Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Задачи на растворы, сплавы, смеси и процентное содержание
Задачи на растворы, сплавы, смеси и процентное содержание
А.Б. Жигайлова (Караганда, СОШ №51)
Предлагаемые задачи, имеют практическое значение, являются хорошим средством развития мышления учащихся. Они расширяют базовый курс математики и позволяют учащимся осознать практическую ценность математики. При решении задач на растворы, смеси и сплавы очевидна межпредметная связь с химией.
Эти задачи вызывают определенные трудности у учащихся при их решении. Данный материал может быть использован учащимися при подготовке к ЕНТ и ПГК, т.к. эти задачи часто включаются в тесты.
Задача №1 Свежий гриб содержит 90% воды, а сушеный 15%. Сколько получится сушеных грибов из 17 кг свежих?
Прежде всего учащимся надо знать, что практически любой продукт - яблоки, грибы, картофель, крупа, хлеб и т.д. состоит из воды и сухого вещества. Причем воду содержат как свежие, так и сушеные продукты. Очень важно обратить внимание учащихся на то, что в процессе высыхания испаряется только вода, а сухое вещество никуда не девается и его масса не изменяется.

Обозначим: Х кг-масса сухих грибов.
Вычислим сколько % сухого вещества в свежих грибах:
1)100%-90%=10%.
Сколько % сухого вещества в сухих грибах:
2) 100%-15%= 85%
Составим схему:
Cвежие грибы Сухие грибы

Вода 90% 15%
Сухая вещество 10% 85%
Масса 17 кг Х кг

Составляем уравнение, учитывая только процентное содержание сухого вещества в данном продукте.
Так как 10%=0,1,а 85%=0,85 получаем уравнение:
0,1
1,7=0,85х
х=2(кг)- масса сушеных грибов. Ответ: 2кг.

Далее я предлагаю подборку задач данного типа из сборников тестов ЕНТ разных лет.
Аналогично решаются задачи.

1). Имеется 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды. Сколько килограммов воды надо выпарить, чтобы оставшаяся масса содержала 25% целлюлозы?
(Ответ: 200 кг.)

2) Свежая малина содержит 85% воды, а сухая – 20%. Найдите массу сухой малины, если свежая была 36 кг.
(Ответ: 6,75 кг)

3) Сухие фрукты содержат 20% воды, а свежие – 72% воды. Найдите массу свежих фруктов, чтобы получить 7 кг сухих.
(Ответ: 20кг)

4)Хранившееся на складе зерно имело влажность 20%. После просушивания влажность его стала 15%. При первоначальной влажности на складе было 51т. зерна. После просушивания масса зерна стала равна:
(Ответ: 48т).

5) Из 40 т руды выплавляют 20 т металла, содержащего 6% примесей. Каков процент примесей в руде?(Ответ: 53%)

6) Руда содержит 40% примесей, а выплавленный из неё металл содержит 4% примесей. Сколько получится металла из 24 тонн руды? (Ответ: 15 тонн)

7) Из 22 кг свежих грибов получается 2,5 кг сухих грибов, содержащих 12% воды. Каков процент воды в свежих грибах?( Ответ:90%)
Задача №2
При консервировании овощей применяется уксусная эссенция. К 5г 80%-ного раствора эссенции добавили воду и получили 2% -ный раствор. Найдите массу добавленной воды.
Пусть х гр.-масса добавленной воды.
Составим схему:
Раствор + Вода = Раствор

Концентрация 80% 0% 2%
вещества
(уксус)

Масса 5г. х г. (5+х) г.

80%=0,8; 2%=0,02
Составим уравнение:
0,8
Умножим обе части уравнения на 100, получим:
400=2(5+х)
400=10+2х
2х=390
х=195(г)
Ответ: 195 г.
Задача №3
В растворе содержится 40 % соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70 % соли. Найдите массу соли в первоначальном растворе.
Пусть х(г)- масса первоначального раствора.

