Открытый урок по геометрии в 7 классе Тема: « Свойства равнобедренного треугольника» Подготовила и провела Спанова Б.С. Учитель математики Средней школы №3 2010год. г.Жанаозен тема урока: «Свойства равнобедренного треугольника». Цель урока: образовательная: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по теме треугольники и его виды, закрепить навыки и умения, используя определения и теоремы, ознакомить со свойствами равнобедренного треугольника и научить применять их при решении задач. развивающая: развитие математической речи учащихся, их памяти, внимания, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, обоснованно делать выводы; развивать умение преодолевать трудности при решении задач, а также познавательный интерес учащихся; воспитательная: воспитание навыков контроля и самоконтроля, воспитание правильной самооценки, аккуратности, внимательности, позитивного отношения к обучению, умения работать в коллективе. Материалы к уроку: интерактивная доска, карточки 3-х уровней сложности, мел, тесты с заданиями в 2- х вариантах, задачи на слайдах. Тип урока: интегрированный Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная. Ход урока. 1. Орг. момент. Приветствовать учащихся. Отметить отсутствующих. Объявить тему и цель урока. ( слайд №1) Материал нашего урока даст вам возможность развить умения применять свои знания при решении устных и письменных задач. 2. Психологический тест. ( слайд №2 ) Каждому ученику раздать заранее подготовленный лист. На слайде смайлики с рожицами. Изобрази свое настроение в начале урока. 3. Работа с тренажерными карточками. К доске вызываются 3 ученика для работы с карточками. Задачи разных уровней сложности: для слабого, среднего и сильного учеников. ( условия и рисунок задач подготовлены на доске. ) 1. Одна сторона треугольника равна 1,9 м, а другая сторона равна 0,7 м. Периметр треугольника 4,2 м. Найдите неизвестную сторону. 2. Один из смежных углов треугольника равен 700. Найдите сумму двух внутренних, не смежных с ним, углов треугольника. 3. Чему равен угол, если в треугольнике: <А=450, <С=720? Одновременно у доски ученик выполняет проверку номера из домашнего задания. Условие задачи на межпредметную связь. Класс работает с опросом. 4. Опрос. Наводящие вопросы 1. Что вы видите на доске? (слайд №2) 2. Что такое треугольник? Его элементы? 3. Какие виды треугольников вы знаете? 4. Как их различаются? 5. Дайте определение каждого треугольника? ( остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равностороннего, равнобедренного, разностороннего) 6. Чему равна сумма углов треугольника? 7. Какие углы называют внешними? 8. Чему равны внешние углы треугольника? 9.Сформулируйте 1 признак равенства треугольника. 10. Сформулируйте второй признак треугольника. 4 контролера у доски проверяют решенные задачи. Новая тема. На основании I и II признаков равенства треугольников можно доказать ряд теорем. Теорема 1. Углы при основании равнобедренного треугольника равны. Доказательство. Пусть в данном АВС АС=ВС, АВ-основание. <3 и <4 – углы при основании. Докажем, что <3=<4. проведем биссектрису СD, тогда по I признаку равенства треугольников АСD= ВСD. ( СD=общая сторона, АС=ВС, <1=<2.) отсюда получается, <3=<4. Теорема доказана. Теорема 2. Биссектриса, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, является его и медианой, и высотой. Доказательство. Воспользуемся теоремой1. Так как АСD= ВСD, то АD=ВD, следовательно, СD является медианой. Далее имеем, что АDС= ВDС или <АDС=<ВDС=900 (<ВDС- половина развернутого угла). Тогда СD есть высота треугольника. Теорема доказана. Следствие. В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла 300 , равен половине гипотенузы. и углы прилежащие к ней в обоих треугольниках, соответственно равны. Тогда по II признаку равенства АСD= ВСD. Отсюда получается, что АС=ВС. Теорема доказана. Следствие. В треугольнике против равных сторон лежат равные углы и против равных углов лежат равные стороны. Есть ли у вас вопросы по новому материалу? Тогда начнем применение новой темы на практике. Приступим к решению задач. Работа с учебником. №178(устно) Стороны треугольника равны: 1) 4 см, 6см, 7 см; 3) 5 м, 5 м, 5 м; 2) 6 см, 9 см, 0,6 см; 4)1,2 м,7 дм, 12дм. В каком случае получается треугольник: 1) равнобедренный; 2) равносторонний; 3) разносторонний? №180 ( устно) В равнобедренном треугольнике: 1) боковая сторона 8 см, основание 10 см; 2) боковая сторона 5 м, основание 7 м. Найдите периметр треугольника. Работа с интерактивной доской. На слайде даны задачи.( все условия показаны на рисунке).Решаем устно. 1) Угол при основании равнобедренного треугольника равен 670, найдите остальные углы треугольника. 2) Угол при вершине равнобедренного треугольника 1000. Найдите остальные углы треугольника. 3)Основание равнобедренного треугольника АВС равно 46см. Найдите АК, если ВК является биссектрисой данного треугольника. Записываем в тетрадь условие задачи. ( слайд № ) А теперь закрепим ваши знания по новой теме. Тестовые задания в 2-х вариантах. Тест Тема: « Свойства равнобедренного треугольника» 1 вариант 1. Периметр равнобедренного треугольника равен 30 см. Найдите основание треугольника, если боковая сторона равна 8 см. А) 14; 5; В) 8; 14; С) 20; 8; Д) 8; 16. 2. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если периметр равен 18 см, а основание равно 4 см. А) 7; В) 10; С) 12 Д) 5. 3. Найдите углы равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 1200. А) 200; 200; В) 400; 500; С) 300; 300; Д) 400; 2вариант 1. Периметр равнобедренного треугольника равен 40м. Найдите основание треугольника, если боковая сторона равна 10м. А) 14; В) 10; С) 20; Д) 16; 2. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если периметр равен 28м,а основание равно 6 м. А) 15; В) 10; С) 12; Д) 11. 3. Найдите углы равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 1000 А) 200; 200; В)300;400; С) 100; 500; Д) 400; 400. Проверка тестов. Обмениваются с соседями листочками, проверяют ответы, ставят оценки, работы сдают учителю для подведения итогов полученных знаний и навыков по новой теме. (Ответы теста на слайде) Подведение итогов урок. 1) На психологических тестах зарисуйте ваше настроение к концу урока. А теперь их сдайте; 2) выставление оценок. Домашнее задание №181, 184. А сейчас решаем логическую задачу.
|