Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Тема урока: Процент. Решение задач на проценты. Н.Ф.Середа КГУ «Дружбинская средняя школа» Цели урока: закрепление навыка решения практических задач с использованием математического понятия "процент", совершенствование навыков самостоятельности, творческой инициативы. Задачи: Образовательные: обеспечить повторение, обобщение, систематизацию материала темы. Создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений. Развивающие: способность формирования умений применять приемы: обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического мышления и речи, внимания и памяти. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая. Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика 5 класс» Т.А. Алдамуратова, Е.С. Байшоланов, презентация к уроку, карточки с заданиями. Ход урока 1. Организационный момент На доске : Три пути ведут к знаниям; Путь размышлений- самый благородный, Путь подражания- самый легкий, Путь опыта- самый горький. Конфуций Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. 2. Актуализация знаний Сегодня мы с вами заканчиваем изучать тему: «Проценты». А эпиграфом урока будут слова математика и педагога Джорджа Пойа(1887-1985) – Елсивыохтитеначуитьсяплваать,то смлеовхдоитеввдоу,аеслихтоитеначуитьсяреаштьзаадчи,торшеайтеих. Эпиграф зашифрован: наш мозг способен отделять верное от ошибочного, проверьте себя! «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Задание1. Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 43% 18% 40% 77% 112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Задание 2 Перед вами карточка . Как по- другому можно назвать каждую дробь , записанную в первой строке таблицы? Запишите соответствующие буквы во вторую строку. Какое слово получилось? Проверьте себя. 0,5 50% Четверть – Д, Половина – А, Дюжина- П, Треть – З, Десятина-О, Процент – Ч Как вы думаете, почему у нас два этих слова? (Они связаны с темой урока.) Формулируется тема урока. «Процент. Решение задач на проценты». В нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Ребята, сегодня вы живете в мире, где происходят различные события, международные конкурсы. Вы уже знакомы с одним из них. Это TIMSS, который проходил в нашей школе в этом году. Есть еще PISA. Это такие конкурсы, где ученики должны показать умения использовать приобретаемые знания в течение жизни для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам. А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), биологии (жирность молока), физике. При сдаче ЕНТ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания. 3. Задания решают на доске три ученика, остальные в тетрадях, потом проверить. а) Замените проценты десятичной дробью. 6%=0,03; 33%=0,33; 1,7%=0,017; 113%=1,13; 96%=0,96 б) Замените десятичную дробь процентами. 0,019=1,9%; 0,44=44%; 8,5=850%; 2,02=202%; 0,007=0,7% в) Замените обыкновенную дробь десятичной, а потом – в проценты. 1/8=0,125=12,5%; 3/5=0,6=60%; 5/4=1,25=125%; 1/5=0,2=20%; 12/25=0,48=48%. 4. Грамматика. Задание 1. Как вы считаете, ребята, какое предложение является верным: «Найти 10% от 12 кг» или «Найти 10% 12 кг»; «40% от населения» или «40% населения» Задание 2. Для каждой фразы левого столбца подберите соответствующую фразу правого столбца: 1. 100% учащихся школы а) половина всех учащихся школы 2. 25% учащихся школы б) все учащиеся школы 3. 10% учащихся школы в) четверть всех учащихся 4. 50% учащихся школы г) десятая часть всех учащихся. Задание 3. Объясните, используя слово «процент», что означают следующие утверждения: а) 10 алматинцев из каждых 100 нуждаются в улучшении жилья; б) 43 человека из каждых 100 доверяют гороскопам и постоянно читают их; в) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики; г) из каждых 100 жителей Астаны 25 имеют домашних животных. Задание 4. Какая машина? Кайрат только что получила водительские права и хочет купить свою машину. Таблица ниже показывает спецификации четырех машин, которые она нашла у местного дилера машин. Модель: Alpha Bolte Castel Dezal Год 2003 2000 2001 1999 Объявленная цена (зед) 4800 4450 4250 3990 Пробег (километры) 105 000 115 000 128 000 109 000 Мощность двигателя (литры) 1,79 1,796 1,82 1,783 Вопрос 1: КАКАЯ МАШИНА? Кайрат хочет машину, которая будет удовлетворять все эти условия: Пробег не больше 120 000 километров. Она должна быть сделана в 2000 году или годом позже. Объявленная цена не выше 4500 зед. Какая машина удовлетворяет условия Кайрата? A Alpha; B Bolte; C Castel; D Dezal Вопрос 2: КАКАЯ МАШИНА? Мощность двигателя какой машины наименьшая? Alpha; Bolte; Castel; Dezal Вопрос 3: КАКАЯ МАШИНА? Кайрат должен будет заплатить дополнительные 2,5 % от объявленной стоимости машины в качестве налогов. Сколько будут дополнительные налоги на машину Alpha? Дополнительные налоги в зедах: ……. Ответ: 120 5. Физминутка Вы, ребята, все устали, Много думали, решали. Отдохнуть уже пора! Предлагается игра! Прошу всех встать. Сейчас я вам буду показывать карточки. Если вы считаете, что записанное верно, то должны похлопать в ладоши, если неверно, то поднять руки вверх. Приготовились 1. 1% - это 0,1? 2. 0,5=50%? 3. 50% - это1/2? 4. 0,12 - это12%? 5. 16:0,2=0,8? 6. 0,4 – это 4%? 6. Решение задач 1.В школе 80 учеников, в 5 классе учиться 8учеников. Сколько процентов всех учащихся школы составляют учащиеся 5 класса? 2. В классе 40% учеников закончили четверть на «4» и «5». Сколько в классе учеников, если 12 из них хорошисты и отличники? 3.В классе 28 учеников, из них 16 учеников посещают различные секции и кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 4.Площадь лесов, погибших от короеда в 2013 году, составляет 44 000 га. Какой процент лесов погиб, если общая площадь леса 2200 000 га? 5.Ставка сотрудника – 13 500 тенге. Доплата на транспорт 135 тенге. Сколько процентов ставки организация доплачивает на транспорт? 6.Самостоятельная работа Вариант №1. 1. Из сахарного тростника получается 18% сахара. Сколько тонн сахара получится из 42,5 т сахарного тростника? 2. Засеяли 65% поля, что составило 325 га. Найдите площадь всего поля. 3.Спанч Боб нашел на дне моря 20 ракушек, из них 40 % были белыми. Сколько белых ракушек нашел Спанч Боб? 4.В морской школе 160 детенышей морского конька - это 60% всего числа детенышей. Сколько детенышей в этой школе? 5.Спанч Боб получил 6000 тенге 60% заплатил за медуз. Сколько тенге он заплатил? Сколько рублей у Боба осталось? Вариант №2. 1. Площадь поля 450 га. В первую смену засеяли 270 га. Сколько процентов всей площади засеяли в первую смену? 2. Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26,5 т овса? 3.Спанч Боб поймал 36 медуз, что составляло 80% от всей стаи медуз. Сколько всего было медуз? 4.Патрик и Спанч Боб занялись разведением экзотических медуз. Когда у них было уже 40 медуз, 8 из них уплыли. Сколько процентов медуз уплыло? 5.Патрик и Спанч Боб занялись продажей экзотических медуз. В первый день они продали 40% всего количества медуз, во второй день 60% остатка, а в третий- остальных 72 медуз. Сколько медуз было у приятелей? 7. Рефлексия. Наше занятие подходит концу. На столах лежат маленькие листочки, возьмите их и поставьте один из знаков: +, –, ±. + мне всё понятно; – ничего не понимаю; ± есть некоторые сомнения 8. Домашнее задание: Подготовьте творческую работу по одной из предложенных тем: 1. Проценты в окружающем нас мире. 2. Исследование по теме: «Проценты и действия над ними в профессиях родителей» 3. Сочините сказку (стихотворение, кроссворд, и т.д.). Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Спасибо вам за урок! | |
Просмотров: 2347 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|