Составим схему:
Раствор + Соль = Раствор
Концентрация
вещества (соль) 40% 100% 70%

Масса х г. 120 г. (120+х) г.
40%=0,4; 100%=1; 70%= 0,7
Составим уравнение:
0,4
0,4х+120=84+0,7х
0,3х=36
х=120 (г)
Найдем массу чистого вещества в первоначальном растворе
120 (г).
Ответ: 48гр.
Задача №4

К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество литров 5% раствора добавили?
Пусть х(л)-объем 5%-го раствора.
Составим схему:
Раствор + Раствор = Раствор

Концентрация
вещества 10% 5% 8%
(соль)
Масса 15 л. Х л. (15+х) л.

10%=0,1; 5%=0,05; 8%=0,08
Составим уравнение:
0,1
1,5+0,05х=1,2+0,08х
0,03х=0,3
х=10(л)

Ответ:10 л.

Аналогично решаются задачи:

1). Один раствор содержит 30 % (по объему) азотной кислоты, а второй 55 % азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100 л
50 %-ного раствора азотной кислоты?
(Ответ:20 л; 80 л.)

2) Имеются два слитка сплавов меди и олова. Первый содержит 40% меди, второй – 32% меди. Какого веса должны быть эти слитки, чтобы после их совместной переплавки получить 8 кг сплава, содержащего 35% меди?
(Ответ: 3 кг, 5 кг.)

3) Чтобы получить 50%-ный раствор кислоты, надо к 30 г. 15%-го раствора кислоты добавить 75%-ный раствор этой же кислоты. Найти количество 75%-го раствора кислоты, которое надо добавить.
(Ответ: 42 г).

4) Чтобы получить 95%-ную серную кислоту, надо к 50г. 80%-ной серной кислоты добавить 100%-ную серную кислоту. Масса 100%-ой серной кислоты, которую надо добавить, равна:
( Ответ:150 г).

5) Кусок сплава меди и цинка массой в 36 кг содержит 45 % меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный сплав содержал 60 % меди?
(Ответ:13,5 кг).

6) Морская вода содержит по весу 5% соли. Сколько кг пресной воды нужно прибавить к 80 кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?
(Ответ: 120 кг)
7) Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5 %? (Ответ: 70 кг)
8) Смешали индийский и грузинский чай. Индийский чай составил 30% всей смеси. Если в эту смесь добавить еще 120 г. индийского чая, то он будет составлять 45% смеси. Найти массу индийского чая в первоначальной смеси.
(Ответ:132 г)
9) Сколько граммов 9%-го раствора спирта можно получить из 200 г 70%-го раствора спирта?
10) Смешали 10%-й раствор серной кислоты с 30%-м раствором той же кислоты. В результате получили 600 г 15%-го раствора серной кислоты. Сколько нужно было взять того и другого раствора?
11) В сосуд, содержащий 180 г 70% -го водного раствора уксуса добавили 320 г воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.

12) Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 150 г 70% -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 6 % раствор уксусной кислоты?

13) Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20% раствора этой же кислоты. Найти концентрацию соляной кислоты в получившейся смеси.

14) Смешали 8кг 18% раствора некоторого вещества с 12 кг 8% раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
15) При смешивании 5%-го раствора кислоты с 40%-ным раствором той же кислоты получили 140г 30%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?
16) Смешали 40%-ый раствор соляной кислоты с 20%-ым получили 800 г 25%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? (Ответ: 200г и 600г)
17) Имеется 90 г 80% уксусной эссенции. Сколько из неё получится 9% уксусной кислоты? (Ответ: 800г)
18)Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%.? (Ответ:40 т первого сорта,100 т второго сорта).

19) Кусок сплава меди с оловом весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав имел 40% меди? (Ответ: 1,5 кг)

20)Имеется 36 л раствора 3%-ной азотной кислоты (HNO3). Сколько литров раствора 6%-ной азотной кислоты надо влить в сосуд, чтобы после добавления воды получить 54 л раствора 5%-ной HNO3? (Ответ:27л)

Категория: Математика | Добавил: Аллочка (2011-01-12) | Автор: Жигайлова А.Б. E
Просмотров: 27268 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru