Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Групповая форма работы на уроках математики Кусаинова А.Ж. СОШ № 63. Черенкова О.С. Карагандинский колледж иностранных языков "Лингва" У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи: • Развивать познавательную активность учащихся на уроке. • Включать каждого ученика в учебную работу. • Развивать математическую речь. • Прививать интерес к предмету. • Создавать психологический комфорт на уроке. При групповой работе : - класс делится на группы (величина групп колеблется в пределах 2-6 человек) для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, чтобы учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимально реализовать учебные возможности каждого члена группы. Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. При оценке деятельности каждого учащегося в группе нами используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. Карточка учета знаний учащихся Фамилия, имя Кроссворд Устная работа Игра с действиями Игра «Математическое лото» Решение уравнений Итоговая оценка Работа на уроке строиться в двух направлениях: 1. Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех групп задания будут разные по сложности. Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности. Пример. Математика, 5-й класс. Тема: «Решение задач на дроби». Задания для 5 групп. Первое - простое, а пятое - самое сложное: 1) За два дня тракторист вскопал 44 га, причем в первый день он вскопал всего 7/11 поля. Сколько гектаров вскопал тракторист в 1-й день? 2) Тяжелая штанга весит 156 кг. Вес легкой штанги составляет 9/13 веса тяжелой штанги. На сколько килограмм больше весит тяжелая штанга? 3) Площадь поля 450 гектар. 7/9 всего поля засеяно пшеницей, а 1/3 того, что засеяно пшеницей, отведено под овес. Сколько гектаров засеяно овсом? 4) Урок длится 45 минут. Учитель объяснял новую тему 2/5 времени всего урока, а 5/9 оставшегося времени ушло на решение задачи.Сколько минут решали задачу? 5) Завод изготовил 120 телевизоров сверх плана. 3/4 остатка отправили в больницу, а остальные - в детские сады. Сколько телевизоров было отправлено в детские сады? 2. Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают самостоятельно. Заслушивая ответ самого слабого ученика, вы можете оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а учителем проверяются ответы следующей группы. Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения. Литература. 1. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5. 2. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1988. №3. - С.9. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Москва, 2003. | |
Просмотров: 7068 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|