Уроки с компьютерной поддержкой Самая естественная форма работы учителя - урок. Урок, на котором в качестве технического средства обучения используется компьютер, называют уроком с компьютерной поддержкой (УКП). УКП имеет особые цели, формы и особую методику определения результативности. Однако использование компьютера в обучении не ограничивается УКП. Уроки даже не самая важная часть этого процесса. Реальная перспектива - использование домашнего компьютера в качестве учебного средства. Работа с обучающей программой имеет несомненные достоинства, но и недостатки тоже. Плюсы: • можно предоставить более чем достаточное количество тренировочных упражнений для выработки навыков учащихся; • каждый ученик может работать в оптимальном для него темпе и столько времени, сколько ему необходимо; • проще обеспечить уровневую дифференциацию обучения. Минусы: • часто учебные программы представляют собой длинные лекции, которые нужно проматывать на экране • «разговор» с программой лишён эмоций; • не всегда учитываются методические особенности преподавания; • материал, как правило, подается в несколько однообразно; • контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами. Отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Применение компьютера на уроке оправдано при большой индивидуализации работы учащихся. Например, на уроке повторения или обобщения изученного материала такая технология дает существенные преимущества перед традиционными формами проведения урока. И перечисленные выше недостатки можно даже обратить в достоинства. На традиционном уроке учитель вынужден отводить строго определенное время на каждый этап урока. При этом некоторые учащиеся уже все сделали, а другие не успевают за учителем. Компьютер «терпелив», и может «повторять» и «повторять» объяснения для тех, кому это необходимо, не нарушая общий темп урока. Возможность проведения УКП, конечно, зависит от количества компьютеров. Понимаю, что идеальный вариант: один ученик – один компьютер практически недостижим в обычных школах с большой наполняемостью классов, но можно рассмотреть и другие варианты: посменная работа за компьютером, парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре, индивидуальная работа учащегося на дому. Я написала тренажерно-тестирующую программу «Делимость натуральных чисел». Программа предназначена для изучения/повторения признаков делимости натуральных чисел и контроля знаний. Работает в двух режимах – обучение и проверка. При выборе режима «Обучение» на экране появится окно, в верхней части которого можно выбрать признак делимости на 2, на 3, на 5, на 9 или на 10. Для этого нужно щелкнуть мышкой по кнопке с изображением выбранного числа. В окне отобразятся еще две панели (с правилом и примерами) и кнопка «Тренировка». Для того, чтобы отработать правила на примерах, нужно нажать кнопку «Тренировка». Прочитав пример, дать ответ, нажав соответственно одну из кнопок «Да» или «Нет». Звуковой сигнал сообщит, правильно ли дан ответ. Прервать тренинг можно нажатием на кнопку «Стоп». В режиме проверки будет предложен тест из 30 вопросов с выбором ответа. Правильных ответов может быть несколько. Каждый правильный ответ нужно отметить галочкой, щелкнув мышкой в соответствующем окошечке. По завершении тестирования будет выведено окно с сообщением о том, сколько набрано баллов и какая получена оценка. Программу могу выслать по электронной почте. Мой e-mail: marina_shev@mail.ru
|