Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Ким Л.А.- учитель математики СШ №53 гор.Актобе Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством уста-новления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю. Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике. Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие: 1. Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения. 2. Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно. 3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необ-ходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии. Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды: • Текущий контроль. • Тематический контроль. • Периодический контроль. Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащи-мися на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является не-обходимым элементом текущего контроля. Результаты проверки тетради ученика учиты-ваются при оценке успеваемости. Необходимым элементом текущего контроля является проверка домашних заданий. На каждом уроке необходимо выяснять, что ребятам было непонятно при выполнении заданий дома и не оставлять их вопросы без ответов. Учитель всегда заранее продумывает, как и кого он будет спрашивать по домашнему заданию, предполагает, какие могут возникнуть вопросы. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все оценки за эти виды работ выставляются учителем в журнал. Решая главную задачу обучения учащихся, учитель проводит работу по накопляе-мости оценок и, следовательно, объективно выставляет оценки за четверти, полугодия и год. Повторюсь еще раз: математика – письменный предмет и оценки за письменные ра-боты играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля: Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, а ученики записывают ответы на них. • математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще, • это альтернатива устного счета, который охватывает не всех учеников, • ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала. В последнее время широкое распространение получили тесты. Тест, как и любая другая проверяющая работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевре-менным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном случае, то есть быть результативным. При проведении тестов учитель должен учитывать психологию ученика, когда ему нужно выбрать правильный ответ из несколь-ких предложенных. Грамотно рассуждая, ученик может выбрать достоверный ответ, не решая задачи. Но нельзя исключать и случай везения. Поэтому задания для теста необхо-димо выбирать с учетом следующих требований: • их нужно решить за время, не превышающее рамки урока (40 минут), • результат не должен сильно зависеть от везения, а каждый ученик, опираясь на свои знания, умения и навыки, может получить правильный ответ. Все тесты можно подразделить на две группы: 1. Проверяющие логические способности учащихся. 2. Проверяющие основные знания и умения ученика. Тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – опера-тивность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного време-ни, уровня подготовки учащихся. Однако, система тестов не может полностью заменить традиционную форму кон-троля – самостоятельную работу. Самостоятельную деятельность ученика можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Учитель должен учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, само-стоятельная работа может быть: • обучающей; • тренировочной; • закрепляющей; • повторительной; • развивающей; • творческой; • контрольной. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны отвечать следующим требованиям: • Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему. • Они должны быть направлены на отработку основных навыков. • Они должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения. • Они должны стимулировать учащихся, позволять им демонстрировать прогресс в своей общей подготовке. В качестве других форм контроля знаний учащихся по математике можно исполь-зовать следующие: Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за ре-зультаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. За-чёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются: уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в ко-торых учитывается уровень обязательной подготовки ученика и идёт постепенное возрас-тание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифферен-циация представляет собой три уровня предполагаемых результатов: минимальный (решение задач образовательного стандарта), общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями), продвинутый (решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями). Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках. В качестве нестандартных форм контроля знаний обучающихся можно предложить следующие: Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, на-чинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу. Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в раз-мещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включе-ния учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель. Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответ-ственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на дос-ке), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соот-ветствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка. Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в реше-нии примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математи-ческие турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время иг-ры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Оче-видно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих. Учебная деятельность учащихся включает в себя контрольно-оценочную, подразу-мевающую контроль учебной работы во всех видах и на всех этапах урока, оценку резуль-татов работы учащихся, их учет и корректировку. Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие: 1. Активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребёнка. 2. Побуждение учащихся к взаимообучению 3. Побуждение учащихся к самостоятельной работе во внеурочное время. 4. Самооценка уровня усвоения материала. Однако, учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимо-сти оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Одна-ко, творчеству учителей нет предела. Поэтому это далеко не все формы, активизирующие деятельность учащихся на уроке математики. | |
Просмотров: 5404 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|