ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ. Ачкасова Н. В., учитель математики и физики средней школы №24 г. Жезказган. Патриотизм – любовь к Отечеству – сознание прямой зависимости личного благополучия от общественного и от государственной безопасности. Б. Момыш - улы Вероятно, прежде чем начинать рассуждать о корнях патриотизма, о его сущности и глубине, необходимо выяснить значение этого слова. Все словари дают нам одинаковое определение понятия «патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный состоящий как минимум из двух понятий: любовь и Родина. Воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма – составная часть социально – воспитательной работы в учреждения образования. Школа как центр живой культуры призвана обеспечить социальную и духовную зрелость подрастающих поколений. Цель патриотического воспитания – воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Но его содержание, задачи меняются и зависят от состояния, в котором находится общество. Ядро патриотического воспитания – гражданское образование и воспитание: подготовка подрастающих поколений к сознательной деятельности в качестве полноправных граждан Казахстана; усвоение ими идеи верховенства закона, понятия и сущности права; знание и умение пользоваться и отстаивать свои права при уважении таких же прав других людей; гражданская активность; ответственность за собственные действия; терпимое отношения к мнениям других, неприятие национальной и религиозной нетерпимости; непримиримая позиция к нарушению закона кем бы то ни было, коррупции и другим социальным патологиям. Когда речь идет о воспитании у подростков высоких моральных принципов, то обычно считают, что основная роль при реше¬нии этого важнейшего для будущего общества вопроса должна принадлежать гуманитарным дисциплинам. Литература это осуществляет, показывая красоту человека, способного жерт¬вовать личным благополучием во имя буду¬щего, правды, достижения высоких целей. Ис¬тория добивается тех же результатов путем показа исторического процесса и героев исто¬рии, отдавших Родине и народу все свои по¬мыслы, силы и способности. Но математике и физике в практике работы нередко не уделяется серьезного внимания как предметам, способствующим формированию личности, а иногда даже отрицается их воспитывающая роль. Но существуют ли весы, которые позволили бы оценить воздействие той или иной дисциплины на моральный облик человека? В этой связи сильное впечатление производит статья директора московской средней школы Е. Ямбург «Знание и сознание» [1], из которой можно привести довольно большой отрывок! «...любой педагог знает, как глубока пропасть между знанием и поведением. До сих пор без стыда не могу вспомнить много лет назад поставленную пятерку. Мальчик блестяще раскрыл вопрос «Ответственность несовершеннолетних», а на следующий день совершил тяжкое преступление. И никакого противоречия тут нет. Как ни парадоксально звучит, порой точное знание законов при отсутствии нравственной надежности приносит, обратные результаты». Приведенная цитата настораживает, заставляет размышлять и думать, что любые дисциплины способны передавать знания, но не воспитывать нравственность, моральные нормы. Быть может, мы запаздываем и нравственному воспитанию необходимо уделять больше внимания в младших классах и даже в дошкольные годы. Возможно, нам нужно обратить особое внимание на то, чтобы учащиеся не получали незаслуженные положительные оценки за плохо выученные уроки, чтобы никто из учителей не выставлял «тройку», имея «два в уме». Завышенные оценки, полученные в школе, воспитывают ложную успокоенность, привычку к плохому выполнению обязанностей, убежденность в том, что кто-то другой обязан постоянно заботиться и работать за него. С первого класса мы должны воспитывать чувство ответственности и за поступки, и за порученное дело. Именно это, будет оказывать основное воспитывающее влияние, создавать характеры, полные достоинства и убежденности в том, что любое дело должно быть сделано только хорошо, а работа, порученная мне, мной же и должна быть выполнена. О роли и значении уроков математики и физики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось много. Напротив, о влиянии данных дисциплин на формирование характера и морально устойчивой личности учащегося не сказано почти ничего. Это вполне понятно: по абстрактности своего предмета эти науки не могут давать учащимся тех непосредственно впечатляющих, этически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагают, скажем, история или литература. Было бы, однако, весьма поверхностно делать отсюда тот вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики и физики вообще должны быть скинуты со счетов. Работа над усвоением программного материала по математике и физике воспитывает в молодом человеке ряд черт, имеющих ярко моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным - достойная задача для учителя. Среди черт, которые воспиты¬вают математика и физика хотелось бы отметить четыре сле¬дующие: честность, правдивость, настойчи¬вость и мужество. Эти черты характера имеют ре-шающее значение для развития морально и граждански полноценной личности. Естественно, что такие учебные дисциплины, как математика и физика, обладают в этом процессе своими специфичес¬кими возможностями. Наша задача теперь состоит в том, чтобы их выявить. Прежде всего, следует отметить полную определенность заданий по математике и физике. Всег¬да имеется возможность однозначно решить, выполнено оно или нет. Задача решена пра¬вильно или неправильно. Теорема или доказа¬на, или доказательство ее проведено неудов¬летворительно. В заданиях по литературе или по истории такой определенности нет. Между решениями «выполнено» и «не выполнено» имеется целая градация возможных оценок. Всегда можно предъявить множество допол¬нительных требований, которые полезны для улучшения работы. В сочинении по литерату¬ре однозначному выводу по оценке можно под¬вергнуть лишь грамматические и синтаксиче¬ские ошибки, по поводу же содержания всег¬да возможны замечания типа «тема недоста¬точно освещена», «недостаточно раскрыт ха¬рактер героя» и т. п.. Учащийся не чувствует себя достаточно компетентным для объектив¬ной оценки своей работы, и то, что ему ка¬жется удачным, учитель может оценить не очень высоко. В математике и физике дело обстоит ина¬че, и ученик знает, что если он правильно ре¬шил задачу или же доказал теорему, то он не может получить плохой оценки, если толь¬ко не будет снижена оценка за небрежность выполнения. Но это уже другой разговор, не-брежность записи не определяет правильность ответа. Сам же факт благополучного выполнения задания ученик средних способ¬ностей может установить без помощи, учи¬теля. Вторая черта математических и физических заданий состоит в творческом их характере. В других школьных предметах учащиеся часто излагают определенные зна-ния, совсем не проявляя творческого начала. В истории они ограничиваются знанием собы¬тий и дат, в литературе - знанием биографий писателей, содержания их произведений, осо¬бенностей действующих лиц. В математике и физике каждая за¬дача нуждается в творческом подходе, пусть и весьма скромном. И тот, кто испытал радость от того, что ему удалось самому найти подход к решению задачи, постарается и дальше не лишать себя этого. Он научится сначала на скромных достижениях своего разума и дальше не опускать руки перед трудностями, а са¬мостоятельно преодолевать препятствия. Ска¬занное не означает, что трудности не прихо¬дится преодолевать при изучении любого другого пред¬мета. Творческий характер носит написание со¬чинения по литературе или по истории, но это творчество иного рода. В процессе решения задач нужно найти метод, подход к решению задачи, а в истории и литературе — систему изложения. Воспитание гармонически развитого молодо¬го человека требует огромных усилий и, конечно, не может быть сведено ни к усиленным занятиям только математикой или физикой, ни к увлечению только литературой, историей или изобразительным искусством. Требуется всестороннее развитие личности, воспитание уважения и любви к любому виду труда, в том числе и физическому. Необходимо и спор¬тивное развитие, чтобы молодой человек закалял свой организм, чтобы он получал радость от свободного владения, как разумом, так и телом. Невозможно гармоническое развитие личности без восприятия красоты ок¬ружающего нас мира, произведений искусства, сочетания звуков и красок, несомненно, что литература и язык - мощные средства воспитания личности и характера. Они необходимы всем, в том числе и математикам. Ведь без свободного владения речью невозможно четко и ясно сформулировать свой метод исследования, сделать его доступным и вызвать положительные эмоции слушателей. В этом отношении художественная и популяр¬ная литература являются незаменимыми учи¬телями и помощниками. Людям необходимы различные знания. Считать, иметь представления о физических явлениях, геометрических телах и фигу¬рах, владеть элементами логических рассуж¬дений, научиться пользоваться простейшими таблицами, счетными и измерительными приборами, совершать простейшие операции с элементарными функ¬циями необходимо каждому, кем бы он ни стал в будущем. Нельзя забывать и другого: половине школьников впоследствии придется принять