Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Открытый урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными и обыкновенными дробями" Цели урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными и обыкновенными дробями» Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи. Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету. Урок проводится в форме игры «Покорение Пика знаний» К уроку подготовлена презентация. Ход урока - Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме « Все действия с десятичными и обыкновенными дробями». Мы будем покорять Пик знаний. Этапы покорения следующие: (по презентации) Мы находимся на поляне «Десятичные и обыкновенные дроби» Наш девиз будет сегодня. «Будем думать, будем решать. Будем друг другу во всём помогать.» Подготовка к покорению Пика Знаний. 1. Проверим домашнее задание. №1469. Решение: 1) 120 : 0,8 = 1200 : 8=150 (км) 2) 120 + 150 = 270 (км) Ответ: Автотурист проехал за два дня 270 км. №1471. Решение: 1) 16,6 : 2 = 8,3 (см) 2) 8,3 - 4 1/2 = 8,3 – 4,5 = 3,8 (см) 3) 4,5*3,8=17,1 (см2) Ответ: Площадь прямоугольника 17,1 (см2) №1472. Решение: 1) 184 : 0,4 = 460 (г) 2) 460 - 184 = 276 (г) Ответ: 276 г воды в растворе. Самооценка. «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - правильно выполнено одно задание. «2» - оба задания выполнены неверно. 2. Исторический лесок. Впервые дробная черта в обыкновенных дробях была использована при письменных вычислениях арабским ученым уал-Хассари (XII век) и итальянцем Леонардо Пизанским (XIII век). Леонардо Пизанский и ввел слово «дробь». Черта дроби стала постоянно использоваться только в XVI веке. Названия «числитель», «знаменатель» ввел в XIII веке греческий ученый-математик Максим Плануд. Полноценные сведения об обыкновенных дробях ввел в европейские учебники по арифметике математик из Средней Азии аль-Хорезми. В начале XX века в Индии стали осуществлять действия над дробями. Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно. В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии. Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером. В России учение о десятичных дробях было описано Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная» 3. Берег «Прочитай-ка» Составьте фразу французского математика Р. Декарта. 1/2*4 0,42:0,07 4 3/20+17/20 100*1/100 8,16-1,16 1 6* 0,5 0,3:0,1 4,08:1 1/50 -ум, 4. - применять 7.-главное- -мало 5. - хороший 8. -хорошо -его 6.- иметь «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Самооценка. «5» - всё верно. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - более 4 ошибок. 4. Переправа. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо: а) привести дроби к наименьшему общему знаменателю; б) вычесть дроби с одинаковыми знаменателями. Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: а) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делимом, б) после этого выполнить деление на натуральное число. Чтобы сложить десятичные дроби, нужно: а) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; б) Выполнить сложение не обращая внимание на запятую; в) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – значит перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе. Ответ: да, нет, нет, да. Самооценка. «5» - всё верно. «4» - 1 ошибка. «3» - 2 ошибки. «2» - более 2 ошибок. Привал. Работа в группе. Установите соответствие между столбцами. 3/10:х = 1/10 10*х=3 х - 0,01=0,02 0,3 3 0,03 Если мы допускаем ошибки лишь на три десятых, то что может произойти? Ученик рассказывает стихотворение «Три десятых». Ученик приводит такой пример: Кран поднимает 0,5т груза, грузчик погрузил 0,8т и кран накренился и испортился. Это происходит, потому что, грузчик плохо знал математику. Нелёгкий подъём. Решите уравнения: 1 уровень 4х+2,1 =3,3 2 уровень (у- 1 1/5): 3/5 = 21,3 3 уровень (у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84 Даются решения и дети сравнивают своё решение. (у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84. Решение. У+26,1=70,84:2,3; У+26,1 = 30,8; У=30,8-26,1; У=4,7. Ответ: У=4,7. (у- 1 1/5): 3/5 = 21,3 Решение. У- 1 1/5 = 21,3* 3/5; У – 1,2 = 21,3 * 0,6 у-1,2 = 12,78; У=12,78 +1,2; У=13,98. Ответ: у = 13,98. 4х+2,1 =3,3 Решение. 4х=3,3-2,1; 4х=1,2; Х=1,2:4; Х=0,3. Ответ: х=0.3. Оцени себя сам. 7. «Крутая» задача. Работа в группе. № 1477 Рыбаки выловили 312 1/2 кг рыбы. 0,71 из них составляет сазан, 0,13 – щука, остальные – судак. Сколько килограммов судака выловили рыбаки? Проверьте своё решение 0,71 + 0,13 = 0,84 1 – 0,84 = 0,16 312 1/2 * 0,16 = 312,5 * 0,16 = 50 Ответ: 50 кг судака выловили рыбаки. 8. Последний штурм. № 1473 1) 2,16 : 27/10 + 0,3 * 1 4/5 3) 6,25 * 1/5 + 4/5 : 0,64 5) 1 3/5 * 0,5 +0,16 * 1 1/4 Оцени себя. №1 1)0,8 2)0,54 3)1,34 №2 1)1,25 2)1,25 3)2,5 №3 1)0,8 2)0,2 3)1 Всё верно «5» Ошибка в последнем действии «4» Ошибки в двух последних действиях «3» 9. Пик знаний. Здесь вам предлагается вычислить среднюю оценку за урок и назвать учителю. А также учащиеся проводят рефлексию своей работы на уроке. Доволен ли ты тем как прошёл урок? Было ли тебе интересно? Что больше всего понравилось на уроке? 11. Домашнее задание. № 1473 (2, 4, 6), № 1478. В заключение хочется привести вам слова Маркушевича А И.: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» | |
Просмотров: 1173 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|