Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Особенности работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
Особенности работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об отношении к школе и мотивах учения. Работа над данной проблемой, было выявлено три типа слабоуспевающих.

Первый тип – СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношение к учёбе.

Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. Неуспех в учёбе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип – НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Учащиеся этого типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряжённого труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируется навыки умения, умения преодолевать трудности. Наряжу с этим у них складывается определённый подход к работе: небрежное её выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведёт к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняет отсутствие навыков в самостоятельной учебной работе.
Третий тип – СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причём полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Кому какая помощь нужна?


СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приёмов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно.
Ощутимых результатов всё это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное а работе с ними – учить учиться.

Остановимся на некоторых приёмах работы. К ним относятся:
• Алгоритмизация деятельности;
• Отработка вычислительных навыков;
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока;
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
• Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!).

Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей.
Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уровне – лекции и включает в себя три этапа. Первый этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос. Второй этап: Составление плана решений. Третий этап: Заключительный анализ решённой задачи (учебник ещё раз рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие).
Дальнейшая отработка алгоритма выполнения на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением материала очень часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что – то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.


Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. По основным темам выделяем несколько основных задач.
Теперь, имея алгоритм, учащиеся могут перейти к математической модели без большого труда.

Другое дело, что здесь нужны вычислительные навыки. В этом могут помочь систематические задания устного характера. Для решения этой проблемы я использую папку для устного счёта (комплект таблиц).

В начале урока при проверке устного счёта идёт не фронтальная работа с классом, а индивидуальная, с последующей проверкой каждого учащегося. В начале урока дежурные раздают таблицы. Выполняя задания, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Время выполнения работы и количества заданий определяет учитель, в зависимости от уровня подготовленности класса.

Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава и т. д.

Следующая применяемая форма устного счёта «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы можно давать молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия.
Задания легко применять, достаточно только заменить знаки арифметических действия, стоящие рядом «внутренними» числами.

Учащимся нравится ставить оценки учителю! Для этого необходимо выполнить задания «Графического диктанта», в котором допущены ошибки. Если ученик согласен с утверждением, то ставит «+», если нет «-«. Самое интригующие впереди – учитель, за выполненную работу, может получить любую оценку, даже двойку!

Ребята с увлечением выполняют устный счёт, когда наградой служит право определённым образом дополнить рисунок. Например, изобразим печку, составив две лесенки. Тот, кто выполнит все необходимые действия «у печки», может разжечь её, то есть, нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение и как дети хотят его заслужить!


Для достижения учащимися того или иного уровня усвоения я применяю при изучении некоторых тем карточки – тренажёры. Карточка предназначена для работы в парах. Каждая пара получает карточку, где проделаны сквозные отверстия и около них записаны формулы или задания, а на обороте – раскрытие этих формул или ответов. Первый ученик вставляет в отверстие карандаш. Второй ученик вслух раскрывает формулу или называет ответ. Когда все задания первым учеников проверены, ребята меняются ролями, и уже первый ученик отвечает на вопросы товарища.


У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Работа с «разрезными теоремами» способствует развитию зрительной памяти ребёнка, она может быть организована и в классе и дома. Ученики получают таблицу с теоретическим материалом (название признака, чертёж, словесная формулировка), распечатывают её и разрезают.

Перемешав полученные прямоугольники, собирают таблицу так, чтобы в одной её строке оказалась вся информация для первого признака, в другой – для второго и т. д. После того, как вся таблица будет собрана, проверяют себя, используя справочный материал, или просят, чтобы проверили родители.

Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не до конца понятых формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила.




Например: избегать ошибок при раскрытии скобок (6 класс) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».
Следующий приём позволяет не только повысить интерес учащихся к обучению, но и развить познавательные способности школьников, их общенаучные умения и навыки.

Причиной плохой успеваемости учащихся второго типа является из внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. Как увлечь ребят познаванием нового? Задача педагога в следующем:

 Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
 Развивать ответственность;
 Поддерживать уверенность учащимся в собственных силах вырабатывая позитивную самооценку.


Преодоление неуспеваемости учащимися этого типа начинается с воспитательной работы на уроке. Этих ребят я привлекаю к участию во внеурочной деятельности, прощу чем – либо помочь: смастерить своими руками во внеурочное время наглядный материал (стереометрические фигуры для уроков геометрии), напечатать карточку – консультант. Эти наглядные используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к предмету.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
 Создание проблемной ситуации;
 Использование исследовательского подхода;


 Связь учебной информации с жизненным опытом ученика;
 Организация сотрудничества, использование командных форм работы, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
 Позитивное эмоциональное подкрепление;
 Индивидуальная и групповая работа над проектом.

Остановимся на основных методических приёмах создания проблемной ситуации:

 Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.
Наибольший общий делитель. 5 класс. Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты.



 Использование задач межпредметного, прикладного, профессионального типа.
Курящие дети сокращают жизнь на 15 %. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если продолжительность жизни в Казахстане 56 лет.




 Использование исторического или занимательного материала.
Индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные – как «долги». Правила: «сумма двух имуществ – имущество»: (+х)+(+х)=(+), «сумма двух долгов – есть долг»: (-х)-(-х) = (-х).



 Организация практической работы с элементами исследования.
Области возрастания и убывания функции. Изображаем самолёт. Ученикам задаём вопрос: «Где самолёт поднимается?», «Где самолёт опускается?», «Где самолёт пересекает ось ОХ?» Ребята с удовольствием записывают интервалы.


Систему работы по формированию положительных отношений к учению у слабоуспевающих школьников можно распределить на этапы (таблица).
Формируемые отношения Этапы работы
1 2 3 4
Отношение к содержанию учебного материала Наиболее лёгкий занимательный материал независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но непривлекательный материал
Отношение к процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель – ученик только воспринимает Ведущим остаётся учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса Ученик действует самостоятельно
Отношение к себе, к своим силам Поощрение успехов в учебе, работе не требующий усилий Поощрение успеха в работе, требующих некоторых усилий Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий
Отношение к учителю (коллективу) Подчёркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и т. д.


А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё – таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой – то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку.


Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учёбе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребёнка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».
Следующим шагом является оказание своевременной помощи ученику на определённом этапе урока.


 В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создать атмосферу доброжелательности при опросе, снизить темп опроса. Предложить примерный план ответа. Разрешить пользоваться наглядными пособиями. Стимулировать оценкой, похвалой.



 При изложении нового материала
Поддерживать интерес при усвоении темы. Чаще обращаться с вопросами, выяснять степень понимания им учебного материала. Привлекать к высказыванию предложений при проблемной ситуации. Использовать различные формы выделения наиболее важного материала. Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов.




 В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы. Ссылка на аналогичные задания. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий. Более тщательный контроль за из деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.



 При сообщении домашнего задания
Ознакомить с текстом заданий. Предложить задать вопросы. Наметить план выполнения работы. Учитывать дозировку домашнего задания (уровень репродуктивности).


Система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
Стимулирование учебной деятельности (поощрения)
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др)
Различные форму взаимопомощи
Дополнительные занятия с учеником учителя
Категория: Математика | Добавил: ruzavina-svetlana (2016-12-09) | Автор: Домбровская Светлана Павловна E
Просмотров: 1499 | Комментарии: 4 | Теги: неуспевающие, математика, слабые | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru