Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
С.Н. Молдынова, учитель математики МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА Средняя школа № 2 071408, Республика Казахстан, г. Семей, ул. Сатпаева, 186-6, Тел.: (8-722-2) 50-08-05 Одной из целей двенадцатилетнего образования является «формирование личности, которая будет свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные решения в современной быстро изменяющийся ситуации». Я, как учитель математики, отдала предпочтение модульной технологии, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованию циклов познания. Одной из особенностей технологии модульного обучения является ориентация на развитие познавательных способностей личности, а так же на удовлетворение потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждения в общении, игре, в познании и творчестве, на развития активного словарного запаса (устной и письменной речи). Учебный модуль, составленный по модульной технологии, состоит из трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть. В вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течении 10-20 минут) объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течении всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели. Многократная проработка учебного материала производится на уроках диалогической части. Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученики, посредством работы с учебным материалом, развивать способности, память, внимание, мышление, устную и письменную речь. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 2-6 человек. Работа в группах строится на самообучении и самооценки, взаимообучении и взаимооценки учащихся. Деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал. Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а за тем - с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний. Начиная с 3-4 урока, ученикам предлагаются дифференцированные задания, отвечающие требованиям стандарта. I-й уровень – задания, отвечающие требования государственного стандарта образования на уровне элементарных знаний и понимания. II уровень – заданий, отвечающие требованиям стандарта на уровне применения и анализа знаний. III уровень – задания творческого и поискового характера, предназначенные для одаренных детей. Выбор задания любого уровня осуществляется самими учащимися. Ученик вправе выбрать задание, исходя из своей внутренней установки на возможность его выполнения. Использование активных и игровых форм обучения позволяют учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13-ти до 24-х раз. (Психологами доказано, что усвоение материала происходит при 7-кратном возврате к нему). Важным условием модульной технологии является возможность использования учениками любых источников, учебников, учебных пособий, а так же получение оперативной консультации со стороны учителя, которому отводится роль организатора, помощника, консультанта. Формы организации уроков диалогической части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течении урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами (если это обучающие игры) или построением и ходом урока. Такой подход к конструированию диалогической части модуля способствует развитию личности ученика. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использовании учениками различных источников, то в итоговой части ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. Тестовые задания, контрольные работы, зачет, как формы контроля знаний учащихся, предъявляются ученики именно в итоговой части учебного модуля. В итоговой части всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования. Необходимость двух и более видов контроля обосновывается невозможностью определения степени усвоения учебного материала лишь одним тестированием. В любом случае, если по одному из видов контроля имеется отрицательная отметка, то другой вид контроля дает шанс исправить ее. Стоит отметить, что ученик, успешно прошедший тестирование, при получении отрицательной отметки при повторном контроле (или наоборот) все же имеет возможность не получать отрицательную итоговую оценку. При оценивании знаний, умений и навыков, учащихся по всему модулю учитываются именно эти оценки. По ним проставляется общая оценка ученику по всей теме (разделу, блоку). Отдельно учитываются задания исследовательского характера. Они могут быть оформлены в виде доклада, сообщения, реферата и представлены в научное общество учащихся, на конкурсы и т.д. (по степени значимости исследования, проведенного учеником). Использование модульной технологии вселяет в учеников уверенность в своих силах и способствует формированию положительной мотивации учения, создает условия для саморазвития и совершенствования личности ребенка. | |
Просмотров: 1710 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|