Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

"Действия с десятичными и обыкновенными дробями"
Открытый урок математики в 5-м классе по теме
"Действия с десятичными и обыкновенными дробями"
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными и обыкновенными дробями»
Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.
Урок проводится в форме игры «Покорение Пика знаний»
К уроку подготовлена презентация.

Ход урока
- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме « Все действия с десятичными и обыкновенными дробями». Мы будем покорять Пик знаний.
Этапы покорения следующие: (по презентации)
Мы находимся на поляне «Десятичные и обыкновенные дроби»
Наш девиз будет сегодня.
«Будем думать, будем решать. Будем друг другу во всём помогать.»
Подготовка к покорению Пика Знаний.
1. Проверим домашнее задание.
№1469. Решение:
1) 120 : 0,8 = 1200 : 8=150 (км)
2) 120 + 150 = 270 (км)
Ответ: Автотурист проехал за два дня 270 км.
№1471. Решение:
1) 16,6 : 2 = 8,3 (см)
2) 8,3 - 4 1/2 = 8,3 – 4,5 = 3,8 (см)
3) 4,5*3,8=17,1 (см2)
Ответ: Площадь прямоугольника 17,1 (см2)
№1472. Решение:
1) 184 : 0,4 = 460 (г)
2) 460 - 184 = 276 (г)
Ответ: 276 г воды в растворе.
Самооценка.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - правильно выполнено одно задание.
«2» - оба задания выполнены неверно.
2. Исторический лесок.
Впервые дробная черта в обыкновенных дробях была использована при письменных вычислениях арабским ученым уал-Хассари (XII век) и итальянцем Леонардо Пизанским (XIII век). Леонардо Пизанский и ввел слово «дробь». Черта дроби стала постоянно использоваться только в XVI веке.
Названия «числитель», «знаменатель» ввел в XIII веке греческий ученый-математик Максим Плануд.
Полноценные сведения об обыкновенных дробях ввел в европейские учебники по арифметике математик из Средней Азии аль-Хорезми. В начале XX века в Индии стали осуществлять действия над дробями.

Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно.
В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии.
Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером.
В России учение о десятичных дробях было описано Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная»
3. Берег «Прочитай-ка» Составьте фразу французского математика Р. Декарта.
1/2*4 0,42:0,07 4 3/20+17/20 100*1/100
8,16-1,16 1 6* 0,5 0,3:0,1 4,08:1 1/50
-ум, 4. - применять 7.-главное-
-мало 5. - хороший 8. -хорошо
-его 6.- иметь
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Самооценка.
«5» - всё верно.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
«2» - более 4 ошибок.

4. Переправа.
Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо:
а) привести дроби к наименьшему общему знаменателю;
б) вычесть дроби с одинаковыми знаменателями.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
а) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делимом,
б) после этого выполнить деление на натуральное число.
Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
а) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
б) Выполнить сложение не обращая внимание на запятую;
в) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – значит перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Ответ: да, нет, нет, да.
Самооценка.
«5» - всё верно.
«4» - 1 ошибка.
«3» - 2 ошибки.
«2» - более 2 ошибок.
Привал.
Работа в группе.
Установите соответствие между столбцами.
3/10:х = 1/10
10*х=3

х - 0,01=0,02 0,3

3

0,03

Если мы допускаем ошибки лишь на три десятых, то что может произойти?
Ученик рассказывает стихотворение «Три десятых».
Ученик приводит такой пример: Кран поднимает 0,5т груза, грузчик погрузил 0,8т и кран накренился и испортился. Это происходит, потому что, грузчик плохо знал математику.
Нелёгкий подъём.
Решите уравнения:
1 уровень 4х+2,1 =3,3
2 уровень (у- 1 1/5): 3/5 = 21,3
3 уровень (у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84
Даются решения и дети сравнивают своё решение.
(у+ 26 1/10)* 2 3/10 =70,84.
Решение.
У+26,1=70,84:2,3;
У+26,1 = 30,8;
У=30,8-26,1;
У=4,7.
Ответ: У=4,7.
(у- 1 1/5): 3/5 = 21,3
Решение.
У- 1 1/5 = 21,3* 3/5;
У – 1,2 = 21,3 * 0,6
у-1,2 = 12,78;
У=12,78 +1,2;
У=13,98.
Ответ: у = 13,98.
4х+2,1 =3,3
Решение.
4х=3,3-2,1;
4х=1,2;
Х=1,2:4;
Х=0,3.
Ответ: х=0.3.
Оцени себя сам.
7. «Крутая» задача. Работа в группе.
№ 1477
Рыбаки выловили 312 1/2 кг рыбы. 0,71 из них составляет сазан, 0,13 – щука, остальные – судак. Сколько килограммов судака выловили рыбаки?
Проверьте своё решение
0,71 + 0,13 = 0,84
1 – 0,84 = 0,16
312 1/2 * 0,16 = 312,5 * 0,16 = 50
Ответ: 50 кг судака выловили рыбаки.
8. Последний штурм.
№ 1473
1) 2,16 : 27/10 + 0,3 * 1 4/5
3) 6,25 * 1/5 + 4/5 : 0,64
5) 1 3/5 * 0,5 +0,16 * 1 1/4
Оцени себя.
№1
1)0,8
2)0,54
3)1,34 №2
1)1,25
2)1,25
3)2,5 №3
1)0,8
2)0,2
3)1
Всё верно «5»
Ошибка в последнем действии «4»
Ошибки в двух последних действиях «3»
9. Пик знаний.
Здесь вам предлагается вычислить среднюю оценку за урок и назвать учителю. А также учащиеся проводят рефлексию своей работы на уроке.
Доволен ли ты тем как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Что больше всего понравилось на уроке?
11. Домашнее задание.
№ 1473 (2, 4, 6), № 1478.
В заключение хочется привести вам слова Маркушевича А И.:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели»
Категория: Математика | Добавил: NazgulEstaeva (2017-06-21) | Автор: Назгуль E
Просмотров: 1173 | Комментарии: 1 | Теги: открытый урок, математика 5 класс, дроби | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru