Урок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" Цели урока: Образовательные: • обобщить и систематизировать изученный материал на 1 этапе по данной теме; • сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности; • познакомить учащихся с историческим материалом по изучаемой теме. Развивающие: • Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность. Воспитательные: • Воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе. Оборудование: ПК, карточки-гири, карточки №1, карточки №2, маршрутные листы, карточки самооценки (Приложение1), презентация "Обыкновенные дроби" (Приложение 2) Ход урока: 1. Организационный момент. Что же это за особы, о которых пойдёт речь? Внимание, загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь). А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся) И тема урока: "Обыкновенные дроби", -Ребята, расскажите все, что знаете о дробях А теперь определим цели урока (учащиеся предлагают свои варианты, учитель обобщает). . Скажите, сможем ли мы достичь цели урока? (ответы детей) Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха. А сейчас, внимание, нас ждёт увлекательная экспедиция в Замок Дробей. Маршрутные листы лежат у вас на партах, в них отмечены все этапы экспедиции. Чтобы двери замка открылись, нам предстоит преодолеть препятствие. Для этого по вариантам выполним математический диктант. (Самопроверка) 2. (Сведения из истории математики сообщает ученик-старшеклассник) Здравствуйте, уважаемые! Вы находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр историко-математических наук ...(фамилия, имя ученика). Прошу для начала пройти в исторический зал замка. Первой дробью, наверное, была дробь 1/2. Посмотрите, как изображали дроби в древнем Египте: В Древнем Китае вместо черты использовали точку Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. На Руси дроби называли долями, позже "ломаными" числами. В старых записях найдены следующие записи дробей: У нас есть поговорка: "попал в тупик", т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: "попасть в дроби". Она означает, что человек, попавший в "дроби", оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего исследования - выяснить, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет. Мы идём дальше. Трое ребят нас сейчас покинут. Они отправятся в Секретную комнату для того, чтобы открыть секрет одного задания (трое "сильных" учащихся решают у доски задание повышенной трудности). Текст задач для ребят секретной комнаты Задача №1 При каких значениях х дробь х/5— будет правильной, а дробь— 9/х будет неправильной дробью? Запиши эти дроби Задача №2 Талгат Мусабаев во время полета в космос, пробыл в космическом пространстве 208 суток. Из них 30 часов он провел в открытом космосе, проводя ремонтные работы на станции «Мир». Какую часть времени пребывания в космосе Талгат Мусабаев провел в космическом пространстве? Задача №3 Длина прямоугольного поля 480м, а ширина составляет 1/6 длины. Пшеницей засеяно 5/8, кукурузой - 4/9 оставшейся части. Какая площадь поля засеяна пшеницей? Сколько м2 поля засеяно кукурузой? 3. А мы, ребята, переходим в читальный зал. Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановим эти записи (работа в парах): Карточка 1: 1. Числитель стоит ... чертой и означает, сколько равных частей ... от целого. 2. Знаменатель стоит ... чертой и показывает, на сколько равных частей ... целое. 3. Дробь называется правильной, если числитель ... знаменателя. 4. Дробь называется если числитель больше или равен знаменателю. 5. Неправильная дробь ... правильной дроби. 6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ... больше. 7. Правильная дробь ... 1. 8. Неправильная дробь ... 1. 4. Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Логики. Задание№2 1) 2/5 3) 7/6 4)1/4 5)17/15 6)1/2 7)12/5 8)5/6 Какая из дробей выражает четверть? Назовите правильные дроби. Какая дробь выражает половину? Назовите неправильные дроби.. А жители замка предлагают вам очередное задание Задание№3 Обведите в кружок "лишнее" слово в каждом столбце. Дайте название каждому столбцу. Какой столбик попал в таблицу случайно? ЧИСЛИТЕЛЬ КРИВАЯ СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ ЧЕРТА ДРОБЬ СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ ПРЯМАЯ ЛУЧ ПРЯМАЯ ЛОМАННАЯ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ 5. Спасибо! Продолжаем экспедицию. Внимание, перед нами тренажёрный зал. (физ. минутка) Одолела нас дремота, Шевельнутся неохота Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Раз - поднялись, потянулись. Два - согнулись, разогнулись. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть. Ребята, мы всё ещё находимся в тренажерном зале. И сейчас объявляется конкурс по поднятию тяжестей. У вас на партах лежат гири с заданиями на категорию "Тяжеловес" и "Супертяжеловес". Каждый из вас выбирает "гирю" по силам и выполняет задание в тетради (выполнение заданий) Карточка 4 (Тяжеловес) Подчеркните одной чертой правильные дроби, двумя чертами неправильные: 1/13; 10/43; 134/122; 22/3; 5/5; 100/101. Подумайте по какому правилу записан ряд чисел и продолжите его на три дроби 8/51; 16/51; 24/51; 32/51; 40/51; 48/51. Карточка 5(супертяжеловес) Заполни пропуски: 2/5кг = г 1/2ч = мин 3/10м = см Подведём итоги конкурса. Начнём с категории "Тяжеловес" (проверяют по ключу-слайду). Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть. Я вас поздравляю, вы - чемпионы! А теперь борцы сильной категории "Супертяжеловес" проверьте себя. Поднимите гири те, кому оказалась по силам данная тяжесть. Я вас поздравляю, вы - суперчемпионы! А есть ли среди вас борцы, поднявшие обе гири? А тем борцам, кому не удалось выполнить задание, я советую не огорчаться, а дома позаниматься и потренироваться. И тогда всё получится. 7. Подведение итогов по выполнению заданий «Тренажерного зала» Итог урока Мы переходим в замок раздумий (Под музыку ребята заполняют лист самооценки) Итак, покидя «Замок Дробей» я думаю: (рефлексия учителя).
|