СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ядрова С.В., учитель математики ГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат» Управления образования Костанайской области Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значить формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка не зависимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельность, личные инициативы и творчество учащихся разного возраста. Хорошая школа начинается с урока. Я разработала и успешно апробировала целую серию приемов и методов, способствующих созданию среды для совместной познавательной и творческой деятельности учителя и учащихся, которые использую на уроках. Одна из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Вместо однообразных примеров на вычисление предлагаю примеры, оформленные в виде блок - схем, алгоритмов, большие примеры, содержащие много действий, которые решаются с помощью эстафеты. Нравится ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами - шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок, составление кроссвордов и ребусов - это целый раздел в моей методике работы с детьми. Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Это и программированный опрос; и ответы, закодированные буквами так, что по окончании выполненного задания у ребят появляется слово. Создавая среду для поисковой совместной деятельности, составляем с учениками блок задач по темам. При работе с задачами - рисунками легко определяется степень усвоения учащимися материала, выявляются пробелы в знаниях. В своей работе применяю различные виды тестов (с пробелами; альтернативный (да или нет); с выбором ответов из предложенных; тесты тематические и итоговые). В выпускных классах использую электронные пособия с тестами по темам, разделам, итоговые. Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно - контрольные, сюжетно - ролевые и творческие. На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино», «Лото», составление и решение кроссвордов, мини - конкурсы «Кто лучше», «Кто быстрее», «Цепочка», «Карусель», «Робот». Использую их при отработке вычислительных навыков, как в младших, так и в старших классах. Интересны для учащихся познавательно-контрольные игры «Полет на планету «Миф»», «Звездный час», «Урок одного уравнения», «Урок одной задачи». Особое место занимают творческие игры «Соревнование художников», «Изобретение игрушек из геометрических тел». В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. Сюжетно - ролевые игры провожу один - два раза в год, так как они требуют длительной подготовки. На таких уроках разыгрываем различные ситуации. Дети очень любят уроки-сказки, уроки-путешествия. Деятельность любого учителя не ограничивается рамками урока. Любовь к своему предмету и интерес к нему я стараюсь прививать ребятам и во внеурочной деятельности. В ШОД «Озат» сложилась своя система совместной деятельности с одаренными детьми по математике. В рамках этой совместной деятельности ведется подготовка к олимпиадам различного уровня, к соревнованиям научных проектов школьников, математическим конкурсам и математическим играм. Наше образовательное пространство не замкнутое. При освоении новых информационных технологий я со своими детьми активно сотрудничаем с другими образовательными учреждениями города, области, республики, России. Мне приятно осознавать, что мои ученики развили во мне способность, желание и умение решать трудные задачи и руководить их работой с радостью. Угнетает меня повседневность сует, И обиды в душе оставляют свой след… После долгой разлуки в свой класс я вхожу. Наконец-то! Вот здесь только я и дышу. Здесь дают мне энергию 20 пар глаз. Я могу поделиться и дать про запас. Вот взметнулся навстречу улыбок салют. «Ты, мгновенье, прекрасно», - себе говорю – «Ты, мгновенье, замри!» - только это же жизнь. Отомри, и начнем. Торопись! торопись!
|