Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Тема: Геометрическое построение: деление отрезка пополам 4 класс
Тема: Геометрическое построение: деление отрезка пополам
Цель: овладение учащимися умением выполнять геометрические построения.
Задачи: познакомить учащихся с основными задачами на построение, используя циркуль и линейку (односторонней, без делений) и научить учащихся решать их: деление отрезка пополам; построение перпендикуляра к прямой; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; развивать память, внимание, логическое мышление; развить практические умения и навыки в использовании чертёжных инструментов при решении геометрических задач; сформировать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность на уроке; продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; формировать активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
А сейчас, ребята,
За парты удобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
А внимательно считайте,
Когда спрошу вас – отвечайте.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
1. Самостоятельная работа. Математический диктант.
* Запишите самое большое пятизначное число.
* Увеличьте 3120 на 8 сотен
* Первый множитель 42, второй - 20. Чему равно произведение?
* Какое число меньше 720 на 100?
* Увеличьте 920 на 80.
* Найдите разность чисел 320 и 60.
* Увеличьте 350 в 20 раз.
* Из 86 тысяч вычтите 4 единицы.
Проверка. В результате проверки на доске появляется запись:
99 999 3920 840 620 1000 260 7000 85 996
Й Е С С Л И Д У
- Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
- Что значит «исследуй»? (самостоятельно искать ответы на вопросы, находить решения проблем, уметь объяснить что-то новое и непонятное)
2. Фронтальная работа.
- Чтобы быть исследователем, нужно уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте попробуем провести небольшое исследование.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Умножь его на 9. Результат раздели на задуманное число. Объясните, почему получилось 9.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Увеличь его в 5 раз. Вычти из результата задуманное число. Полученную разность раздели на задуманное число. Прибавь к результату 96. Получилось 100. Объясните, почему всегда получается 100.
III. Объяснение новых знаний
- Ваши исследовательские способности помогут сегодня нам на уроке. А определить тему урока поможет стихотворение.

Однажды линия прямая
Пришла на день рождения
Но почему-то грустная
В ужасном настроении
Имениннице кивнула:
“Я хочу тебя поздравить,
С днём рождения!
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен –
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!
Принимай его, лови.
И отрезком назови!”

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Сегодня мы познакомимся с задачами на построение, которые решаются с помощью циркуля и линейки.
Немного истории:
«В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили себе жилища, придавая им различную форму, делили плодородную землю на участки и измеряли их. Постепенно появились различные правила, навыки, связанные с измерениями и построениями».
- Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа:
*анализ;
*построение;
*доказательство;
*исследование.
Анализ и исследование задачи необходимы так же, как и само построение. Необходимо посмотреть, в каких случаях задача имеет решение, а в каких – решения нет.
1. Фронтальная работа. Задача на построение № 1.
Деление отрезка пополам
Анализ. Пусть [AB] – данный отрезок, точка O – его середина, прямая a – серединный перпендикуляр к отрезку AB. Выберем произвольную точку C на прямой a, отличную от точки O. В треугольнике ACB CO – одновременно медиана и высота. Следовательно, треугольник ACB равнобедренный, и AC = BC. Отсюда возникает следующий способ построения точки O – середины отрезка AB.
Построение. Из точек A и B циркулем описывается окружность радиусом AB. Пусть C и C1 – точки пересечения этих окружностей. Они лежат в разных полуплоскостях относительно прямой AB. С помощью линейки соединить точки C и C1. Отрезок CC1 пересекает отрезок AB в точке O. Эта точка – середина отрезка AB.

Доказательство.
- Докажите, что мы разделили отрезок АВ пополам.
Исследование.
- Подумайте, каким ещё способом можно разделить отрезок АВ пополам.
2. Самостоятельная работа. Задача на построение № 2.
На нелинованной бумаге начертить отрезок и поделить отрезок AB пополам, середину отрезка обозначить точкой O.

Проверка.
- Как, используя циркуль и линейку, разделить отрезок пополам? (Учебник № 2 стр. 236)

IV. Первичное закрепление
1. Работа в парах. Задача на построение (Учебник № 3 стр. 236)
I вариант – с отрезком АВ
II вариант – с отрезком СД
Взаимопроверка.
2. Задание с совой (Учебник № 10 стр. 237)
1) Начертите отрезок КМ. Разделите его на 4 равные части с помощью циркуля и линейки. Какие доли отрезка получились? Сколько их в целом отрезке? Сколько четвёртых долей отрезка в его половине?
2) Раздели каждую четвёртую долю отрезка на 2 равные части. Какие доли отрезка получились? Сколько восьмых долей в трёх четвёртых отрезка?
V. Закрепление пройденного материала
1. Фронтальная работа. Решение задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. (Учебник № 5 стр. 236)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на нахождение неизвестного по двум разностям)
- Что известно?
- Что неизвестно?

1) 350 – 300 = 50(гв.) – меньше у I продавца.
2) 50 : 10 = 5(гв.) – в одном букете.
3) 300 : 5 = 60(б.) – у I продавца.
4) 350 : 5 = 70(б.) – у II продавца.
Ответ: у I продавца 60 букетов, у II продавца 70 букетов.
2. Индивидуальная работа. Найти значения числовых выражений (Учебник № 8 стр. 237 - 1-я строка)


3. Самостоятельная работа. Игра «Лучший счётчик» (Учебник № 11 стр. 237)
- В тетради записать только ответы.
Проверка.
4 5 4
6 4 2

VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание - № 4, 8 (2-я строка) стр. 237

Задание с совой. Решение нестандартной задачи с помощью таблицы
( Учебник № 12 стр. 235)
обруч полосатый двуцветный складной металлический
Амина - - - +
Света + - - -
Асем - + - -
Жулдыз - - + -
Ответ: у Амины металлический обруч, у Светы – полосатый, у Асем
двуцветный, у Жулдыз – складной.
Категория: Математика | Добавил: anytta (2016-12-21) | Автор: Романюк Анна Владимировна E
Просмотров: 2338 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru