Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

Ачкасова Н. В., учитель математики и физики средней школы №24 г. Жезказган.



Патриотизм – любовь к Отечеству –
сознание прямой зависимости
личного благополучия от общественного
и от государственной безопасности.
Б. Момыш - улы

Вероятно, прежде чем начинать рассуждать о корнях патриотизма, о его сущности и глубине, необходимо выяснить значение этого слова. Все словари дают нам одинаковое определение понятия «патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный состоящий как минимум из двух понятий: любовь и Родина.
Воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма – составная часть социально – воспитательной работы в учреждения образования. Школа как центр живой культуры призвана обеспечить социальную и духовную зрелость подрастающих поколений.
Цель патриотического воспитания – воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Но его содержание, задачи меняются и зависят от состояния, в котором находится общество. Ядро патриотического воспитания – гражданское образование и воспитание: подготовка подрастающих поколений к сознательной деятельности в качестве полноправных граждан Казахстана; усвоение ими идеи верховенства закона, понятия и сущности права; знание и умение пользоваться и отстаивать свои права при уважении таких же прав других людей; гражданская активность; ответственность за собственные действия; терпимое отношения к мнениям других, неприятие национальной и религиозной нетерпимости; непримиримая позиция к нарушению закона кем бы то ни было, коррупции и другим социальным патологиям.
Когда речь идет о воспитании у подростков высоких моральных принципов, то обычно считают, что основная роль при реше¬нии этого важнейшего для будущего общества вопроса должна принадлежать гуманитарным дисциплинам. Литература это осуществляет, показывая красоту человека, способного жерт¬вовать личным благополучием во имя буду¬щего, правды, достижения высоких целей. Ис¬тория добивается тех же результатов путем показа исторического процесса и героев исто¬рии, отдавших Родине и народу все свои по¬мыслы, силы и способности. Но математике и физике в практике работы нередко не уделяется серьезного внимания как предметам, способствующим формированию личности, а иногда даже отрицается их воспитывающая роль. Но существуют ли весы, которые позволили бы оценить воздействие той или иной дисциплины на моральный облик человека?
В этой связи сильное впечатление производит статья директора московской средней школы Е. Ямбург «Знание и сознание» [1], из которой можно привести довольно большой отрывок! «...любой педагог знает, как глубока пропасть между знанием и поведением. До сих пор без стыда не могу вспомнить много лет назад поставленную пятерку. Мальчик блестяще раскрыл вопрос «Ответственность несовершеннолетних», а на следующий день совершил тяжкое преступление. И никакого противоречия тут нет. Как ни парадоксально звучит, порой точное знание законов при отсутствии нравственной надежности приносит, обратные результаты».
Приведенная цитата настораживает, заставляет размышлять и думать, что любые дисциплины способны передавать знания, но не воспитывать нравственность, моральные нормы. Быть может, мы запаздываем и нравственному воспитанию необходимо уделять больше внимания в младших классах и даже в дошкольные годы. Возможно, нам нужно обратить особое внимание на то, чтобы учащиеся не получали незаслуженные положительные оценки за плохо выученные уроки, чтобы никто из учителей не выставлял «тройку», имея «два в уме». Завышенные оценки, полученные в школе, воспитывают ложную успокоенность, привычку к плохому выполнению обязанностей, убежденность в том, что кто-то другой обязан постоянно заботиться и работать за него. С первого класса мы должны воспитывать чувство ответственности и за поступки, и за порученное дело. Именно это, будет оказывать основное воспитывающее влияние, создавать характеры, полные достоинства и убежденности в том, что любое дело должно быть сделано только хорошо, а работа, порученная мне, мной же и должна быть выполнена.
О роли и значении уроков математики и физики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорилось и писалось много. Напротив, о влиянии данных дисциплин на формирование характера и морально устойчивой личности учащегося не сказано почти ничего. Это вполне понятно: по абстрактности своего предмета эти науки не могут давать учащимся тех непосредственно впечатляющих, этически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагают, скажем, история или литература. Было бы, однако, весьма поверхностно делать отсюда тот вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики и физики вообще должны быть скинуты со счетов.
