Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
«Воспитательный аспект теории деятельности на уроках математики» “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял”. Чарльз Бебидж Понятие «воспитательное пространство» сравнительно недавно вошло в педагогический словарь. Именно пространство – возможность для перемещений или действий внутри него; из каждой точки открывается новый ракурс; оно может быть неоднородным, многообразным в зависимости от элементов, наполняющих его. Эти качества присущи и воспитательному пространству. Воспитательное пространство нельзя создать по команде сверху, оно возникает в атмосфере сотрудничества учителя и учащихся. На мой взгляд, основное направление деятельности учителя – открыть для ребенка радость познания, дать простор для самостоятельного поиска ответов, создать атмосферу исследования, т. е. выработать внутреннюю мотивацию – это как раз тот «витамин» которого часто не хватает школе. Внутренняя мотивация является компонентом теории деятельности, это вид человеческой активности, направленный на познание и преобразование окружающей действительности, побуждаемый потребностями, ориентируемый на образ будущего результата, регулируемого сознанием, определяющий отношение субъекта к реальной действительности, к обществу. Теория деятельности позволяет с единых позиций рассматривать проблему взаимоотношения индивидуального сознания и окружающей действительности, проблему психических свойств, способностей, развития мышления, проблему формирования личности, взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития. Деятельность порождается мотивами – предметами потребностей. Потребность, нашедшая способ ее применения, становится мотивом. Так, понимание социальной значимости образования ориентирует на деятельность обучения, самообразования, общения. Учитель, организуя деятельность обучения, воспринимая учащегося как личность, заботится о мотивации предстоящей деятельности. Теория деятельности позволяет по-новому подойти к проблеме развития личности в процессе обучения. Развитие личности при этом понимается как саморазвитие, имеющее место в жизненных отношениях индивида в результате преобразующей его деятельности. Деятельность – основное условие и средство развития личности. Личностью ребенок становится в качестве субъекта общественных отношений, возникающих в деятельности. Иерархия деятельности образует ядро личности. За иерархией деятельности стоит иерархия мотивов. В процессе деятельности рождаются межличностные отношения, играющие решающую роль в развитии личности. В процессе обучения необходимо учитывать учащегося, как личность, включенную в деятельность обучения, имея в виду, что мыслит не мышление, а личность. Главное здесь в том, чем становиться процесс обучения для ученика, какое место занимает познавательная деятельность, чем мотивированна эта деятельность, отвечают ли цели действий мотивам, привлекательна ли для ученика сама деятельность, какие отношения сложились в процессе деятельности между участниками процесса обучения: учителем и учеником, учениками и учителем, между учениками. Но как создать на уроках атмосферу увлеченности, открытия , как внести в жизнь детей азарт ученых – первооткрывателей? Представь холм, на нем замок, из которого ведет множество путей. А за замком Вселенная. И можно выйти на эту дорогу и пойти по ней, и познать эту Вселенную. И можно выйти на другую дорогу и познать Вселенную… Известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивление. Большие возможности для создания проблемных ситуаций предоставляет нарушение естественного порядка изложения материала, использование опережающих задач. При этом желательны занимательная форма предъявления таких задач, практическая значимость их решения. Очарование заключается в самом моменте возникновения мыслей, в живости реакций, непосредственности реплик, в перекрестном огне соображений и выражений. Поощряю любую идею, а не только результат. Например, часто ребята спрашивают: «Правильно ли я начал решать?» На что я отвечаю: «Я решала иначе, но, возможно, твоя идея приведет к более оригинальному решению». 3. Такая задача должна обладать большой степенью общности. 4. В решении задачи обязательно нужно спрятать « изюминку», чтобы оно было наглядно и удивительно просто. Желательно также, чтобы задача предполагала несколько способов решения. Трудно переоценить элементы сотрудничества на уроках. Поощряю детей, задающих вопросы, работу учеников стараюсь вести под девизом: «Ошибаться не стыдно – стыдно не думать!» Использую провоцирующие задачи (задачи – ловушки). Провоцирующие задачи – это задачи, содержащие намеки, подталкивающие учащихся на ошибочный путь решения. Они обладают высоким развивающим потенциалом, воспитывают критичность мышления, приучают к анализу воспринимаемой информации. Примеры: 2. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 3. Постройте прямоугольный равнобедренный треугольник, у которого сумма катетов в 2 раза больше гипотенузы. Как известно, математика ум в порядок приводит, т. е. развивает логическое мышление. В реальной жизни человек может просчитать и проанализировать ситуацию на несколько ходов вперед, это поможет избежать ошибок, правильно оценивать ситуацию, хорошо разбираться в людях, соизмерять свои амбиции с реальностью, ставить перед собой четкие цели. Важно также отметить, что никакие передовые методы работы не достигают цели, если у учителя нет контакта с учениками. 1. Знать психологические особенности учащихся и считаться с ними; 2. Уважать мнение ученика; 3. Наказывать не за ошибки, а за бездействие ; 4. Сравнивать результаты ученика только с его прошлыми успехами; 5. Проблемы по возможности решать с самим учеником, а не с его родителями; 6. Осуждать, если это необходимо, поступок, а не личность. 7. Пресекать попытки высмеивать неправильные ответы соучениками. 8. Создавать на уроках атмосферу комфортности и доброжелательности. Свою главную учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой личностью. | |
Просмотров: 1579 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|