Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности в 5-9 классах Учителя математики ГУ СОШ №39 г.Павлодара: Кутнова Л.Г., Бураханова Р.М., ШапиховаЗ.Е. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является матемтаическая грамотноясть подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является певрочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов: - «фундаментальные математические идеи», - «математическая компетентность». Фундаментальные математические идеи – это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые связаны с реальной действительностью тем, что характеризуют свойства, общие для разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы, и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и описании окружающей действительности. В качестве таких идей предложены: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения». Математическая компетентность – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. Развитие математической грамотности должно вестись с 5 класса, можно выделить 3 этапа реализации разработки: 5 – 6 классы; 7 – 8 классы; 9 класс. Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.. Именно эти идеи были использованы при составлении спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ Нами были выделены следующие формы и методы развития математической грамотности в учебном процессе. № Название форм и методов 1 игровой момент на уроке 2 проблемный элемент в начале урока 3 задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта 4 задание для смены деятельности на уроке 5 модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке 6 задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения 7 задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты 8 задания одного типа и провести урок в соответветствии с какойто образовательной технологией 9 задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления 10 Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины 11 Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики Представляем вашему вниманию разработанную нами таблицу ( Приложение 1). В ней собраны задания на развитие математического мышления, согласно «Спецификации теста по математической грамотности для ЕНТ», с 5 по 9 классы, с указанием тем по разделам и номеров заданий из учебников. Для выполнения этих заданий требуются знания и умения, которые необходимы для математически грамотного современного человека. К ним отнесены: пространственные представления; пространственное воображение; свойства пространственных фигур; умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации; умение работать с формулами; знаковые и числовые последовательности; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; действия с процентами; использование масштаба; использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов; умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др. Надеемся, что наш материал поможет коллегам целенаправленно формировать и развивать математическую грамотность в 5-9 классах через решение задач в учебниках, охватывая все 4 общепринятых направлений, отражающихся в спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ. | |
Просмотров: 554 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|