Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности в 5-9 классах
Система работы на уроках математики по формированию
математической грамотности в 5-9 классах
Учителя математики ГУ СОШ №39 г.Павлодара: Кутнова Л.Г., Бураханова Р.М., ШапиховаЗ.Е.

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является матемтаическая грамотноясть подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является певрочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:
- «фундаментальные математические идеи»,
- «математическая компетентность».
Фундаментальные математические идеи – это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые связаны с реальной действительностью тем, что характеризуют свойства, общие для разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы, и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и описании окружающей действительности.
В качестве таких идей предложены: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения».
Математическая компетентность – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.
Развитие математической грамотности должно вестись с 5 класса, можно выделить 3 этапа реализации разработки:
5 – 6 классы;
7 – 8 классы;
9 класс.
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.. Именно эти идеи были использованы при составлении спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ

Нами были выделены следующие формы и методы развития математической грамотности в учебном процессе.
№ Название форм и методов
1 игровой момент на уроке
2 проблемный элемент в начале урока
3 задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта
4 задание для смены деятельности на уроке

5 модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке
6 задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения
7 задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты
8 задания одного типа и провести урок в соответветствии с какойто образовательной технологией
9 задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления
10 Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины
11 Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики

Представляем вашему вниманию разработанную нами таблицу ( Приложение 1). В ней собраны задания на развитие математического мышления, согласно «Спецификации теста по математической грамотности для ЕНТ», с 5 по 9 классы, с указанием тем по разделам и номеров заданий из учебников. Для выполнения этих заданий требуются знания и умения, которые необходимы для математически грамотного современного человека.
К ним отнесены:
пространственные представления;
пространственное воображение;
свойства пространственных фигур;
умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;
умение работать с формулами;
знаковые и числовые последовательности;
нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;
действия с процентами;
использование масштаба;
использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;
умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.
Надеемся, что наш материал поможет коллегам целенаправленно формировать и развивать математическую грамотность в 5-9 классах через решение задач в учебниках, охватывая все 4 общепринятых направлений, отражающихся в спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ.
Категория: Математика | Добавил: burahanovarajsa (2020-05-16) | Автор: Бураханова Райса Мендешевна E
Просмотров: 554 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru