Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики Бикташева А.М.-учитель математики СШЛ№5 им.М.Ломоносова г.Талдыкорган Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде. В связи с этим для современного человека на передний план, наряду с формированием и развитием других компетенций, выступает коммуникативная компетенция. Выделяют четыре общих умения коммуникации: • умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения; • умение оформить свои мысли в письменный текст; • умение слушать, вникать в суть и ставить вопрос ; • умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). Для развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках математики я ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности: – формировать и развивать культуру письма; – учить математическому языку; – совершенствовать культуру речи; – обогащать словарный запас учащихся; – обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи; – формировать прочные математические умения и навыки; – развивать самостоятельность и умение сотрудничать. Для развития у детей самостоятельности и умения сотрудничать применяю структуру уроков по технологии деятельностного метода, учу самостоятельности и собранности. Такие уроки имеют следующую структуру: – Самоопределение к деятельности (организационный момент). – Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. – Постановка учебной задачи. – Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). – Первичное закрепление во внешней речи. – Самостоятельная работа по образцу. – Включение в систему знаний и повторение. – Итог урока (рефлексия деятельности). Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес. Помимо этих типов уроков использую и другие: – комбинированный урок; – урок закреплений знаний; – контрольный урок; – тренировочный урок; – урок с использованием технических средств обучения; – урок-игра; – урок-путешествие; – интегрированный урок; – урок – интеллектуальный марафон. Для развития коммуникативных компетенций важна хорошо развитая речь. Курсы, чтение методической литературы, наблюдения, участие в различных семинарах помогли мне понять, что необходимо соблюдать несколько условий: – Создавать ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно). – Подбирать задания по интересам учащихся. – Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка. – Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях. Для создания речевой ситуации использую: – игры (ролевые и сюжетные); – стихотворения; – сочинение сказок; – загадки, ребусы, кроссворды. Коммуникативные компетенции учащихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы и находить на них ответы, запрашивать и искать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку. Хорошо развитая устная и письменная речь учеников качественно отличает их от сверстников: они любопытны, пытливы, педантичны к прочитанному и услышанному. Коммуникативная компетентность современных подростков также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования интеллектуально-творческого мышления становится более интенсивным и качественным. Если параллельно с формированием и развитием коммуникативных навыков идет работа над становлением устойчивой мотивации к предмету, способов учебных действий, то можно говорить об эффективном процессе формирования математической компетентности. | |
Просмотров: 489 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|