Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Тема: Геометрическое построение: деление отрезка пополам Цель: овладение учащимися умением выполнять геометрические построения. Задачи: познакомить учащихся с основными задачами на построение, используя циркуль и линейку (односторонней, без делений) и научить учащихся решать их: деление отрезка пополам; построение перпендикуляра к прямой; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; развивать память, внимание, логическое мышление; развить практические умения и навыки в использовании чертёжных инструментов при решении геометрических задач; сформировать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность на уроке; продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; формировать активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Ход урока: I. Организационный момент Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться. А сейчас, ребята, За парты удобнее садитесь, Не шумите, не вертитесь. А внимательно считайте, Когда спрошу вас – отвечайте. II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока 1. Самостоятельная работа. Математический диктант. * Запишите самое большое пятизначное число. * Увеличьте 3120 на 8 сотен * Первый множитель 42, второй - 20. Чему равно произведение? * Какое число меньше 720 на 100? * Увеличьте 920 на 80. * Найдите разность чисел 320 и 60. * Увеличьте 350 в 20 раз. * Из 86 тысяч вычтите 4 единицы. Проверка. В результате проверки на доске появляется запись: 99 999 3920 840 620 1000 260 7000 85 996 Й Е С С Л И Д У - Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось? - Что значит «исследуй»? (самостоятельно искать ответы на вопросы, находить решения проблем, уметь объяснить что-то новое и непонятное) 2. Фронтальная работа. - Чтобы быть исследователем, нужно уметь анализировать, сравнивать, делать выводы. - Давайте попробуем провести небольшое исследование. * Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Умножь его на 9. Результат раздели на задуманное число. Объясните, почему получилось 9. * Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Увеличь его в 5 раз. Вычти из результата задуманное число. Полученную разность раздели на задуманное число. Прибавь к результату 96. Получилось 100. Объясните, почему всегда получается 100. III. Объяснение новых знаний - Ваши исследовательские способности помогут сегодня нам на уроке. А определить тему урока поможет стихотворение. Однажды линия прямая Пришла на день рождения Но почему-то грустная В ужасном настроении Имениннице кивнула: “Я хочу тебя поздравить, С днём рождения! Мой подарок очень личен, С двух сторон он ограничен – Вырезаю из себя И дарю тебе любя! Принимай его, лови. И отрезком назови!” - О чём сегодня на уроке пойдёт речь? - Сегодня мы познакомимся с задачами на построение, которые решаются с помощью циркуля и линейки. Немного истории: «В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили себе жилища, придавая им различную форму, делили плодородную землю на участки и измеряли их. Постепенно появились различные правила, навыки, связанные с измерениями и построениями». - Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа: *анализ; *построение; *доказательство; *исследование. Анализ и исследование задачи необходимы так же, как и само построение. Необходимо посмотреть, в каких случаях задача имеет решение, а в каких – решения нет. 1. Фронтальная работа. Задача на построение № 1. Деление отрезка пополам Анализ. Пусть [AB] – данный отрезок, точка O – его середина, прямая a – серединный перпендикуляр к отрезку AB. Выберем произвольную точку C на прямой a, отличную от точки O. В треугольнике ACB CO – одновременно медиана и высота. Следовательно, треугольник ACB равнобедренный, и AC = BC. Отсюда возникает следующий способ построения точки O – середины отрезка AB. Построение. Из точек A и B циркулем описывается окружность радиусом AB. Пусть C и C1 – точки пересечения этих окружностей. Они лежат в разных полуплоскостях относительно прямой AB. С помощью линейки соединить точки C и C1. Отрезок CC1 пересекает отрезок AB в точке O. Эта точка – середина отрезка AB. Доказательство. - Докажите, что мы разделили отрезок АВ пополам. Исследование. - Подумайте, каким ещё способом можно разделить отрезок АВ пополам. 2. Самостоятельная работа. Задача на построение № 2. На нелинованной бумаге начертить отрезок и поделить отрезок AB пополам, середину отрезка обозначить точкой O. Проверка. - Как, используя циркуль и линейку, разделить отрезок пополам? (Учебник № 2 стр. 236) IV. Первичное закрепление 1. Работа в парах. Задача на построение (Учебник № 3 стр. 236) I вариант – с отрезком АВ II вариант – с отрезком СД Взаимопроверка. 2. Задание с совой (Учебник № 10 стр. 237) 1) Начертите отрезок КМ. Разделите его на 4 равные части с помощью циркуля и линейки. Какие доли отрезка получились? Сколько их в целом отрезке? Сколько четвёртых долей отрезка в его половине? 2) Раздели каждую четвёртую долю отрезка на 2 равные части. Какие доли отрезка получились? Сколько восьмых долей в трёх четвёртых отрезка? V. Закрепление пройденного материала 1. Фронтальная работа. Решение задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. (Учебник № 5 стр. 236) - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Назовите вид задачи (задача на нахождение неизвестного по двум разностям) - Что известно? - Что неизвестно? 1) 350 – 300 = 50(гв.) – меньше у I продавца. 2) 50 : 10 = 5(гв.) – в одном букете. 3) 300 : 5 = 60(б.) – у I продавца. 4) 350 : 5 = 70(б.) – у II продавца. Ответ: у I продавца 60 букетов, у II продавца 70 букетов. 2. Индивидуальная работа. Найти значения числовых выражений (Учебник № 8 стр. 237 - 1-я строка) 3. Самостоятельная работа. Игра «Лучший счётчик» (Учебник № 11 стр. 237) - В тетради записать только ответы. Проверка. 4 5 4 6 4 2 VI. Подведение итогов. VII. Домашнее задание - № 4, 8 (2-я строка) стр. 237 Задание с совой. Решение нестандартной задачи с помощью таблицы ( Учебник № 12 стр. 235) обруч полосатый двуцветный складной металлический Амина - - - + Света + - - - Асем - + - - Жулдыз - - + - Ответ: у Амины металлический обруч, у Светы – полосатый, у Асем двуцветный, у Жулдыз – складной. | |
Просмотров: 2338 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|