Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Формирование ключевых компетенций учащихся как условие развития функциональной грамотности на уроках математики. Жапарханова М.К. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности от 25 июня 2012 года определяет главными функциональными качествами личности инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные способы решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Понятие « функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями. Ключевые компетенции – это требования к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленных в ГОСО. Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы. 1.Управленческие – способность к разрешению проблем. 2.Информационные – способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни. 3. Технологические – способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя 4. Социальные – способность к социальному взаимодействию. 5.Личностные – способность к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации. 6. Гражданские – способность нести ответственность за свою Родину. 7. Коммуникативные – способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации. Если обратиться к начальному звену, то одним из требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы, является знание этических норм поведения в детском коллективе. Необходимо устанавливать прочные дружеские контакты, как основу межличностных отношений в обществе и стремление к утверждению позитивного социального статуса в нем. Все это особенно актуально в рамках обновления содержании образования. Обновление содержания образования требует от учителя такой организации деятельности в классе, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося через внедрение деятельностных технологий, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Современному учителю необходимо иметь разнообразный арсенал стратегий обучения для использования всех возможностей при комбинировании различных педагогических подходов. Образовательные стратегии включают работу со всем классом, в группах, самостоятельную работу, обратную связь обучающихся. Учителю необходимо совершенствовать профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами по начальным классам, по преподаваемому предмету, в рамках сетевых профессиональных сообществ….(ИМП с 45) Задача учителя начальных классов – сформировать самостоятельность в учебной, творческой, художественной, трудовой, спортивной деятельности, воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания, готового к обучению в основной школе. При обучении учащихся 4 классов большое внимание надо уделить внедрению в образовательный процесс активных форм обучения: построение аргументов, организация общеклассной, групповой, парной работы, метод диалога, использование различных заданий в рамках одного урока. Особое внимание следует обратить формированию функциональной грамотности чтения, письма, математики и естественнонаучных предметов, так как учащиеся 4-х классов, после завершения начальной школы, в 5-ом классе будут учиться по обновленной программе. Очень важно обеспечить, чтобы деятельность учащихся на уроке преобладала над деятельностью учителя. В решении этой задачи поможет подготовка к уроку заданий для детей с повышенной мотивацией к обучению и для детей, имеющих трудности в обучении, привлечение дополнительных ресурсов обучения, разнообразие форм обучения и форм контроля и самоконтроля. Использование стратегии критического мышления позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. В данной работе рассмотрим формирование ключевых компетенций на уроках математики. В актуальности этой темы можно убедиться, обратившись к Инструктивно- методическому письму. В нем говорится, что при обучении предметам данной образовательной области (математики ) нужно уделять особое внимание работе по формированию функциональной грамотности учащихся как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Перед учителем стоят задачи: - овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; -развитие математической грамотности, алгоритмического, операционного и критического мышления, -развитие логических, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий; - формирование и развитие умений индивидуальной, групповой и самостоятельной работы. ( ИМП с. 108 ) При изучении предмета «Математика» с целью формирования и развития математической грамотности рекомендуется научить учащихся: ориентироваться в справочных материалах, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе; пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев; решать практико-ориентированные задания с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных, измерительных и графических навыков; аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы; работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики. Все это и будет ключом к формированию функциональной грамотности Предполагается, что результатом формирования ключевых компетенций будут являться умения: • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (навыки работы в паре, группе); • понимать смысла простого текста; • знать способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в учебнике, книге, словаре, Интернете); • осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; • ставить вопросы • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предлагаю рассмотреть, как мной строится работа на уроках математики по формированию ключевых компетенций. 1.Так как у меня в классе ученики с разным уровнем познавательной активности, с разными речевыми навыками, я ставила цель через вовлечение в диалог учить детей говорить, обсуждать, доказывать. Для этого необходимо было « …создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию» ( Р.У. с.138) Поэтому на уроках учащиеся работают в паре, в группах. Они учатся работать в команде, слушать друг друга. При этом учитываю следующие факторы: рассаживаю – более успешный + менее успешный, для оказания помощи, эмоциональный фактор, т. е. не сажаю рядом учащихся, которые могут вступить в конфликт друг с другом. 2.Обсуждать ученики учатся через оформление постеров, когда записывают условие задачи, чертят схемы, ищут ход решения. Мои учащиеся в 4 классе знают, что есть арифметический, алгебраический, табличный, нестандартные способы решения задач. Они понимают, что эти способы нужны для выявления рациональных способов решения. Но умеют находить алгебраический способ решения только более успешные ученики. Формированию информационной компетенции способствует работа над составлением обратных задач, оформление условия в виде чертежа, таблицы. 3. Формированию ключевых компетенций способствует использование на уроках математики различных стратегий, приемов критического мышления. Например, в 1, 2 классах для запоминания табличных и нетабличных случаев сложения и вычитания использую стратегии « Карусель», «Вокзал и вагоны», «Жокей и лошади». Эти АФО можно использовать при изучении таблицы умножения, кроме того они сыграют роль физминутки. Стратегия «Линия» также может иметь место на уроках математики. Применяя эти стратегии, можно отрабатывать темы « Компоненты сложения и вычитания», «Компоненты умножения и деления», понятия « в больше, в меньше» и т. д. 4.Уместным является использование приемов критического мышления для развития умения сравнивать, анализировать, доказывать свою точку зрения. Например, Диаграмму Венна на уроках использовала при решении осложненных уравнений, при нахождении периметра и площади фигур. Ученикам необходимо было найти, что общего и чем различаются понятия «периметр» и «площадь». Тем самым они повторяют формулы, разные способы нахождения. На начальной стадии можно найти сходства и различия между периметром квадрата и прямоугольника. 5.Пордготовкой к обучению в 5 классе является прием « Координатная плоскость», которую использую на уроках русского языка, тем самым ученики приходят к выводу, что математика – наука, которая связана с другими предметами. Например, с познанием мира. В учебнике имеются задачи. Содержащие данные о реках, горах, о площади территорий и т. д. 6. АФО - «Да- нет», «Корзина идей», « Развивающий канон» способствуют развитию логического мышления. Например « Слагаемое – сумма = множитель -?» Первые два слова находятся в определенных отношениях. Найти четвертое слово, чтобы оно было с третьим в таких же отношениях. 7. Прием « Лови ошибку» способствует развитию внимания, умению искать, анализировать. Этот прием ввожу при письменных приемах умножения и деления. 8. Для того чтобы формировать функциональную грамотность на уроках математики, необходимо показать учащимся, что этот предмет связан с жизнью. Знания, полученные на уроках математики, пригодятся им в жизни. Только тогда учащиеся заинтересуются этим предметом. Например, при изучении единиц измерения длины необходимо познакомить их со старинными единицами длины и показать их практическую значимость. Пядь - 18см , аршин- 71см, локоть- 45см. Важно наглядно показать, что можно воспользоваться этими данными, если под рукой нет измерительных приборов. 9. В учебниках математики 4 класса есть задачи, связанные с повседневной жизнью. Это задачи, связанные с покупками, на нахождение скидки на тот или иной товар. Например. Задача. В мебельном магазине скидки. Семье необходимо купить комод и кровать. Для этой покупки было выделено 60000тенге. Что еще моно купить на оставшиеся деньги с учетом скидок? Решая такие задачи, учащиеся будут понимать, как помочь в экономии семейного бюджета. 10. Поиск дополнительной информации, групповая подготовка газет, проведение математических турниров, участие в конкурсах – все это будет способствовать формированию информационной компетенции. Так как мои учащиеся будут учиться по обновленной программе, на уроках я использую разные формы оценивания кроме суммативного и формативного - самооценивание и взаимооценивание. Я пришла к выводу, что учащиеся такого возраста могут объективно себя оценивать, понимают, где еще есть проблемы. С удовольствием показывают свое настроение в конце урока. Работа над формированием функциональной грамотности на уроках математики через использование активных форм обучения способствует повышению результативности. Качество знаний по сравнению со 2 классом повысилось на 2 %. Есть призовые места в городском и областном марафонах. 4 учащихся занимаются в шахматном кружке. Есть ученики, которые заинтересовались химией и пытаются проводить опыты. В современном мире необходимо уметь пользоваться информационно- коммуникативными технологиями. У меня в классе есть учащиеся, которые умеют копировать, скидывать информацию и т. д. Кто – то уже решил стать программистом. Еще одним достижением я считаю то, что те учащиеся, которые боялись выходить к доске, выступать перед классом, преодолели этот барьер. Менее успешные учащиеся получают помощь от более успешных учащихся, вследствие чего устраняют пробелы по некоторым темам. Это служит доказательством формирования коммуникативных и социальных компетенций. Только тот добьется успеха, кто может правильно выстраивать отношения, ставить перед собой цели и искать пути их достижения. Поэтому перед учителем стоит задача формирования личности, способной нести ответственность за себя, за общество, в котором он живет и осознавать свою социальную роль. Приложение. Фрагменты уроков, содержащих проблему для возникновения диалога. Урок русского языка во 2 классе по теме «Признаки текста». Материал. Лесной гном. 1.В лесу на поляне стоял пень. Это был дом гнома. Лицо гнома скрывала борода. Каждое утро он садился на крыльцо и пел песню. Ему подпевали все звери. Лесной гном. 2. Каждое утро он садился на крыльцо и пел песню. Ему подпевали все звери. В лесу на поляне стоял пень. Это был дом гнома. Лицо гнома скрывала борода. 3. Подпевали звери. Это был дом. Анализ Деятельность учителя Деятельность учеников Постановка проблемы Формулирование темы урока. Цели. Детская страничка объявила конкурс на лучший текст. Незнайка принял в нем участие. Он посылал свои произведения, но их не печатали. Только одно, наконец, приняли. Как вы думаете, какое? -Почему? Объясните. Обсуждение в группе. -Мы думаем 1. - Потому что это текст. Поиск - Почему Незнайке пришлось переписывать свой текст, чего он не знал? - Не знал, чем отличается текст от не текста. -Признаки текста. Сравнивают работы и определяем признаки текста. Тема «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных». Анализ Деятельность учителя Деятельность учеников Постановка проблемы Формулирование темы урока. Цели. На доске слова: душ, ночь, ложь, дочь, муж, ключ. - Прочитайте слова, обсудите и найдите все общие признаки. - Чем они различаются? - Обратите внимание на правописание и сформулируйте тему урока. Обсуждение в группе. -Это сущ., в ед. ч., на конце слышится шипящий. - В одних есть ь знак, в других нет. Род, одуш,. неодуш. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. Поиск - Выпишите в один столбик слова с ь знаком, в другой – без. .Выписывают слова ( если не могут сделать вывод, даю задание, определить род) Урок математики в 3 классе по теме «Умножение на двузначное число» Анализ Деятельность учителя Деятельность учеников Постановка проблемы Формулирование темы. Цель. Задание. – Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. Задание. – Найдите площадь прямоуг. со сторонами 56см и 21 см. - В чем возникло затруднение? - Сформулируйте тему урока. Поставьте себе цель на урок. - Выполняют задание, находят по формуле площадь. - Испытывают затруднения при вычислении. - Надо умножить на двузначное число. Мы такое не решали. Поиск. - Как вы думаете, как можно умножить на двузначное число? - Как будем умножать на двузначное число? - На калькуляторе. - Разложить. 56х20 + 56х1 - В столбик. Проделывают все решения. - Будем решать в столбик – письменно. Урок математики в 3 классе по теме «Решение задач разными способами» Анализ Деятельность учителя Деятельность учеников Постановка проблемы Формулирование темы. Цель. -Необходимо найти значения выражений, записать только ответы. -Проверьте себя по ключу. - Какие знания и умения понадобились вам при выполнении задания? - Какое свойство умножения применили? Как вы думаете, для чего мы применяем разные способы вычисления? . Решают выражения, записывают ответы. Решение выражений. 5х(20+30) (20+10)х8 (60+20)х4 (3+6)х9 (20+10)х6 7х(5+4) Ключ. 250,320,180,240,81,63. ч а д а а з - Знание таблицы. Умение складывать, умножать - Умножение суммы на число. Есть два способа умножения. - Разные способы, чтобы решить удобным способом. Рациональным. Поиск. - Как вы думаете, где мы можем применить разные способы вычисления? - При решении задач. | |
Просмотров: 610 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|