Работа над усвоением программного материала по математике и физике воспитывает в молодом человеке ряд черт, имеющих ярко моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным - достойная задача для учителя. Среди черт, которые воспиты¬вают математика и физика хотелось бы отметить четыре сле¬дующие: честность, правдивость, настойчи¬вость и мужество. Эти черты характера имеют ре-шающее значение для развития морально и граждански полноценной личности. Естественно, что такие учебные дисциплины, как математика и физика, обладают в этом процессе своими специфичес¬кими возможностями. Наша задача теперь состоит в том, чтобы их выявить.
Прежде всего, следует отметить полную определенность заданий по математике и физике. Всег¬да имеется возможность однозначно решить, выполнено оно или нет. Задача решена пра¬вильно или неправильно. Теорема или доказа¬на, или доказательство ее проведено неудов¬летворительно. В заданиях по литературе или по истории такой определенности нет. Между решениями «выполнено» и «не выполнено» имеется целая градация возможных оценок. Всегда можно предъявить множество допол¬нительных требований, которые полезны для улучшения работы. В сочинении по литерату¬ре однозначному выводу по оценке можно под¬вергнуть лишь грамматические и синтаксиче¬ские ошибки, по поводу же содержания всег¬да возможны замечания типа «тема недоста¬точно освещена», «недостаточно раскрыт ха¬рактер героя» и т. п.. Учащийся не чувствует себя достаточно компетентным для объектив¬ной оценки своей работы, и то, что ему ка¬жется удачным, учитель может оценить не очень высоко. В математике и физике дело обстоит ина¬че, и ученик знает, что если он правильно ре¬шил задачу или же доказал теорему, то он не может получить плохой оценки, если толь¬ко не будет снижена оценка за небрежность выполнения. Но это уже другой разговор, не-брежность записи не определяет правильность ответа. Сам же факт благополучного выполнения задания ученик средних способ¬ностей может установить без помощи, учи¬теля.
Вторая черта математических и физических заданий состоит в творческом их характере. В других школьных предметах учащиеся часто излагают определенные зна-ния, совсем не проявляя творческого начала. В истории они ограничиваются знанием собы¬тий и дат, в литературе - знанием биографий писателей, содержания их произведений, осо¬бенностей действующих лиц. В математике и физике каждая за¬дача нуждается в творческом подходе, пусть и весьма скромном. И тот, кто испытал радость от того, что ему удалось самому найти подход к решению задачи, постарается и дальше не лишать себя этого. Он научится сначала на скромных достижениях своего разума и дальше не опускать руки перед трудностями, а са¬мостоятельно преодолевать препятствия. Ска¬занное не означает, что трудности не прихо¬дится преодолевать при изучении любого другого пред¬мета. Творческий характер носит написание со¬чинения по литературе или по истории, но это творчество иного рода. В процессе решения задач нужно найти метод, подход к решению задачи, а в истории и литературе — систему изложения.
Воспитание гармонически развитого молодо¬го человека требует огромных усилий и, конечно, не может быть сведено ни к усиленным занятиям только математикой или физикой, ни к увлечению только литературой, историей или изобразительным искусством. Требуется всестороннее развитие личности, воспитание уважения и любви к любому виду труда, в том числе и физическому. Необходимо и спор¬тивное развитие, чтобы молодой человек закалял свой организм, чтобы он получал радость от свободного владения, как разумом, так и телом. Невозможно гармоническое развитие личности без восприятия красоты ок¬ружающего нас мира, произведений искусства, сочетания звуков и красок, несомненно, что литература и язык - мощные средства воспитания личности и характера. Они необходимы всем, в том числе и математикам. Ведь без свободного владения речью невозможно четко и ясно сформулировать свой метод исследования, сделать его доступным и вызвать положительные эмоции слушателей. В этом отношении художественная и популяр¬ная литература являются незаменимыми учи¬телями и помощниками.
Людям необходимы различные знания. Считать, иметь представления о физических явлениях, геометрических телах и фигу¬рах, владеть элементами логических рассуж¬дений, научиться пользоваться простейшими таблицами, счетными и измерительными приборами, совершать простейшие операции с элементарными функ¬циями необходимо каждому, кем бы он ни стал в будущем. Нельзя забывать и другого: половине школьников впоследствии придется принять на себя священную обязанность муж¬чины по защите Отечества. Армия XXI века нуждается в талантливых и грамотных специалистах и знания по физике и математике, как самых точных наук, всегда будут востребованы и использованы.

Мировоззрение человека воспитывается в активном труде, в преодолении трудностей, в напряжении его сил и способностей. При этом неизбежно появляются и моральные ценно¬сти - уважение к труду, к собственной работе и работе другого. В формиро¬вании моральных ценностей на помощь под¬ростку приходит школа, что не освобождает его от необходимости самому преодолевать трудности. Школа обучает учащихся искусству учиться. Она приподнимает перед умственным взором учащихся завесу, за которой скрыто многообразие мира и возможностей человека в его познании, в трудовой деятельности, а также в проявлении общественной ценности его личности. Школа приучает учащихся с уважением относиться к труду и показывает, что себя следует ценить именно в труде. Она прививает мысль о том, что почетен каждый вид труда, лишь бы он выполнялся превосход¬но, вызывая уважение и благодарность окру¬жающих. Шофер и ученый, врач и рабочий, учитель и колхозник - все необходимы об¬ществу, и каждый из них заслуживает уважения за труд бескорыстный, выполненный с усердием и творческим вдохновением. Творче¬ский порыв необходим не только ученому, по¬эту и музыканту, но и рабочему и военачальнику, пе¬дагогу и представителю любой другой про¬фессии. Учителю необходимо добиться того, чтобы в нашей стране не было «непрестижных» профессий и к избранной профессии относились с любовью и уважением. Такое воспитание является важной частью воспитания морального облика будущего гражданина.
Русская литература оставила нам в наслед¬ство незабываемый образ Левши — тульского умельца, достигшего вершин мастерства, но, к сожалению, погибшего в борьбе с косностью и равнодушием. А сколько первоклассных изо¬бретений было сделано людьми рабочих про¬фессий. Каждому школьнику нужно помочь не в преодолении встречающихся труд¬ностей, а в поиске настоящих интересов, в формировании его гражданской полноценности и высокого нравственного облика. Нужно по¬мочь школьнику найти себя в деле и такое дело, которое было бы увлекательным, радо¬вало его и давало ощущение полноты жизни.
Несомненно, что история родной страны учит любви к Родине, а всеобщая история способна прививать молодежи чувства интернационализма. Конечно, уроки математики, как, впрочем, и уроки физики, химии, биологии, имеют меньше возможностей для воспитания патриотических чувств, чем история и литература. Скорее они содействуют интернациональному воспитанию, потому что учитель математики не только доказывает теоремы, но и рассматривает иллюстративные примеры, наполненные жизненным содержанием. Задачи по физике способны содержать полезные сведения, относящиеся к территории страны, ее населению. Кроме того, на уроках можно показать то, что многих ученых, в том числе физиков, отличало - преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень, улучшить условия жизни своих соотечественников. Все это не может оставлять наших учеников равнодушными, наполняет их сознание и сердца гордостью за нашу страну и за наш народ. А это значит, что закладывается еще один кирпичик в строительство здания национальной гордости и одновременно интернационализма.
Для того чтобы воспитать высокие мораль¬ные качества у учащихся, сделать их горячи¬ми патриотами, самому учителю необходимо неуклонно следовать в жизни вы-соким моральным принципам, глубоко любить свой народ, свою Родину и свое дело.
Вопросы методики работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках математики и физики разработаны еще недостаточно. Но в опыте школ и многих учителей убеди¬тельно раскрываются большие возможности этих дисциплин вносить свой особый и ценный вклад в важнейшие аспекты формирования личности. В вос¬питании подрастающего поколения огромна роль учителя и школьных уроков, и нет такого предмета, который не мог бы внести серьезную лепту в этот воспитыва-ющий процесс.

Литература

1. Е. Ямбург «Знание и сознание»: Известия, 1983, 15 ноября
2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
3. Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001.
4. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
6. Воронцов В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979.
7. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1974.
10. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999.

Категория: Математика | Добавил: natusik (2011-04-26) | Автор: Ачкасова Наталья Владимировна E W
Просмотров: 6184 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru