Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Изкеева Л. Ж.- учитель математики СШ № 53 гор.Актобе Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований школы. Изучение объективных связей между физическими, химическими, биологическими и технологическими процессами требует усиления межпредметных связей как внутри предметов физико-математического цикла, так и связи с предметами других циклов – гуманитарного, трудового. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. На уроках математики прослеживается межпредметная связь не только, с такими дисциплинами как физика, информатика, но география, история, литература, изо, черчение. Подробно остановимся на применении межпредметных связей математики с географией. В 5-6 классах в задачах используется материал природоохранного характера. Использование на уроках информации по другим предметам позволяет осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширять их кругозор. Поэтому подобные фрагменты включаюся во многие уроки. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока, как правило, позволяет учителю владеть вниманием ребят на протяжении всего урока. Поэтому особое внимание следует уделять организации начала урока, разнообразить формы и виды деятельности учащихся, начинать урок нетрадиционно, используя межпредметные связи. Когда учащиеся приступают к изучению курса географии, на уроках используются знания учащихся по темам: "Масштаб", "Графики". Так, при изучении темы "Масштаб" работают по географической карте, выполняя практическую работу: "Определить расстояние на местности от одного города до другого, измерив его на карте". По темам "Диаграммы" и "Графики" предлагаются учащимся решить ряд задач с географическим содержанием, позаимствовав их из учебников географии. Интерес учащихся при изучении данных тем очень высок. В качестве примеров рассмотрим некоторые задания, используемые на практике. 1. Определить длину дуги экватора (или меридиана) в 15°, 30°, 45° на глобусе масштаба 1 : 50000000. 2. Определить на глобусе того же масштаба длину дуги параллелей в 15°, 30°, 45° на широте 50°, 60°, 70°. 3. Определить площадь участка в м2, га и км2 на местности, если на карте масштаба 1 : 10000 он составляет 13,4 см2. 4. Определить площадь участка (в см2) на карте масштаба 1 : 10000, если на местности он составляет 18 га. 5. Каков линейный масштаб площади карты, если местность в 360 га занимает на ней 10 см2 карты. Графики распределения расхода воды, не что иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе. Без знания математики невозможно составить прогноз наводнений; нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Рассмотрим задания, в которых прослеживается связь математики с историей. Задание «Историко-математические задачки» 1. Перечислите основные занятия восточных славян. Урожай какой культуры был главным? – пшеницы. А почему? Какие изделия из пшеницы известны до сих пор? Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа? Решение: 1 вершок – 44 мм 9 вершков х 3 месяца= 44 мм х 27 вершков = 11 88 мм = 1м 188мм= 1м 18см 8мм 2. Посадил мужик поле репы. За четыре раза он перевёз 6240 кг. Сколько репы перевезёт мужик за 6 раз? Решение: 6240: 4= 1560 кг= 1кг 560г 1560* 6= 9160 кг= 9 кг 360г Задание «Определи век по дате» 892 1800 1594 1600 988 1901 2007 1652 Задание «Построить дом» На уроках трудового обучения мальчики обучаются столярному делу. Задание построить избу (собрать мозаику и назвать геометрические фигуры ) Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. | |
Просмотров: 2703 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|