цель: Ввести понятие квадратного трёхчлена. Получить формулу разложения квадратного трёхчлена на множители, научить пользоваться данной формулой при решении упражнений. развивать умение соотносить, распознавать, сопоставлять, анализировать данные, критически оценивать результаты поиска. Умение производить исследования в простейших учебных ситуациях имеет большое значение для развития продуктивного мышления и активизации познавательной деятельности учащихся. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, усилить внимание развитию продуктивного мышления. Основные знания и умения: звать и уметь использовать при решении различного вида упражнений формулу ах2 +вх+с = а(х –х1)(х -х2). Мотивация познавательной деятельности: показать практическую значимость формулы разложения квадратного трёхчлена на множители, связь нового материала с изученным ранее. Раздаточный материал: карточки с заданиями. Организационный момент: 1.Сообщение темы и цели урока. 2.Мотивация урока: На данном уроке учащимся предстоит повторить ранее изученный теоретический материал, в ходе учебно-познавательной работы получить формулу ах2+Ьх+с = а(х –х1)(х -х2). 3. Повторение опорных знаний. Комбинированный опрос: а) трое учащихся выполняют задания по карточкам у доски. 1-я карточка: Разложите многочлен на множители: х2 + 5х +6 2- я карточка: Разложите многочлен на множители: х2 - 7х + 12 3- я карточка: Разложите многочлен на множители: х2 -Зх б) Для остальных учащихся - фронтальный опрос: 1) Какие уравнения называются квадратными? 2) Почему в определении квадратного уравнения ставится условие, а ≠О? 3) Виды квадратных уравнений? 4) Виды неполных квадратных уравнений и способы их решения? 5) Формула корней квадратного уравнения для общего случая? 6) Формула корней квадратного уравнения в случае, когда в - чётное число? 7) Сформулируйте и запишите теорему Виета для приведённого квадратного уравнения. 8) Сформулируйте теорему, .обратную теореме Виета. 9) Запишите теорему Виета для уравнения ах2 +вх + с = 0. 10) Сформулируйте теорему для определения корней квадратного уравнения в случае ах2±вх + с = 0. 11) При каких условиях квадратное уравнение имеет: а) два корня с противоположными знаками?; б) два отрицательных корня?; в) два положительных корня? в) Проверка выполненных заданий учащимися у доски (по карточкам). Вывод: Эти задания можно выполнить быстрее и проще, если вы будете знать формулу разложения квадратного трёхчлена на множители! 4. Изучение нового материала: 1) Учебно-познавательная работа учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний. Предлагаемые вопросы для вывода формулы х2 + рх +g = (х - х1)(х - х2): - Как называется выражение ах2 + вх + с?; - Назовите его отличие от квадратного уравнения; - Решите уравнение х2 + 5х + 6 = 0, используя теорему Виета; - Сравните корни данного уравнения с числами множителей в разложении многочлена на множители из карточки №1; - Какой вывод можно сделать? х2 +рх + g = (х –х1)(х -х2). Доказательство: X2 + рХ + g = (X -Х1)(Х — Х2) По теореме Виета имеем: Х1 + Х2 = - р => р = - (XI + Х2); Х1 Х2 = g Тогда, х2 + рх + g = х2 - (Х1 + х2)х + Х1 Х2 = х2 – ХХ1 -х2х + Х1 Х2 = х(х - Х2) – Х1(х- Х2)= (х –х1)(х -х2). - Как уравнение вида ах2 + вх + с = 0 привести к приведённому виду? (вынести коэффициент «а» за скобку); Вывод: - Следовательно, появится в разложении ещё один множитель - это «а» ! -Ввести формулировку теоремы: Если числа Х1и Х2 являются корнями квадратного трёхчлена ах2 + вх + с , то верно равенство: ах2 + вх + с = а(х - Х1))(х - Х2); - Следует учесть: 1) если дискриминант квадратного трёхчлена равен 0. то этот трёхчлен имеет два корня; 2) если дискриминант квадратного трёхчлена отрицателен, то он не имеет корней, следовательно, его нельзя разложить на множители, являющиеся многочленами первой степени. 2) Примеры: Разложить на множители квадратные трёхчлены: а)х2 + 6х + 8; (ответ: (х-2)(х-4)); б)2х2-х - 6; (ответ: (2х-3)(х+2)); в)-4х2+24х-36; (ответ: -4(х-3)2. 5. Применение знаний при решении типовых задач. №№326(5-7); 329(5-7);323: 6. Домашнее задание: п. 4.2; №№326(1-4); 329(1-4); 341(1,2). 7. Итог урока.
|