Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
М.Н. Жгун учитель математики средней школы № 17 Восточно-Казахстанская область, г. Риддер Не секрет, что академическая успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. А что же имеем мы на данный момент? Учебник, сборник заданий, тетрадь – вот основной набор материалов, которыми пользуются учащиеся и педагоги в образовательном процессе. Результатом применения такого «набора» является снижение интереса к предмету, в частности, к математике. При этом преподаватель выступает лишь «транслятором» знаний. Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед преподавателем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний. Приступая к изучению вопроса об эффективности ИКТ, я для начала вспомнила и повторила понятие «педагогическая технология» из учебника «Педагогика». Само понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах: научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). Как же определить информационно-коммуникационные технологии? Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Автор книги «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Полат Е. С. предлагает использовать следующие методы обучения: метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, а также широкое применение компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. А также даёт определение: компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся. Цель работы: изучение и применение новых средств, форм и методов обучения для повышения эффективности урока и развития познавательной активности учащихся. Задачи: воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, сети Интернет; вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ. Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени добиться следующих целей: представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др); повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации); использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; вовлечение учащихся в сознательную деятельность; использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу. Наиболее эффективно использование компьютера при: мотивации введения понятия; обучении (подаче материала); демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний; организации исследовательской деятельности учащихся; интегрировании предметов естественно-математического цикла. Изучение программных средств я начала с прикладного программного обеспечения Windows - пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel) и стандартного комплекта программ. Их применение и значимость для обеих сторон образовательного процесса я привела в таблице. (приложение 1) Параллельно я приступила к изучению и использованию Интернет-ресурсов. Среди их многообразия хочу выделить Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расположенную на сайте: http://school-collection.edu.ru/. Здесь размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют педагога на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в образовательных учреждениях, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Большую помощь в моей работе оказывают инновационные разработки Единой коллекции ЦОР – это программы-тренажёры, демонстрационные материалы, интерактивные лабораторные работы и т.д. Использование Интернет – ресурсов позволяет: 1) мне, как преподавателю, пополнять банк материалов для проведения уроков. Для этой цели я посещаю следующие образовательные сайты: www.openclass.ru; www.pedsovet.su; http://festival.1september.ru; www.uroki.net; http://www.klyaksa.net и др. 2) учащимся: находить нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для этого им предоставляется большой объём информации; проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в школе, так и в домашних условиях. Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному: Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Тем более если в школе функционирует не только кабинет информатики, но и компьютерный кабинет, оборудованный компьютером и видеопроектором, интерактивной доской. Кроме того, компьютер можно использовать в индивидуальном режиме: Работа с обучающей и тестовой программой. В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков. Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика. При подготовке к урокам я также использую Интернет ресурсы. Перспективы: вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа); использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office (тесты в Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов); использование Интернет ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности. Мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для объявления темы Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 2. Как сопровождение объяснения учителя В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации производится на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. 3. Как информационно-обучающее пособие В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата. Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков. 4. Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо. Преимущества использования мультимедийных презентаций Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Результативность Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение средств ИКТ на уроках позволило мне: Экономить время на уроках; Снизить нагрузку учащихся; Совершенствовать традиционные методы обучения; Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении; Повысить мотивацию обучения, а как следствие: Улучшить усвоение предмета. В дальнейшем я планирую продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть: дальнейшее повышение мотивации обучения, а следовательно, качества знаний, участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике и интеллектуального характера, формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации. Список литературы: Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с. Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобщения». ТОИПКРО 2004г. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». Борчугова З.Н. « Организация контроля знаний учащихся в обучении математики.». 1998г. Черемисина Л.Д. «Иду на урок». ТОИПКРО. 2005г. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002. Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002, № 12. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7. Приложение 1 Программные средства и их использование в образовательном процессе Программный продукт Практическое применение Значение Для учащегося Для преподавателя PowerPoint (пакет Microsoft Office) - редактор мультимедийных презентаций Позволяет представить учебный материал в виде ярких мини - конспектов урока. Использование презентаций целесообразно: *на любом этапе изучения темы; *на любом этапе урока; *на таких типах урока как урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, урок обобщения и систематизации знаний. Применение презентаций позволяет повысить эффективность методов обучения: объяснительно-иллюстративного, наглядного, словесного и т.д. Увеличение наглядности, эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты), что позволяет облегчить запоминание и усвоение материала; при подготовке собственных презентаций по предметам формируются навыки самостоятельной продуктивной деятельности Сокращает время обучения, возможность использования регионального краеведческого материала, т.е. усилить воспитательный момент урока, вызывает интерес учащихся, активизирует работу учащихся на уроке, позволяет представить материал в эстетическом виде Microsoft Office Word-текстовый редактор Один из важнейших дидактических принципов - наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить различный дидактический материал: текст с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками, таблицами и контрольными вопросами, опорные конспекты к урокам, карточки с заданиями и тесты для самостоятельной работы. Разработанный дидактический материал можно использовать на любом типе урока, а также на любом этапе урока. Возможность приобрести навыки электронного набора и оформления текста, мотивирует к совершенствованию первоначальных результатов, активная деятельность с наглядным пособием, концентрация внимания на наиболее трудных местах изучаемого материала, творческий подход при оформлении рефератов, сообщений и т.д. Возможность наглядно представить весь изучаемый материал урока, возможность формирования, разработки и совершенствования комплекта дидактических материалов в зависимости от уровня подготовленности учащихся Excel (пакет Microsoft Office) - редактор электронных таблиц Позволяет создавать таблицы; созвать программы вычислений по формулам при выполнении лабораторных и практических работ; строить графики, диаграммы; создавать тестовые программы любой сложности; составлять кроссворды и чайнворды. Всё перечисленное можно использовать на уроках закрепления знаний, отработки практических навыков, на таких этапах урока, как закрепление знаний и контроль знаний. дают возможность учащемуся самостоятельно вводить формулы для расчета тех или иных значений во время выполнения лабораторных работ; наглядное представление зависимости величин; повышение познавательной и творческой активности; получение объективной оценки за свои знания, а как следствие, снижается негативное восприятие учителя как человека Быстрая проверка правильности расчётов, произведённых учеником во время выполнения лабораторной работы; сокращение времени на проверку знаний учащихся; реализация индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении; снижается уровень накопления негативных эмоций, связанных с применением карательных мер в отношении учащегося Программы - тренажёры Можно применять на уроке обобщения и закрепления знаний; на уроке изучения и первичного закрепления новых знаний (на этапах первичной проверки усвоения знаний, контроля и самопроверки знаний), на комбинированном уроке. Программу-тренажёр можно разработать с помощью редактора PowerPoint. Однако, на разработку своих тренажёров требуется немало времени. Поэтому можно воспользоваться уже разработанными. К примеру, в Единой коллекции ЦОР я обнаружила ИУМК «Математика на компьютерах». В этот методический комплекс входят программные модули: демонстрационные и обучающие программы; тренажёры и тестирующие программы; развивающие программы. Стремление проявить свои знания, сделать лучше; воспитывает навыки самоконтроля; своевременная коррекция знаний и стремление к самообразованию, воспринимается как своеобразная игра; разнообразие учебного процесса. Возможность создавать свои тесты с учетом индивидуальных особенностей класса и учащегося в отдельности; постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися; реализация личностного подхода; | |
Просмотров: 811 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|