9 класс. Алгебра Тема урока: Формула суммы первых n-членов арифметических прогрессий. Цель урока: 1. Научить учеников формулам суммы первых n-членов арифметической прогрессий и применению их при решении задач. 2. Ознакомить с историческими данными о прогрессиях. Опорные умения Уметь находить суммы первых n-членов и навыки: арифметической прогрессий и использовать в последующих темах. Образовательные: Систематизация и углубление знаний и навыков, закрепление и обобщение данной темы. Развивающие: Развитие и активизация познавательной деятельности, внимания, интереса к теме, памяти. Воспитательные: Воспитание у учащихся чувства ответственности, культуры современного труда, простоты, четкости мышления. Оборудование: Таблица, Энциклопедический словарь математика, справочная папка с формулами. План урока I – этап: Организационный момент II – этап: Проверка домашнего задания III – этап: Сообщение темы урока IV – этап: Новая тема V – этап: Краткое ознакомление с историческими данными VI – этап: Закрепление новой темы VII – этап: Домашнее задание VIII – этап: Итог урока, оценка знаний учащихся. I – этап: Организационный момент. Приветствие с классом, отметить отсутствующих. Подготовка учащихся к уроку. Сосредоточить мысли к начинающему уроку. II – этап: Проверка домашнего задания № 167 Какие из последовательности являются арифметическими прогрессиями. А) 1, 4, 7, 10, 13… d=3 – является Б) 3, 0, -3, -6, -9… d=3 – является В) 4, 9, 16, 25, 36… - не является III-IV – этап: Сообщение темы урока. Повторение формулы n-го члена арифметической прогрессии d – разность арифметической прогрессии n – число членов арифметической прогрессии a1 – первый член an – n-ый член А теперь нам надо вывести формулу суммы первых n членов арифметической прогрессии. Обозначим эту сумму через Sn, Sn= a1+a2+a3+…+an , а теперь напишем в обратном порядке, затем почленно складывая, получим. Арифметическая прогрессия Sn= a1+a2+…an-1+an Sn= an+an-1+…a2+a1 2Sn=(a1+a2)+(a2+an-1)+…(a2+an-1)+(a1+an) 2Sn=(a1+an)+(a1+an)+…+(a1+an)+ (a1+an) n-двучленов 2Sn=n•(a1+an) (I) an =a1+(n-1) d (II) Эти формулы позволяют легко найти число членов прогрессии по данным a1, d, Sn. Теорема: Сумма первых n-членов арифметической прогрессий равна полусумме крайних членов, умноженной на число членов. V – этап: С этой связан интересный эпизод из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855). Когда ему было 9 лет учитель занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно. 1+2+3+…+40 Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил!». Большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное. Вот схема его рассуждений. Сумма чисел в каждой паре равна 41. Таких пар 20, поэтому искомая сумма равна 41*20=820 1, 2, 3, … 20 + 40, 39, 38,…41 41, 41, 41,…41 Рассмотрим примеры на использование полученных формул. VI – этап: 1) Найдем сумму первых 20 членов арифметической прогрессии: 1, 3, 5,… а1=1 а2=3,5 Решение: Первый член прогрессии равен 1. а1=1 an=a1+(n-1)d 1) разность равна а2-а1=3,5-1=2,5 d=2,5 2) Найдем 20-член этой прогрессии: а20= 1+2,5(20-1) = 1+2,5*19= 48,5 Ответ: 495. №187 I – в II – в a1 =10 a1=10 d=4; an=14 d=4 an=50 Найдите n и Sn. Решение I в. II в. аn = a1+(n-1) d 50=10+(n-1)*4 50=10+4n-4 50-10+4=4n 44=4n n=11 a11=a1+10d=10+40=50 a11=50 S11=330; a1=10 d=4 an=14 14=10+(n-1)*4 14=10+4n-4 14-10+4=4n 8=4n n=2 a2=a1+d=10+4=14 S2=24 Закрепление: №191 Дана арифметическая прогрессия 2, 5,8, ... Найдите 15-й член и сумму 15-ти членов прогрессии n=15 a1=2 a2=5 d=a2-a1=5-2=3 d=3 a15=a1+14d=2+14*3=44 Ответ: 44, 345. VII – этап: Домашнее задание №187 (а) №188 VIII – этап: Подведем итог урока. Оценка знаний учащихся. Спасибо дети за урок, до свидания.
|