Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
«Использование ИКТ, как условие повышения познавательной активности учащихся к предмету математики» Математика, как ни какой другой предмет способствует развитию у школьников мышления, памяти, гибкости ума, внимательности, но в то же время своей иногда кажущейся сложностью, особенно в старшем звене у учащихся теряется интерес к изучению этой науки. Именно поэтому необходимо постоянно развивать и поддерживать познавательную активность учащихся. Использование ИКТ на уроках математики дает больше возможностей в осуществлении триединой дидактической цели урока: - образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; - развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; - воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, умения работать в коллективе. Что же включает в себя ИКТ при изучении математики? Это в первую очередь рабочие презентации к урокам, способствующие экономии времени и большей наглядности изучаемого материала. К тому же презентацию сопровождающую урок каждый учащийся может затем проработать дома, что облегчает выполнение домашнего задания. Демонстрация видео, особенно в среднем звене на уроках полезно использовать небольшие исторические фрагменты, либо физминутки с звуковым сопровождением. Компьютерное тестирование, способствует развитию умения работать в строго определенных временных рамках и дает возможность быстрой оценки качества знаний. В среднем звене наряду с тестами используются электронные мазайки для устного счета и флеш игры. В старших классах использование ИКТ играет огромную роль при изучении стереометрии. В современном мире каждый учащийся имеет доступ к компьютеру и интернету если не дома, то в школе. В связи с этим с целью развития познавательного интереса учащихся даются домашние работы в виде подготовки мини-проектов (например «Симметрия вокруг нас», «Рисуем по координатам», «Геометрия танца» и т.д.), презентаций («Великие математики», «Возникновение геометрии», «Мир чисел», происхождение математических терминов и т.д.). Всё это способствует развитию самостоятельной работы учащихся, умения находить важное в большом объеме информации, умения преподносить найденный материал в нужной и интересной форме. Учащиеся старших классов уже свободно владеющие компьютером используют электронные учебники для более прочного закрепления материала в домашних условиях, посредством компьютерных программ создают тестовые оболочки. В последнее время, к привычным нам уже презентациям и компьютерным технологиям добавились мобильные. В сети интернет множество приложений, как игровых, так и обучающих, способствующих развитию математического интереса. С целью стимулирования учащихся, можно вводить соревновательный момент. Вместе с детьми выбрать обучающую игру (Царь математики, математические хитрости и т.д.) и поощрять победителя. В сети интернет посредством LearningApps можно создавать самостоятельно игровые упражнения, которые с удовольствием выполняют учащиеся среднего звена. Для старших классов целесообразней использовать виртуальные комнаты и социальные сети. Таким образом, ИКТ дает нам огромную помощь в развитии познавательного интереса и математических способностей детей, как на уроках, так и дома. Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс (2 часа) Цели занятия: Образовательные: • ознакомление учащихся с понятием «криволинейная трапеция»; • рассмотрение разных способов (приближенный и точный) вычисления площади «криволинейной трапеции»; • выведение формул для вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; • прорабатывание типичных задач по данной теме. Воспитательные: • развитие познавательного интереса и уважения к дисциплине; • воспитание взаимопомощи при выполнении групповых заданий; • воспитание настойчивости, упорства в достижении целей. Развивающие: • развитие логического мышления; • развитие умения искать ответы на вопросы; • развитие внимания и самостоятельности; • развитие творческого мышления. Тип занятия: изучение нового материала. Вид занятия: беседа с активным привлечением учеников к обсуждению учебных вопросов. Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с заданиями для математического диктанта, для изучения теоретического материала, для закрепления материала, для выполнения домашнего задания), мультимедиа проектор, ПК, приложение MS Excel. ХОД ЗАНЯТИЯ № Этапы занятия Время, мин Дидактические средства Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный момент 2 ПК, мультимедиа проектор (слайд 1) Приветствие ученики; проверка отсутствующих по журналу Слушают учителя 2 Тема занятия (математический диктант на повторение пройденного материала); цели занятия 10 ПК, мультимедиа проектор (слайд 2–3), карточки для Математичес-кого диктанта Предлагает с помощью математического диктанта повторить пройденный ранее материал, узнать ключевые слова темы занятия; сообщает тему и цели занятия Находят правильные ответы на заранее заготовленных карточках, отгадывают ключевые слова темы занятия; пытаются сформулировать тему занятия; записывают тему в тетрадь 3 Изучение нового материала: а) Понятие «криволинейной трапеции» 5 ПК, мультимедиа проектор (слайд 4–5) Формулирует понятия «криволинейной трапеции» и их виды Делают чертеж и краткую запись в тетрадь б) Вычисление площади «криволинейной трапеции» (разными способами) 15 ПК, мультимедиа проектор (слайд 6–11), приложение MS Excel Обсуждает с учениками вычисление площади приближенным и точным методами; предлагает рассмотреть задачу по готовому чертежу для вычисления площади разными способами Принимают участие в обсуждении поставленных вопросов; делают краткие записи в тетрадь; решают предложенную задачу в тетради; два ученика решают задачу приближенным методом с использованием ПК (приложение MS Excel); делают выводы о проделанной работе в) Вычисление площадей фигур по чертежам 20 ПК, мультимедиа проектор (слайд 12–16), карточки с чертежами для изучения теоретическо-го материала, доска Предлагает ученикам самостоятельно вывести формулы для вычисления площадей фигур, опираясь на изученный материал; делает вывод проделанной учениками работы; задает дополнительные вопросы; дает алгоритм вычисления площадей фигур Работают самостоятельно мини группами (2–4 ученика); показывают вывод формул (3 ученика) у доски по заранее заготовленным слайдам; делают краткие записи в тетрадь 4 Закрепление материала (решение типичных задач) 30 ПК, мультимедиа проектор (слайд 16), доска, карточки с заданиями для закрепления материала Дает ученикам задания по карточкам; контролирует ход решения задач; задает дополнительные вопросы Решают задачи у доски, поясняя ход решения (№ 1–№ 4), самостоятельно (№ 5) 5 Домашнее задание 2 ПК, мультимедиа проектор (слайд 17–18), карточки с чертежами Объясняет домашнее задание Слушают учителя; задают вопросы 6 Контроль знаний (обратная связь) 3 ПК, мультимедиа проектор (слайд 19–20), карточки для проверки контроля знаний Предлагает тест по заранее заготовленным чертежам Работают самостоятельно 7 Подведение итогов занятия, выставление оценок 3 ПК, мультимедиа проектор (слайд 21), Подводит итоги занятия; делает соответсвую-щие выводы; выставляет оценки учащимся Слушают выводы; задают вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Математический диктант (карточки – ответы) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карточки с фигурами для работы в аудитории Задание: Вывести формулы для вычисления площадей данных фигур. Фигура № 1 Фигура № 2 3 Фигура № 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задачи на вычисления площадей фигур с помощью определенного интеграла Задача № 1 Вычислите площадь фигуры, ограниченной параболой и осью абсцисс. Задача № 2 Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямыми , . Задача № 3 Вычислите площадь фигуры, ограниченной ветвью гиперболы и прямыми . Задача № 4 Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямой и параболой . Задача № 5 Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями и . ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест (контроль знаний) Зад.1 (Рис. 1) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры? с) ; х) ; п) ; г) Зад. 2 (Рис. 2) Найти неизвестное значение х д) 1; б) 2; ч) 3; в) 4 Зад. 3 (Рис. 2) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры? и) ; к) ; а) ; е) Зад. 4 (Рис. 3) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры? л) ; ф) ; р) ; м) Зад. 5 (Рис. 4) По какой формуле нужно вычислить площадь фигуры? н) ; у) ; с) ; ю) ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Карточки с фигурами для работы дома Задание: Вывести формулы для вычисления площадей данных фигур. Фигура № 1 Фигура № 2 Фигура № 3 Фигура № 4 | |
Просмотров: 557 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|