Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Ю.З.Гарашов: Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики. Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили После окончания естественно-математический факультет Костанайского Государственного Педагогического Института в 2013 году по специальности – учитель математики. Я начал работать с учащимися 5 класса.И столкнулся с такой проблемой, как интеллектуальноеразвитие учащихся на уроках математики. И как показывает мой небольшой педагогический опыт преподавания интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает участие самого учащегося в процессе своего обучения. Такое развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность на уроках. Для этого очень важно создать на уроках такие условия, в которых можно сформировать устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Но не всегда созданные такие условия обеспечиваются в полно мере. И в не полной мере созданных условиях недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку и на каждом уроке. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Изучив литературу, я пришел к тому, что для развития интеллектуальных способностей учащегося нужна длительная, целенаправленная работа так, как эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, а в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. Исходя из этого, ясформулировал свою систему познавательных задач, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, развивающих гибкость и нестандартность мышления учащихся. Моя система задач отвечает следующим требованиям: возбуждает интерес к деятельности по их решению; опирается на знания и опыт учащихся; способствовует развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности; учитывает уровни развития творчества. Система задач представлена в следующей блок - схеме. В качестве примера задач на развитие интеллектуальных способностей на уроках математики рассмотрим некоторые задачи. 1. Задача на развитие восприятия. Цель данных заданий - развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе персептивных иллюзий. Задание. Подсчитать, сколько раз встречаются математические величины: х, S, t, v, R, V в таблице. x T N m x N y x y Z T Y v t x v V x V S t R N Z N v x v N V V N R m v t m v z s 2. Задача на развитие мышления. Цель: развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработки нестандартных решений. Задание. Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду три слова объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относиться. За три минуты учащийся должен найти лишние и вычеркнуть их. 3. Задача на развитие внимания. Цель: тренировка и развитие особенностей произвольного внимания:избирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения. Задание. Найти слова, обозначающие математические термины, соответственно указанным ниже вопросом. Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали. Е П Н О З К Р Д Л И И Р Е М Э Г У Н Е Н Н Е Ж И З З А Л И Н Ц И О К Л У Р Я К Г К Я Т А Г Ч Е Е В А В А Д Р И З Н И О Т О Н Р А К И Ф Я А Н К А В Т И Т Н И П А 1. Дробь с числителем единицей. 2. Часть плоскости внутри окружности вместе с самой окружностью. 3. Четырехугольник, у которого все стороны равны. 4. Задачи на развитие памяти. Цель: развитие памяти учащихся, на отработку познавательных приемов, как произведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами. Шестиклеточный логикон. Инструкция: сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних найдите в ней логическую связь. По аналогии заполните пустую клетку. 2 5 10 Б Д ? Ответ: в пустой клетке буква “и”, так как цифры вверху соответствуют месту буквы в алфавите. 7 45 654 О Д ? Ответ: буква “т”. В верхнем ряду стоят числа: однозначное, двузначное, трехзначно. 5. Задачи на развитие логики. Цель:развития логического мышления и логики учеников. Задание: 9999999 = 100 Расставьте скобки и математические знаки так, чтобы равенство было верным. 6. Задачи на развитие воображения. Цель: развитие воображения учащихся и творческих способностей. Задание: Вычислите площадь фигуры по рисунку. Учащимся предлагается вычислить площадь данной фигуры, если сторона квадрата равна 1 см. Я считаю, что систематичное использование на уроках математики заданий такого характера положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения. В процессе обучения у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать своих одноклассников. В итоге у учащихся будут развиваться интеллектуальные способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факторы. При такой работе будет поддерживаться стойкий интерес к предмету у учащихся. Литература. 1. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д., Развитие общих способностей личности. - Новосибирск : Изд - во: НГУ, 2005. 2. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. - Новосибирск: Изд - во: НГУ, 2004. 3. Математика в школе №1- №6, 2007,2008, 2009 год. | |
Просмотров: 487 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|