Закон РК «Об образовании» требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию. Не только развивать, но и учиться развиваться - вот смысл новых целевых требований. Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в Казахстане. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы На наш взгляд, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. С.Л. Рубеншейн констатирует, что «правильно поставленное обучение должно соответствовать возможностям ребенка на данном уровне развития; реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые». Ребёнок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию. В.А. Ясвин, определяя модель образовательной среды, трактует ее таким образом: «Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении» Общество желает видеть в ученике проявление определенных качеств и способностей. Отражением социального заказа является понятие «образовательная компетенция». Для нас особую значимость представляют учебно-познавательные компетенции, так как это- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Мы воспользовались исследованиями Г.П. Щедровицкого для понимания аспектов рефлексии Он выделяет следующие формы осуществления рефлексии: коллективную – кооперативную и коммуникативную и индивидуальную – личностную и интеллектуальную. На их основании мы определили рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности: а) кооперативные, б)интеллектуальные, в) личностные, г) коммуникативные. Рубинштейн С. указывал, что появление рефлексии возможно лишь в том случае, если личность столкнулась с новой, неожиданной для нее информацией, противоречащей тому, что было ею принято и усвоено, стало содержанием внутреннего мира. Предпосылкой для развития рефлексии должна быть проблемно-конфликтная ситуация, когда происходит нарушение равновесия между сложившимися установками и новой информацией. Кризис. Когда прошлый опыт (личностный, интеллектуальный) не помогает. Рефлексия – это возможный путь решения проблемы. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: • рефлексия деятельности • рефлексия содержания учебного материала • рефлексия настроения и эмоционального состояния Надо отметить, что практическим навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа, повторения, рефлексии же так научить нельзя. Можно лишь предоставить возможность ей научиться. С этой целью мы отобрали ряд упражнений для развития рефлексивных умений. I.Рефлексия деятельности Прием незаконченные предложения «Если у меня не получается задача, я …» «Когда я что-то не понимаю или не знаю, я …» «Я люблю искать разные способы решения одной задачи, потому что …» Оценка собственного продвижения. 1-й уровень. Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся в своей работе 2-й уровень. Ученик назвал причины успехов и неудач(трудностей) в работе. 3-й уровень. Ученик перечислил умения и навыки, которые помогли ему в работе и будут необходимы в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок сам его обнаруживает, а для этого предлагается следующая анкета. 1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным? а) учебная деятельность б) спорт, в) творчество, г) общение, д) семья 2.Кто заметил твой успех? а) друг, б) учитель, в) одноклассники, г) кто-то еще. 3.Считаешь ли ты себя успешным человеком? а) да, б) скорее да, в) иногда, г) нет. 4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех. Метод пяти пальцев(или Все у меня в руках) М – какие знания , опыт я сегодня получил? Б – что я сегодня сделал и чего достиг С – каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа У – чем я сегодня помог другим, чем порадовал или «поспособствовал»? Б – каким было сегодня мое самочувствие? Рефлексия выбранных заданий Я выбрал эти задания, потому что они мне нравятся больше других; Я чувствую, что с ними я справлюсь хуже, чем с другими заданиями; Они легче остальных; Затрудняюсь ответить. Все эти вопросы заставляют ребенка задуматься о собственных действиях, проанализировать их последовательность, проконтролировать правильность их выполнения. Это позволяет каждому ребенку в доступной форме почувствовать значимую уникальность своих и чужих свершений. В этом один из источников рефлексивного отношения ребенка к собственным возможностям. Полезно в конце четверти делать самоанализ по темам: каких ошибок больше, почему (пропустил занятия во время изучения темы, не понял объяснение учителя, тема слишком трудная), пробелы при изучении предыдущей темы и как их теперь исправить(выучу сам с помощью учебника, обращусь за помощью к товарищу, к учителю), (лист оценки). В условиях рефлексии любая деятельность осуществляется осмысленно, с осознанием ее мотивов и целей. II. Рефлексия содержания учебного материал Развитию рефлексивных умений учащихся способствует проблемная постановка цели урока и формулирование темы урока. Составление необычных задач, при решении которых ребята учатся анализировать, сравнивать, подмечать определенные закономерности, одним словом размышлять. Задачи с ловушками (ошибками) Даются решенные задания, ученики должны сказать, с какими из приведенных решений согласны, с какими нет. Неправильные с вашей точки зрения решения зачеркни, постарайся кратко сформулировать, в чем состоит ошибка. Самое хорошее решение отметь галочкой . Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом. Прием «Демонстрации» Во время учебного процесса учитель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности: «Вот сейчас я закончил(ла) первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»: «Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное. происходит потому, что в начале урока мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения …» «Я очень волнуюсь, потому что …» Рефлексия, как средство запуска образовательного процесса, направленная на осознание и разграничение области своего точного знания и постановки задач образования. Проводится с помощью специально построенных вопросов или игр. Игра «Шапка вопросов» Каждый ученик формулирует и записывает по три вопроса: • Из области своего точного знания • Из области своего незнания • Из области сомнения Почему? Реши. Верно ли? Листочки с вопросами складываются в общую шапку, поочередно достаются, готовятся ответы, а затем обсуждаются с автором III. Рефлексия эмоционального состояния. «Пик взаимопонимания» Настроение изображено в виде ступеньки Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. «Музыкальный тест» Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребенку дается маленькая нотка. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибальной системе: от«ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки смотрит вниз(минор) или вверх(мажор) Настроение по выбранному цвету Вы подходите к классу и на дверях видите плакат, а на нем 5 больших разноцветных квадратов: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Без объяснений. Дальше на другом плакате «С каким настроением ты пришел в школу?» Дети берут белый квадратик и опускают в ту коробочку(коробка из 5 секций, где каждая секция своего цвета) Красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, возбуждение; Зеленый – чувство уверенности, настойчивости; Желтый – активность. стремление к общению, веселость; Синий – спокойствие , удовлетворенность; Коричневый – тревожность, стресс, переживание страха(огорчения). В конце урока рисуется радуга. Мы видим преобладающее настроение класса. Чтобы формировать рефлексивные способности учащихся необходимо: • Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования. • Предоставлять возможность учащимся активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. • Учителю самому владеть техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию. • Постоянно использовать специальные средства для организации учебного процесса. • Стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки. Литература 1. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102. 2. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993.. 3. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26. 4. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114. 5. Журнал «Завуч начальной школы» 6. Интернет ресурсы
|