Из опыта проведения зачетов Долгова О.В., учитель математики п. Сарышаган Каждый учитель сталкивается с невозможностью опросить всех обучающихся в течение 45 минут и с низкой накопляемостью отметок. Чтобы решить сразу две эти задачи, вот уже много лет провожу зачеты, привлекая консультантов из числа более сильных ребят. Эти обучающие образуют опорную группу учителя, на каждого консультанта приходится от 2 до 4 подопечных ученика в зависимости от уровня как самого консультанта, так и подопечных. Консультанты готовят к зачету, а также принимают его. Материал к зачету заранее вывешивается в кабинете математики. Опорная группа первой сдает зачет учителю по несколько усложненным заданиям, о чем консультанты знают заранее. На уроке по заготовленным карточкам они довольно быстро справляются с заданием. Затем проверяют работы друг у друга и сдают учителю. Письменная сдача зачета консультантами освобождает учителя для работы с остальными обучающимися. Для сдачи зачета основной частью обучающихся отводится урок. В карточки для зачета помимо заданий обязательного минимума включаются дополнительные задания (более сложные). Зачет принимают консультанты, причем ради объективности не у той группы, которую готовили сами. Те ребята, которые хорошо справились с основным заданием, приступают к выполнению дополнительных упражнений. Если же ученик в каком-то примере ошибся, консультант отмечает номер этого задания и, после выполнения данным учеником остальных обязательных упражнений, обучает его решению соответствующих задач. Если же у ученика возникли затруднения с дополнительным заданием, консультант помогает ему справиться с ним. Зачет считается сданным, если ученик выполнил все обязательные задания. На данном уроке отводится время и на подведение итогов. Консультанты докладывают о результатах зачета, оценивают работы экзаменуемых; учитель в большинстве случаев соглашается с этими отметками, что поддерживает авторитет консультантов. Какова же роль учителя во время зачета? Его место в классе на данном уроке-зачете? 1. Учитель следит за порядком. 2. Учитель готов в любой момент прийти на помощь консультантам, взять на себя часть работы по обучению тех обучающихся, которые перед зачетом пропустили занятия, имеют пробелы. 3. Учитель осуществляет «негласный» контроль за работой консультантов. Ценность такого урока-зачета состоит в том, что значительно экономится время, подтягивают отстающие, «растут» лучшие обучающиеся, укрепляется взаимодоверие, воспитывается коллективизм.
|