Основы психолого-педагогического обучения и воспитания одаренных детей ГУСО школа-лицей №7 Учитель математики Сидоренко Т.Н. Основы психолого-педагогического обучения и воспитания одаренных детей Что такое одаренность Чаще всего одаренность определяют так: это наличие выдающихся способностей (например, к счету, запоминанию прозы и стихотворений), достижения в одной или нескольких областях (например, способность к рисованию, способность к сценическому выступлению в виде декламации стихов, исполнению танцев, способность сочинять стихи или рассказы, играть в шахматы и шашки), потенциальные возможности в достижении высоких результатов (например, анализ ребенком связей между предметами и событиями, выявление ребенком причинно-следственных связей и механизмов), а также психомоторные способности (ребенок активно занимается спортом, действия его четки и скоординированы, он с удовольствием бегает, прыгает, быстро научился кататься на велосипеде и коньках, хорошо плавает). Все это указывает на его одаренность. Таким образом, одаренность – это три взаимосвязанных параметра: стремительное развитие познания, психологических развитие и физическое развитие. Качества, которые необходимо прививать одаренным детям Чтобы талантливый ребенок стал поистине гармоничной личностью, чтобы его переход из детства в юность, а затем и во взрослых жизнь проходил без эмоциональных и психологических потрясений, учителя должны прибыть детям следующие качества: • уверенность в себе, основанную на чувстве собственного достоинства; • осознание своих достоинств и не достатком; • желание развивать свой интеллект; • воспитывать в себе доброту, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение; • готовность надеяться на собственные силы; нести ответственность за свои поступки; • умение находить разного возраста и разных социальных групп; • умение любить жизнь и находить радость в каждом прожитом дне. Одаренные дети и учебная программа Педагогам при составлении учебных программ надо помнить о проблемах, возникающих у одаренных детей во время обучения их по стандартным планам, и стараться эти проблемы исключить. Итак, особенности взаимоотношений одаренных детей и школы, которые надо учитывать: • Неприязнь к школе. Такое отношение появляется от того, что учебная программа скучна и не интересна для одаренного ребенка. • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают старшим в физическом плане. • Погружение в философские проблемы. Одаренные дети часто задумываются над такими глубокими вопросами, как смерть, религия, борьба добра. • Ощущение неудовлетворенности. Такое ощущение вызвано стремлением достичь совершенства во всем, чем занимаются талантливые дети. Часто они не довольны своими успехами, что формирует в них низкую самооценку. • Нереальные цели. Одаренные дети ставят перед собой завышенные цели, достичь которых им порой не под силу. Это заставляет их переживать и комплектовать. • Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает чужие слова и поступки как знак неодобрения в свой адрес. • Потребность во внимание взрослых. В силу любознательности развитые дети нередко монополизируют внимание взрослых-родителей, учителей. Это вызывает разногласия в отношениях с другими детьми. • Нетерпимость. Одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже них в интеллектуальном развитии. Это может вызывать неприятных их сверстниками. Требования к учителю Какими качествами обладать учитель одаренных детей? Преподаватель, работающий с одаренными детьми, в отличие от своих коллег-педагогов, обучающих обычных детей, должен обладать рядом дополнительных необходимых качеств: • быть доброжелательными и чутким ; • разбираться в особенностях психологии одаренных детей; • иметь опыт работы с детьми младшего и дошкольного возраста, в том числе и со своими собственными детьми; • иметь высокий уровень интеллектуального развития; • иметь широкий круг интересов и умений; • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; • обладать чувством юмора; • иметь творческое личное мировоззрение; • обладать хорошим здоровьем; • иметь оптимистичный, жизнелюбивый характер; • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. Кроме того, он должен уметь модифицировать учебную программу в зависимости от конкретной ситуации, должен побуждать и стимулировать способности одаренного ребенка, должен постоянно общаться с родителями своих учеников, проводить с ними консультации, должен быть другом своих учеников и единомышленником их родителей.
|