Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Тимергазина Л.А.
учитель математики КГУ «Средняя
школа №1» отдела образования
акимата города Лисаковска
г. Лисаковск

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы учащиеся сами умели самостоятельно добывать информацию и использовать эти знания и умения в творческой, исследовательской деятельности. Поэтому возникает вопрос о внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться. Учиться творчески и самостоятельно. Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить учащихся творчески и самостоятельно учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Необходимо освободить учащихся от боязни наказания за невыученное. Ведь в большинстве эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно.
Для себя я определила следующее, что самостоятельная работа школьников является оптимальным и разумным.
Самостоятельная работа – это основной путь осуществления индивидуализации обучения. Учиться творчески и самостоятельно. Исследования психологов и педагогов показывают, что можно научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, для этого необходимо включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Нужно освободить учащегося от боязни наказания за невыученное. Ведь в большинстве сегодняшнего обучения именно эта причина является «движущей силой». Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить детей, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно.
Для поиска знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний на уроке я использую самостоятельную работу. Самостоятельна работа –это организованная активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленных целей и задач.
Учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки на уроках математики с помощью разнообразных видов самостоятельной работы. Когда самостоятельная работа организована, то предоставляет собой систему и если это система есть, то они дают положительные результаты.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Каждая система соответственна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
Я хотела бы сегодня поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе самостоятельную работу на уроках математики. Приведу несколько примеров. Самостоятельные работы могут быть: обучающими; тренировочными; закрепляющими; повторительными; развивающими; творческими; контрольными.
Обучающим - заключается в том что учащиеся самостоятельно выполняют задания, данных учителем в ходе объяснения нового материала. Например: при изучении нового материала в 6 классе по математике тема «Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.», я даю самостоятельно изучить новую тему методом «Мудрая сова». Предлагаю самостоятельно поработать содержанием параграфа. После этого раздаю вопросы для его обсуждения
1. Главное: работы над текстом: найдите в тексте основные понятия и запишите их.
2. Ты уже знаешь последние новости? – выбрать информацию, которую вы считаете для вас новой.
3. Известное и неизвестное – найти информацию в тексте, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна.
4. Что, не ждали?- выбрать информацию, которая для вас является неожиданной.
5. Главная жизненная мудрость- выразить основную мысль тремя фразами.
6. Поучительный вывод - сделать вывод из прочитанного, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни.
7. Важные темы для обсуждения - найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойного обсуждения в рамках общей дискуссии.
8. Проанализируйте основную мысль в таблицах - показать основный мысли на бумаге в виде таблицы.
Тренировочные самостоятельные работы - использую задания на
распознавание различных объектов и их свойств. Например, по математика 6 класс тема «Прямая и обратная пропорциональность», даю учащимся различные таблицы, где учащиеся должны самостоятельно выбрать правильные зависимости. В 8 классе алгебра тема «Квадратичная уравнения», где я даю множество квадратных уравнений, а учащиеся должны распределить их по видам: неполные квадратные уравнения, полные квадратные уравнении, приведенное квадратное уравнения.
Закрепляющие самостоятельные работы - оказывать содействие развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Например, на всех почти уроках я учащимся раздаю уровневые задания двух вариантов, каждый ученик выбирает тот уровень сложности, который он сможет решить, Здесь я еще использую дифференциация по уровню сложности, и по темпу работы.
Повторительные самостоятельные работы - я должна знать подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы могут затруднить изучение нового материала.
Интерес к творческим самостоятельным работам вызывают у учащихся высокий уровень самостоятельности. В этом виде учащиеся открывают новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся использовать эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи. Например, при изучении в 8 классе тему «Решение квадратных уравнений с использованием формул», даю задание учащимся найти другие способы решения квадратных уравнений, используя различные источники: дополнительная литература, интернет.
Самостоятельная работа в современном уроке занимает немаловажное место, потому что ученик приобретает знания в процессе личной самостоятельной учебной работы. Дидактическое правило «Учить детей учиться» сейчас актуален. Уметь управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его дальнейшей трудовой деятельности

Литература.
1. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» Сборник статей. Составители С.И.Демидова, Л.О.Денищева «Просвещение» 1985г.
2. «Совершенствование методики работы учителя математики» Я.И.Груденев «Просвещение» 1990г.
3. «Психолого-дидактические основы методики обучения математики» Я.И.Груденев «Педагогика» 1987г.
4. «Тесты для промежуточной аттестации 5-6 классов» Ф.Ф.Лысенко «Легион»2007г.
5. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» Составитель Ю.Д.Кабалевская «Просвещение» 1988г.
Категория: Математика | Добавил: lidiytimergazina (2020-10-21) | Автор: Тимергазина Лидия Амуровна E
Просмотров: 317 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru