Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИДЕИ ФУЗИОНИЗМА ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ГЕОМЕТРИИ Кокарева М. (СКГУ им.М.Козыбаева) Понятие «фузионизм» (с латинского fusio - сплавление; с английского fusion - сплав металлов, слияние, соединение) в школьном курсе преподавания геометрии означает совместное изложение плоскостной и пространственной составляющих геометрии - планиметрии и стереометрии[1]. Геометрический материал представлен уже с 1 класса и направлен на формирование у младших школьников пространственных представлений и понятия о геометрической фигуре как форме предмета[2].Приоритетной целью введенияв школьное обучение идеи фузионизма является создание эффективной методической системы преподавания геометрии, которая будет: -соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников; -способствовать гармоничному развитию личности учащихся; -обеспечивать необходимую систематичность, научность, доступность и прочность знаний учащихся для дальнейшего изучения систематического курса геометрии средней школы; -способствовать осуществлению нравственного, патриотического, политехнического и трудового воспитания школьников младшего школьного возраста. Как показали исследования И. С. Якиманской, рассматривая эволюцию идеи фузионизма, нельзя не заметить, что данная идея противоречит традиционному изложению геометрии, основывающемуся на «Началах» Евклида, их вариантах и переизданиях. Наиболее широкое использование принципа фузионизма началось с XIX в.: во Франции и Германии учебники по геометрии написаны в русле идей фузионизма (Ф. Клейн, П. Трейтлейн, Г. Монж и др.)[3]. В. А. Гусев считает, что в России одним из первых геометрических трудов, написанных в русле фузионистских идей, является «Геометрия» Н. И. Лобачевского. Первоначально этот труд не нашёл должного положительного отклика, поскольку автор не только применилфузионистский подход, но и изложение материала существенно отличалось от традиционного «евклидовского». В первой половине 19-го века фузионизм ещё не был популярен в России, но весьма интересовал умы многих в Западной Европе, где Н. И. Лобачевский нашёл своих последователей, например, французского математика Монжа, а тот своих учеников: Брианшона, Понселе, Шаля, Штаудта и др. [4].По мнению Г. Г. Левитаса, несмотря на большое значение фузионизма, в школе всё-таки не прижилось слитное преподавание планиметрии со стереометрией в систематическом курсе геометрии. Основная причина заключается в том, что фузионизм противоречит основным дидактическим принципам: от простого к сложному, последовательности, систематичности[5]. Постепенно идеи фузионизма проникли в методику преподавания геометрии и математики, прежде всего это связано с развитием наглядной геометрии и методики её преподавания встране. В русле идеи фузионизма был написан курс наглядной геометрии А. М. Астряба, состоящий из учебника и задачника. Автором в основу этого курса были положены следующие соображения: активное непосредственное восприятие детьми геометрических тел; возникновение в детском сознании ярких геометрических образов; согласование курса с детской природой - деятельной и творческой; начинать обучение с пространственных форм как наиболее сложных; основа курса - процесс измерения основных геометрических величин; включение в курс некоторых формул, графиков и диаграмм для развития функционального мышления; оптимальное распределение учебного материала в учебнике и задачнике [6]. П. А. Карасев написал такие курсы наглядной геометрии, как: «Элементы наглядной геометрии в школе», «Элементы геометрии, изучаемые на перегибании листка бумаги». П. А. Карасев считал, что курс геометрии в начальных классах должен быть самостоятельным и основанным на конструировании, моделировании, построении и измерении[7]. Автором подобраны достаточно оригинальные и нестандартные задания, знакомящие младших школьников с основными геометрическими объектами. В современных начальных классахдействует достаточно много курсов и подходов к изучению геометрии, основанных на принципе фузионизма. Например, УМК «Наглядная геометрия» Н. Б. Истоминой, курс «Решаем геометрические задачи» И. В. Шадриной [8]и др.. И. С. Якиманская считает, что в современных курсах есть ряд недостатков нуждающихся в устранении: - необходимость расширения геометрического словаря учащихся младшего школьного возраста; - малочисленность и даже отсутствие практических и лабораторных работ и экскурсий, которые выполнялись бы всеми учениками класса; подмена их демонстрациями, в ходе которых ученики являются лишь пассивными наблюдателями; - недостаточное использование возможностей исторического материала; - отсутствие краеведческого материала и пр. Устранение данного ряда недостатков также будет способствовать реализации идеи фузионизма, используя «перекодирование образов, использование разных систем отчёта, оперирование в процессе решения задач различными свойствами и признаками: формой, величиной, пространственными отношениями объектов» [3]. Создание современного курса наглядной геометрии невозможно без учета идеи фузионизма, которая крайне важна для современной школы, т. к. позволяет усваивать знания на более глубоком творческом уровне, развивая пространственное мышление и воображение. Литература: 1. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - 2010. Ст. 6236. 2. Учебная программа для 1 - 4 классов общеобразовательной школы. - Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013. - 22 стр. 3. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 239 с. 4. Гусев В. А. Геометрия 6-11. Экспериментальные учебники. - М.: Авангард, 1994-1999; 5. Левитас Г. Г. Фузионизм в школьной геометрии// Математика в школе. - 1995. - №6. -С. 21-26. 6. Астряб А. М. Наглядная геометрия. М. - П.: Гос. изд-во тип. «Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1923.-159 с. | |
Просмотров: 983 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|