Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Формирование логического мышления на уроках физико-математического цикла
Формирование логического мышления на уроках естественно-математического цикла

Обучение не должно сводиться только к сообщению научных фактов, к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано помогать развитию познавательных способностей ребенка, его ин-теллекта, культуры, логического мышления и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование свободной личности. В ходе преподавания нужно вырабатывать понятийное мышление, формировать базовые интеллектуальные качества, такие, как, уро-вень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Жизненные успехи личности во многом зависят от уровня интеллекта во всех его значениях. Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать.
Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности, привычку не сдаваться перед трудной задачей, а упорно искать пути ее решения. Действительное развитие логического мышления возможно лишь при направленной напряженной мыслительной деятельности. Для этого нужно включать элементы занимательности, игровые моменты, применять разнообразные ме-тоды и приемы занятий, подбирать задачи с интересным содержанием.

Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые можно разделить на три основные группы: словесные, символико-графические и комбинированные.

К первой группе относятся анаграммы и вербальные тесты.
Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв. Сущность упражнения состоит в восстановлении «разрушенного» слова, например, ПМАМРЕРТЕ (АМПЕРМЕТР).
Интересны для учащихся и случаи, когда в упражнении включено задание: «Исключить лишнее слово». Например, ЖДУОЬЛ, ЮЬННОТ, АПКСЬАЛ, ЕСУКНОДРЕМ. Упражнение состоит из двух частей:
1) решить анаграммы (ДЖОУЛЬ, НЬЮТОН, ПАСКАЛЬ, СЕКУНДОМЕР); 2) исключить лишнее слово, т.е. определить логическую закономерность, лежащую в основе подбора этих терминов, и исходя из нее, исключить логически несовместимое слово. В данном случае лишним словом будет «СЕКУНДОМЕР», т.к. это прибор, а остальные слова – единицы измерения.
Таким образом, ученики не только усваивают физическую терминологию, но и развивают логическое мышление.
Или же, например, нимотро, ансерк, чеврнисрете (монитор, сканер, винчестер). Лишнее слово: винчестер.
После усвоения таких заданий надо приступить к освоению эвристических методов решения логических задач.
Эвристика – это наука о специальных методах и приемах рационального мышления. Человек, владеющий эвристикой, мыслит уже не хаотично, как это бывает, а, применяя эвристические прие-мы, что позволяет ему решать, казалось бы, неразрешимые задачи. Освоение эвристических приемов – это умение применять их при решении трудных задач, что дается лишь упорной тренировкой. Что же это за приемы?

I. Метод погружения.
Сущность метода состоит в умении вникнуть в задачу, «погру-зиться» в нее. Именно этих качеств часто недостает учащимся. Во многих случаях такого погружения бывает достаточно для успеш-ного решения задач. Например:
Поверхность пруда постепенно закрывается вырастающими в нем кувшинками. Кувшинки растут столь быстро, что за каждый день закрываемая ими площадь удваивается. Вся поверхность пру-да закрылась за 30 дней. За сколько дней была закрыта кувшинками первая половина всей поверхности пруда?
«Погрузившись» в задачу можно установить, что за последний день произошло удвоение, значит за 29 дней была закрыта полови-на пруда. Ответ: за 29 дней.

II . Метод введения дополнительных данных.
Сущность метода заключается во временном (иногда постоян-ном) введении дополнительного объекта в условии задачи, без чего невозможно ее решение. Вот широко известная старинная задача:
Отец завещал трем своим сыновьям 19 лошадей. Старший сын должен получить 1/2, средний – 1/4 и младший – 1/5 всех лошадей. Когда отец умер, его сыновья никак не могли поделить лошадей, так как каждый из них должен был получить не целое число лоша-дей. Тут пришел им на помощь приятель отца. Как он помог им по-делить лошадей?
Для этого он привел свою лошадь, так что оказалось всего 20 лошадей. Из них 10 лошадей получил старший брат, 5 – средний, 4 – младший. Оставшуюся лошадь приятель отца отвел домой. Все остались довольны.
Вот еще одна довольно интересная задача:
Одна библиотека переезжала в новое здание, однако средств на перевозку книг не было. И все же работники библиотеки нашли выход и перевезли книги практически бесплатно. Какой выход был найден?
В качестве дополнительного данного здесь были привлечены абоненты. Им предложили взять все книги домой, а когда библио-тека переехала, принести их обратно.

III . Метод редукции (отбрасывание части данных).
Метод редукции заключается в следующем: если отбросить часть данных из условия задачи, то можно найти оптимальное ре-шение (иногда – единственное). Иногда он применяется в комплек-се с 1-м методом. Например:
Машина, груженная контейнером, подошла к арке. Контейнер не проходил сантиметров на 15. Вызвать кран – слишком хлопотно и накладно. Однако шофер нашел простой выход. Какой?
Здесь временно «отбрасывается» часть воздуха из колес. Таким образом, грузовая машина может опуститься вниз на 15 см и более.

