Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Тимергазина Л.А. учитель математики КГУ «Средняя школа №1» отдела образования акимата города Лисаковска г. Лисаковск «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» Одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы учащиеся сами умели самостоятельно добывать информацию и использовать эти знания и умения в творческой, исследовательской деятельности. Поэтому возникает вопрос о внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться. Учиться творчески и самостоятельно. Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить учащихся творчески и самостоятельно учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Необходимо освободить учащихся от боязни наказания за невыученное. Ведь в большинстве эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. Для себя я определила следующее, что самостоятельная работа школьников является оптимальным и разумным. Самостоятельная работа – это основной путь осуществления индивидуализации обучения. Учиться творчески и самостоятельно. Исследования психологов и педагогов показывают, что можно научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, для этого необходимо включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Нужно освободить учащегося от боязни наказания за невыученное. Ведь в большинстве сегодняшнего обучения именно эта причина является «движущей силой». Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить детей, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. Для поиска знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний на уроке я использую самостоятельную работу. Самостоятельна работа –это организованная активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленных целей и задач. Учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки на уроках математики с помощью разнообразных видов самостоятельной работы. Когда самостоятельная работа организована, то предоставляет собой систему и если это система есть, то они дают положительные результаты. Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Каждая система соответственна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. Я хотела бы сегодня поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе самостоятельную работу на уроках математики. Приведу несколько примеров. Самостоятельные работы могут быть: обучающими; тренировочными; закрепляющими; повторительными; развивающими; творческими; контрольными. Обучающим - заключается в том что учащиеся самостоятельно выполняют задания, данных учителем в ходе объяснения нового материала. Например: при изучении нового материала в 6 классе по математике тема «Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые.», я даю самостоятельно изучить новую тему методом «Мудрая сова». Предлагаю самостоятельно поработать содержанием параграфа. После этого раздаю вопросы для его обсуждения 1. Главное: работы над текстом: найдите в тексте основные понятия и запишите их. 2. Ты уже знаешь последние новости? – выбрать информацию, которую вы считаете для вас новой. 3. Известное и неизвестное – найти информацию в тексте, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна. 4. Что, не ждали?- выбрать информацию, которая для вас является неожиданной. 5. Главная жизненная мудрость- выразить основную мысль тремя фразами. 6. Поучительный вывод - сделать вывод из прочитанного, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни. 7. Важные темы для обсуждения - найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойного обсуждения в рамках общей дискуссии. 8. Проанализируйте основную мысль в таблицах - показать основный мысли на бумаге в виде таблицы. Тренировочные самостоятельные работы - использую задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например, по математика 6 класс тема «Прямая и обратная пропорциональность», даю учащимся различные таблицы, где учащиеся должны самостоятельно выбрать правильные зависимости. В 8 классе алгебра тема «Квадратичная уравнения», где я даю множество квадратных уравнений, а учащиеся должны распределить их по видам: неполные квадратные уравнения, полные квадратные уравнении, приведенное квадратное уравнения. Закрепляющие самостоятельные работы - оказывать содействие развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Например, на всех почти уроках я учащимся раздаю уровневые задания двух вариантов, каждый ученик выбирает тот уровень сложности, который он сможет решить, Здесь я еще использую дифференциация по уровню сложности, и по темпу работы. Повторительные самостоятельные работы - я должна знать подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы могут затруднить изучение нового материала. Интерес к творческим самостоятельным работам вызывают у учащихся высокий уровень самостоятельности. В этом виде учащиеся открывают новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся использовать эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи. Например, при изучении в 8 классе тему «Решение квадратных уравнений с использованием формул», даю задание учащимся найти другие способы решения квадратных уравнений, используя различные источники: дополнительная литература, интернет. Самостоятельная работа в современном уроке занимает немаловажное место, потому что ученик приобретает знания в процессе личной самостоятельной учебной работы. Дидактическое правило «Учить детей учиться» сейчас актуален. Уметь управлять своей деятельностью выступает в качестве необходимого условия в жизни человека и в его дальнейшей трудовой деятельности Литература. 1. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» Сборник статей. Составители С.И.Демидова, Л.О.Денищева «Просвещение» 1985г. 2. «Совершенствование методики работы учителя математики» Я.И.Груденев «Просвещение» 1990г. 3. «Психолого-дидактические основы методики обучения математики» Я.И.Груденев «Педагогика» 1987г. 4. «Тесты для промежуточной аттестации 5-6 классов» Ф.Ф.Лысенко «Легион»2007г. 5. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике» Составитель Ю.Д.Кабалевская «Просвещение» 1988г. | |
Просмотров: 317 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|