Excel); делают выводы о проделанной работе
в) Вычисление площадей фигур по чертежам

20 ПК, мультимедиа проектор (слайд 12–16), карточки с чертежами
для изучения теоретическо-го материала, доска
Предлагает ученикам самостоятельно вывести формулы для вычисления площадей фигур, опираясь на изученный материал; делает вывод проделанной учениками работы; задает дополнительные вопросы; дает алгоритм вычисления площадей фигур Работают самостоятельно мини группами (2–4 ученика); показывают вывод формул (3 ученика) у доски по заранее заготовленным слайдам; делают краткие записи в тетрадь
4 Закрепление материала (решение типичных задач)
30 ПК, мультимедиа проектор (слайд 16),
доска, карточки с заданиями
для закрепления материала
Дает ученикам задания по карточкам; контролирует ход решения задач; задает дополнительные вопросы Решают задачи у доски, поясняя ход решения (№ 1–№ 4), самостоятельно (№ 5)
5 Домашнее задание 2 ПК, мультимедиа проектор (слайд 17–18), карточки с чертежами
Объясняет домашнее задание Слушают учителя; задают вопросы
6
Контроль знаний (обратная связь)

3 ПК, мультимедиа проектор (слайд 19–20), карточки для проверки контроля знаний Предлагает тест по заранее заготовленным чертежам Работают самостоятельно
7 Подведение итогов занятия, выставление оценок
3 ПК, мультимедиа проектор (слайд 21), Подводит итоги занятия; делает соответсвую-щие выводы; выставляет оценки учащимся Слушают выводы; задают вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Математический диктант
(карточки – ответы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки с фигурами для работы в аудитории
Задание: Вывести формулы для вычисления площадей данных фигур.

Фигура № 1 Фигура № 2

3

Фигура № 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задачи на вычисления площадей фигур с помощью определенного интеграла
Задача № 1
Вычислите площадь фигуры, ограниченной параболой и осью абсцисс.
Задача № 2
Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямыми , .
Задача № 3
Вычислите площадь фигуры, ограниченной ветвью гиперболы и прямыми .
Задача № 4
Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямой и параболой .
Задача № 5
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями и .

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест (контроль знаний)
Зад.1 (Рис. 1) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры?
с) ; х) ; п) ; г)
Зад. 2 (Рис. 2) Найти неизвестное значение х
д) 1; б) 2; ч) 3; в) 4
Зад. 3 (Рис. 2) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры?
и) ; к) ; а) ; е)
Зад. 4 (Рис. 3) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры?
л) ; ф) ; р) ; м)
Зад. 5 (Рис. 4) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры?
н) ; у) ; с) ; ю)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Карточки с фигурами для работы дома
Задание: Вывести формулы для вычисления площадей данных фигур.

Фигура № 1 Фигура № 2

Фигура № 3 Фигура № 4
Категория: Математика | Добавил: daliyao7990 (2016-08-01) E
Просмотров: 552 | Теги: урок, ИКТ, математика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru