Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Урок-игра « Детективное агентство-ДРОБЬ» 5 класс Учитель математики ШГ № 14: Зисович Н.В. Урок-игра « Детективное агентство-ДРОБЬ» «Обыкновенные дроби. Сложение и сравнение обыкновенных дробей». « Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей» Пифагор « Математик так же, как художник и поэт, создает узоры, где красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики» Г.Х.Харди ЦЕЛИ: Образовательная: Закрепить и проконтролировать уровень полученных знаний и умений по пройденному материалу, отработка вычислительных навыков действий с обыкновенными дробями, усовершенствовать навыки решения заданий, использующих операции над обыкновенными дробями. Развивающая: Создать положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий, помочь раскрытию таланта, развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности. Воспитательная: Воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала, расширить кругозор, воспитать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и по другим предметам, развивать способность к толерантному общению. Оборудование: интерактивная доска, копирка, сигнальные светофоры, карточки. ХОД: 1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности: Ребята сегодня вы попали вДетективное агентство «Дробь». Мы с вами отправимся на поиски дробей Дроби всякие нужны, дроби всякие важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Наш сегодняшний урок О простом и сложном, Про опыты начальные Об истинном и ложном И про умы пытливые, Правдивые истории, Про важные события- Серьезные, шутливые. Великие открытия. Учитель (шутливо) Скажите, пожалуйста, почему математики очень любят русскую народную пляску? (В ней присутствует «дробь») Дроби появились в глубокой древности, первой дробью была дробь ½. В древнем Китае вместо черты использовали точку, индийцы записывали 113 так113 Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи. На Руси дроби назывались долями, а позже «ломаными» числами, у немцев есть поговорка « попал в тупик», т.е. «попал в дроби». Слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от слова «дробить», ломать на части. 2. Ребята, нашему агентству нужны новые работники, поэтому ваши заявления о приеме на работу( дом. задание) будут тщательно изучены и оценены. 3.Прежде чем приступить к поиску дробей, надо проверить вашу подготовку ПЕРВЫЙ Тур мы начинаем, Капитана выбираем, Будут трудные задачки, Пожелаем всем удачи! Устно: 1.Назовите числитель и знаменатель дроби 354 2.Какая дробь называется правильной? 3.Какая дробь называется неправильной? 4.Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? 5.Как сравнить дроби с одинаковыми числителями? 6.Какую дробь называют несократимой? 7.Дробь, меньшая единицы? (правильная); 8.Дробь, большая единицы? (неправильная); 9.Как разделить число 188 пополам так, чтобы получилась единица? Тур Второй: Пусть всякий знает, Кто же лучше вычисляет? Мне задачки-прочитать, Вам же думать и считать! Прочитайте обыкновенные дроби и назовите сократимые и несократимые: (по цепочке)2107; 4017053; 7189; 666146;27;55 100;9107 ; 710062; 3701; 5124; 71100; 25100; 4103 среди прочитанных чисел есть выделенные, на дом у вас было задание: дать историческую справку, что в старину означали числа? Ответы учеников, исторические справки: 4,3 г-золотник, старинная русская мера веса (массы). С конца 16 века он служил единицей веса драгоценных камней и металлов. Он же устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в Теловых, гидравлических и пневматических машинах. Предполагается, что это название произошло от слова златник-название монеты во времена правления князя Владимира Святославовича (10 век). С конца 16 века золотник служил единицей массы всех драгоценных металлов и камней. Какие мы знаем поговорки про золотник? Мал золотник, да дорог. Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят. Свой золотник чужого пуда дороже. 7, 62 мм-это калибр «трехлинейной винтовки» (2,54* 3= 7,62) 2,54 мм (0,1 дюйма) – это старинная русская единица длины, равная ширине пшеничного зерна. Использовалась для обозначения диаметра нижней части горловины, стекла керосиновых ламп. В настоящее время обозначает калибр-диаметр канала ствола огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда, выражен в линиях или миллиметрах. Отсюда и название-«трехлинейная винтовка». 0,71 м-71 см-аршин. От восточных купцов пошла единица «аршин» (тоже означает «локоть»). Существовал турецкий аршин, персидкий аршин и т.д. Поэтому и возникла поговорка «Мерить на свой аршин». 1 аршин=16 вершкам=28 дюймам или 1 аршин=71 см. Третий тур мы начинаем, победителей узнаем. Здесь загадки и шарады. За разгадку всем награды Открыли тетради,записали дату нашего открытия нашего агентства и работаем с копиркой Задание 1: 1 ряд, 1 вариант Между какими соседними, натуральными числами находится дробь: 210712100213100034391000111 (между 2 и 3) (между 12 и 13) (между 3 и 4) (между 9 и 10).-С 1 ряд, 2 вариант Сравните числа: 331 и 351261 и 311515 и 132 572 и 574 (331>351261<311515<132 572<574 Т) Задание 2: 2 ряд,1 вариант Расставить числа в порядке убывания:712; 112; 512; 912;11 12; 412 (1112;912; 712; 512; 412; 112; Е ) 2 ряд, 2 вариант Заменить звездочки знаком >,< 916 и 1316; 57 и37; 98 и 1; 49 и 1 (916<1316; 57>37; 98> 1; 49< 1 В) Задание 3: 3ряд, 1 вариант Расставить числа в порядке возрастания:7 12; 112; 512; 912;11 12; 412 ( 112; 412; 512; 712; 912; 1112 И) 3 ряд, 2 вариант Заменить звездочки знаком >,< 310 и710; 58 и18; 87 и1; 38 и 1 (310<710; 58>18; 87>1; 38< 1 Н) Учащиеся выполняют задания и должны найти правильные ответы на предложенных карточках, ни один из них не получает слово. Тогда учитель предлагает объединиться.Благодаря объединению, получили слово: СТЕВИН. Учитель: Симон СТЕВИН-фламандский инженер и математик, благодаря которому в Европе были введены в практику дроби. Турнир четвертый открываю Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить не зевать, Быстро все в уме считать! Учитель: Проказница Мартышка, Осел, козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет Для этого они сели в кружок, Мартышка расположилась напротив Медведя, а рядом с нею осел и Козел. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Тогда Осел и Козел поменялись местами. Расселись, начали квартет. Он все-таки не идет на лад. Таким образом, они перепробовали все варианты, причем Медведь всегда оставался на одном месте. Сколько всего вариантов расположения было незадачливых музыкантов? Чтобы ответить на этот вопрос о квартете (басня Крылова, ученики проходят на уроках литературы), нужно решить следующее: Решите задания каждый учащийся сам и затем сложите все вычисления в группе, какая группа быстрее справится с заданием 1 ученик: 1819+719= 2 ученик: 1619+1719= 3 ученик: 1719+1319= 4 ученик: 1519+1119= вариантов расположения Квартета было 6. Пятый Тур мы начинаем: В то время философа или врача Ждала не награда-топор палача. Алгебра-главный Хайямов трактат- Теперь уравнения люди решат. Решить уравнения (у доски) Z+718=1112 Х-56=5121416-У=38 Вы, ребята, все устали, Много думали, считали. Отдохнуть уже пора! И так, шестой тур, игра. Кто быстрее догадается, какие числа нужно вставить в прямоугольники? 3 4 9 9 16 49 25 4. Домашнее задание: Составить ребус к словам: Дробь и доля. Ребята, я хотела бы рассказать один интересный факт: Музыка и математика. Слова эти редко стоят рядом, между тем в пифагоровой математике именно музыке суждено было стать первым, и, пожалуй, единственным свидетелем, подтверждающим справедливость пифагорейского тезиса: «Все есть число», согласно преданию сам Пифагор обнаружил, что приятные слуху созвучия – консономсы – получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки, т. е. 1:2,2:3,3:4. Вот и закончили мы искать дроби. Результат узнать пора. Мы прекрасно потрудились и в агентстве отличились. Оценки за выполнение письменных заданий будут сообщены на следующем уроке. Подводятся итоги, выставляются оценки. «Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье» Подготовила: учитель математики ШГ № 46 г. Астана Зисович Н.В. | |
Просмотров: 924 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|