на себя священную обязанность муж¬чины по защите Отечества. Армия XXI века нуждается в талантливых и грамотных специалистах и знания по физике и математике, как самых точных наук, всегда будут востребованы и использованы. Мировоззрение человека воспитывается в активном труде, в преодолении трудностей, в напряжении его сил и способностей. При этом неизбежно появляются и моральные ценно¬сти - уважение к труду, к собственной работе и работе другого. В формиро¬вании моральных ценностей на помощь под¬ростку приходит школа, что не освобождает его от необходимости самому преодолевать трудности. Школа обучает учащихся искусству учиться. Она приподнимает перед умственным взором учащихся завесу, за которой скрыто многообразие мира и возможностей человека в его познании, в трудовой деятельности, а также в проявлении общественной ценности его личности. Школа приучает учащихся с уважением относиться к труду и показывает, что себя следует ценить именно в труде. Она прививает мысль о том, что почетен каждый вид труда, лишь бы он выполнялся превосход¬но, вызывая уважение и благодарность окру¬жающих. Шофер и ученый, врач и рабочий, учитель и колхозник - все необходимы об¬ществу, и каждый из них заслуживает уважения за труд бескорыстный, выполненный с усердием и творческим вдохновением. Творче¬ский порыв необходим не только ученому, по¬эту и музыканту, но и рабочему и военачальнику, пе¬дагогу и представителю любой другой про¬фессии. Учителю необходимо добиться того, чтобы в нашей стране не было «непрестижных» профессий и к избранной профессии относились с любовью и уважением. Такое воспитание является важной частью воспитания морального облика будущего гражданина. Русская литература оставила нам в наслед¬ство незабываемый образ Левши — тульского умельца, достигшего вершин мастерства, но, к сожалению, погибшего в борьбе с косностью и равнодушием. А сколько первоклассных изо¬бретений было сделано людьми рабочих про¬фессий. Каждому школьнику нужно помочь не в преодолении встречающихся труд¬ностей, а в поиске настоящих интересов, в формировании его гражданской полноценности и высокого нравственного облика. Нужно по¬мочь школьнику найти себя в деле и такое дело, которое было бы увлекательным, радо¬вало его и давало ощущение полноты жизни. Несомненно, что история родной страны учит любви к Родине, а всеобщая история способна прививать молодежи чувства интернационализма. Конечно, уроки математики, как, впрочем, и уроки физики, химии, биологии, имеют меньше возможностей для воспитания патриотических чувств, чем история и литература. Скорее они содействуют интернациональному воспитанию, потому что учитель математики не только доказывает теоремы, но и рассматривает иллюстративные примеры, наполненные жизненным содержанием. Задачи по физике способны содержать полезные сведения, относящиеся к территории страны, ее населению. Кроме того, на уроках можно показать то, что многих ученых, в том числе физиков, отличало - преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень, улучшить условия жизни своих соотечественников. Все это не может оставлять наших учеников равнодушными, наполняет их сознание и сердца гордостью за нашу страну и за наш народ. А это значит, что закладывается еще один кирпичик в строительство здания национальной гордости и одновременно интернационализма. Для того чтобы воспитать высокие мораль¬ные качества у учащихся, сделать их горячи¬ми патриотами, самому учителю необходимо неуклонно следовать в жизни вы-соким моральным принципам, глубоко любить свой народ, свою Родину и свое дело. Вопросы методики работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках математики и физики разработаны еще недостаточно. Но в опыте школ и многих учителей убеди¬тельно раскрываются большие возможности этих дисциплин вносить свой особый и ценный вклад в важнейшие аспекты формирования личности. В вос¬питании подрастающего поколения огромна роль учителя и школьных уроков, и нет такого предмета, который не мог бы внести серьезную лепту в этот воспитыва-ющий процесс. Литература 1. Е. Ямбург «Знание и сознание»: Известия, 1983, 15 ноября 2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 3. Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. 4. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. 5. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. 6. Воронцов В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. 7. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. 8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. 9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1974. 10. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999.
|