Министерство образования и науки Республики Казахстан Урок алгебры в 11 классе Учитель Махмутова Г.А. ГУ «Средняя общеобразовательная школа №30» Тема урока: Методы решения иррациональных уравнений Цель урока: 1.Изучить различные способы решения иррациональных уравнений. 2. Развивать умение обобщать, правильно отбирать способы решения иррациональных уравнений. 3. Развивать самостоятельность, воспитывать грамотность речи План урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний 3. Изучение нового материала 4. Закрепление. Быстрый счет. 5. Домашнее задание 6. Итог урока Ход урока I. Организационный момент: Сообщение темы урока, цели урока. На предыдущем уроке мы рассмотрели решение иррациональных уравнений, содержащих квадратные корни, возведением их в квадрат. При этом мы получаем уравнение-следствие, что приводит иногда к появлению посторонних корней. И тогда обязательной частью решения уравнения является проверка корней. Также рассмотрели решение уравнений, используя определение квадратного корня. В этом случае проверку можно не делать. II. Актуализация опорных знаний Вам предстоит найти (отобрать) уравнения, не имеющие решений (их номера выписать). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Варианты ответов: А.3;4;7. Б.4;7. В.4;5;7. Г.6 Правильный ответ: В.4;5;7 III. Изучение нового материала. Однако при решении уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению алгоритмов решения уравнения. В заданиях ЕНТ имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволяет решить уравнения проще, быстрее. Поэтому необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений, с которыми мы сегодня и познакомимся. Предварительно класс был разделен на 4 творческие группы, и им было дано на конкретных примерах раскрыть суть того или иного метода. Слово даем им. Из каждой группы 1 ученик объясняет ребятам способ решения иррациональных уравнений. Весь класс слушают и конспектируют их рассказ. 1 способ. Введение новой переменной. Решить уравнение: (2х + 3)2 - 3 4х2 + 12х + 9 - 3 4х2 - 8х - 51 - 3 , t ≥0 х2 – 2х – 6 = t2; 4t2 – 3t – 27 = 0 t = 3, t = -4/9 х2 – 2х – 15 =0 х2 – 2х – 6 =9; х = -3; х = 5 Ответ: -3; 5. 2 способ. Исследование ОДЗ. Решить уравнение ОДЗ: х = 2. Проверкой убеждаемся, что х = 2 является корнем уравнения. 3 способ. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель. + (умножим обе части на - ) х + 3 – х – 8 = 5( - ) 2 =4, отсюда х=1. Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения. 4 способ. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной. Решить уравнение Пусть = u, =v. Получим систему: Решим методом подстановки. Получим u = 2, v = 2. Значит, получим х = 1. Ответ: х = 1. IV. Быстрый счет Сумеете ли вы выбрать нужные знания для быстрого устного счета. В течении 5 минут вам предлагается решить 10 уравнений устно. Кто успеет? 1 Ответ: 49 2 =-1 Ответ: корней нет 3 Ответ: 3 4 5 =1 Ответ: 6 Ответ: корней нет 7 Ответ: корней нет 8 Ответ: 3 9 Ответ: 2 10 Ответ: корней нет Каждый записал свою версию. А теперь, внимание, правильные ответы. Появляются правильные ответы. Кто набрал больше всех баллов? V. Домашнее задание VI. Итог урока: 1. Какие методы изучили? 1. Введение новой переменной 2. Исследование ОДЗ. 3. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель. 4. Сведение уравнения к системе с помощью введения переменной. 2. Какие из этих методов используются при решении уравнений других типов? 3. Какой из этих методов вам понравился больше всего и почему? VII. Выставление оценок
|