IV . Метод поворота, метод сдвига.
Два метода близки между собой. Применение метода поворота предполагает мысленное или реальное изменение положения эле-ментов условий относительно друг друга, иногда это изменение на-правления движения. При методе сдвига осуществляется мыслен-ное (или реальное) смещение элементов относительно друг друга или объекта в целом относительно среды. Например:
Два любителя верховой езды затеяли необычный спор: выигра-ет тот, чья лошадь придет к финишу последней. После объявления старта всадники долго не решались сесть на лошадей. Тут к ним подошел прохожий и, узнав в чем дело, что-то тихо сказал. После этого всадники мгновенно вскочили на лошадей и быстро помча-лись к финишу. Что сказал им прохожий?
Ответ: «Поменяйтесь лошадями».

V. Метод переноса.
Метод заключается в применении знаний, правил из одной области в другую. Например, обычно, когда мы говорим о скорости, мы имеем в виду км/ч или м/с. Непривычно звучит такое понима-ние скорости, как дом/год, бочонок/день. В науке и технике очень часто используются достижения не только смежных наук, но и казалось бы очень далеких. К примеру, множество технических решений подсказали живая природа, зоология, биология. И наоборот, в частности в медицине в последнее время стали применять мате-матические модели болезней, развитие эпидемий и т.д. Например:
Один человек выпивает кадь питья в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10 дней. За сколько дней жена одна выпьет эту кадь? (Задача Магницкого)
Задачу можно решить так: примем искомую величину за х и пе-ренесем понятие скорость на квас – получится бочонок /день (б/д). Теперь можно написать уравнение 1/14 б/д + 1/х б/д = 1/10 б/д. Ре-шив уравнение, легко находим х=35.

VI . Дискретный метод. Аналитический метод.
Дискретный метод заключается во временной остановке какого-либо действия, процесса. Метод широко применяется в науке и технике.
Аналитический метод (метод разложения) предполагает разложение объекта или явления на составные элементы с последующим (если это необходимо) синтезом. Анализ – один из важнейших про-цессов мышления вообще. Например:
Требуется поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещают-ся лишь два ломтика. На поджаривание ломтика с одной стороны требуется 1 мин. За какое кратчайшее время можно поджарить с двух сторон все 3 ломтика?
Решение. Сначала поджарим два ломтика с одной стороны, затем один из них перевернем, а второй отложим в сторону – на его место положим третий кусок. Поджарив полностью первый, перевернем третий, а на освободившееся место положим недожаренную сторону второго.
Таким образом, прервав технологический процесс» на одном из кусочков, сможем поджарить их не за 4 мин, а за 3 мин.

VII . Парадоксы и софизмы.
Парадокс (в переводе с греческого – мнение) – это противоречивое высказывание.
В широком смысле парадокс – высказывание, истинность которого неочевидна; в этом смысле парадоксальными принято назы-вать любые неожиданные противоречивые высказывания, особенно если неожиданность их смысла выражена в остроумной форме.
В физике широко известен «парадокс близнецов». Согласно которой один близнец остается на Земле, а второй улетает на космическом корабле со скоростью света. Спустя, допустим лет 20 он прилетает более молодым, чем близнец, который остался на Земле. Парадокс заключается в том, что человечество еще не придумало такой корабль, который смог бы лететь с такой скоростью. (Лоренцево замедление времени из СТО)
Или: согласно второму закону Ньютона ускорение пропорцио-нально силе. Чем больше сила тяжести, тем больше должно быть ускорение свободного падения. Однако ускорение свободного па-дения для всех тел в безвоздушном пространстве одинаково. Как разрешить это кажущееся противоречие?
Или: все тела падают на Землю. Облака состоят из мелких ка-пелек воды. Значит облака должны падать на Землю. Однако нико-му не удавалось наблюдать, чтобы облако, опускаясь, когда-нибудь достигло земли. Как разрешить этот парадокс?

Софизм (от греческого – хитрая уловка, измышление) – логически неправильное рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. В математике софизм – умышленно ложное умозаключение с замаскированной ошибкой.
В житейских ситуациях, не различают софизмы и парадоксы. Например:
То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь. (Древний софизм «Рогатый»).

Если у ребенка не развито логическое мышление, то он никогда не сможет понять программирование.
Пример:
Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых все-гда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю ас-трономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля,- правда». Расположите первые буквы имен мальчи-ков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз».

Итак, мы рассмотрели основные приемы решения логических задач. Это отнюдь не окончательный список приемов, существуют еще множество приемов, в зависимости от условия и сложности задачи.
Рассмотренные типы задач помогают привить заинтересованность к предмету, делают его более интересным. Они решаются детьми может быть и в течение нескольких дней, но, поверьте, какое они удовольствие получают, если находят решение задачи сами, или в микрогруппах.

Категория: Математика | Добавил: МИ (2011-01-18) | Автор: Ибрагимова Марина Рашитовна E
Просмотров: 3425 | Комментарии: 1 | Теги: физика, логика, математика, мышление | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru