План урока Тема: Деление десятичной дроби на натуральное число. 5 класс. Цели и задачи: Оборудование и материалы к уроку: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, Учащиеся по желанию объединяются в группы по 4-5 чел, всего пять групп. Ход урока 1.Организационный момент: « Здравствуйте, ребята и гости! Мы продолжаем тему десятичные дроби. Какое действие с десятичными дробями вы изучили до каникул? Да правильно умножение десятичных дробей. А каким действием проверяется умножение в математике? Да правильно делением. Значит тема сегодняшнего урока «Деление десятичной дроби на натуральное число». Сегодня мы, как всегда, начнём урок с устного счета. 2.Устный счет 1) 1,3 * 0,1= 3) 0,5*0,7= 5) 3,2 * 0,2= 7) 56,7 * 0,1= 2) 1,3 * 0,3= 4) 4,5 * 0,2= 6) 0,3 * 0,1= 8) 2,5 * 0,5= 3. Исследование темы: Ребята, а теперь давайте вы по- работаете в группах, проведете исследование решения уравнений: 2х=8,4; 7х=8,4; 3х=4,5; Образец: Рассмотрим решение уравнения 2х=8,4 Х=8,4:2 = 8 4/10 : 2 = 8 2/5 : 2 = 42/5: 2= 42 Х=4,2 Следовательно 8,4 : 2 = 4,2 Проверка: 2 * 4,2 = 8,4 ; 8,4 =8,4. Образец: Рассмотрим решение уравнения 7х=8,4 Х=8,4:7 = 8 4/10 : 7= 8 2/5 : 7 = 42/5: 7= 42 Х=1,2 Следовательно 8,4 : 7 =1,2 Проверка: 7* 1,2 = 8,4 ; 8,4 =8,4. Образец: Рассмотрим решение уравнения 3х=4,5 Х=4,5:3= 4 5/10 : 3= 4 1/2 : 3= 9/2: 3= Х=1,5 Следовательно 4,5 : 3 =1,5 Проверка: 3* 1,5 = 4,5 ; 4,5 =4,5 Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую тогда, когда закончится деление целой части. 4. Счет - тест: 2,5 : 5= 0,8 : 4= 2,9 : 29= 0,034 : 34= 10: 0,01= 0,36:6= 4,8 : 6= 0,63 :7= 2,5 :0,1= 5. Работа с учебником № 808 (3 примера) и №809(3 примера) Главным назначением десятичных дробей является их использования для практических измерений. 6. Решаем задачи. Групповая работа. У каждой группы учащихся задания на листочках на столе, с разным условием, но одними числовыми данными: 1) Скорость лодки в стоячей воде 11,4 км/ч, Скорость течения 2,5 км/ч. Найти скорость лодки по течению и против течения. 2) Скорость лодки по течению 13,9 км/ч. Скорость течения 2,5 км/ч. Найти скорость лодки в стоячей воде и против течения. 3)Скорость лодки против течения 8,9 км/ч. Скорость течения 2,5 км/ч. Найти скорость лодки в стоячей воде и по течению. 4)Скорость лодки по течению 13,9км/ч. Скорость лодки против течения 8,9 км/ч. Найти скорость лодки в стоячей воде и скорость течения. Прежде, чем приступить к решению, на слайдах повторяем и закрепляем понятия скоростей: а) собственной б) по течению в) против течения (слайды 8,9) учащиеся решают задачу, в группе можно советоваться, помогать друг другу, сверять результаты. И только, когда все записали решение, «ответственный» в группе поднимает карточку готовности. Проверка решения задач (слайд10) 6. Работаем устно: Фронтальная работа, учащиеся отвечают, и сразу открывается проверка а) проверьте сравнение дробей, по щелчку открывается знак сравнения (слайд 11) б) округлите дробь, по щелчку открывается ответ (слайд 12) 7. Решаем задачу №1490 (слайд 13) Самостоятельная работа в группах, проверка на слайде. При проверке задачи вопросы: Почему за х приняли массу груза именно на третьей машине? Можно ли было принять за х массу груза на другой машине? Что изменилось бы? Как проще решать задачу? Итог урока: Что вам нужно знать о десятичных дробях? Что вы сегодня узнали нового? Нужны ли нам в жизни десятичные дроби? Вывод: мы сегодня повторили действия с десятичными дробями, показали родителям, как умеем работать, и впереди нас ждёт необъятная «страна математики» Спасибо за урок! До свидания! (слайд14) Данный урок проводился в двух пятых классах в день открытых дверей, на уроке присутствовали родители. Родители были пятой группой, которой тоже давались задания, Иногда родители были первыми в решении задач, а иногда и дети! Учащиеся разделились на группы по желанию, но год работы по группам (мы часто так работали), дал такой результат, что в каждой группе можно было выбрать «ответственного», который решает быстрее и может оказать помощь. Литература: (слайд 15) И.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика 5.- М. Мнемозина, 2007.
|