Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Байкова Валентина Леонидовна, учитель математики и информатики НУО «Экономический лицей», г.Астаны Тема: Организация мотивационной деятельности учащихся основное условие для повышения качества сдачи ЕНТ Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения Чарльз Дарвин Поставленная Президентом РК Н.А.Назарбаевым задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира требует повышения конкурентоспособности казахстанского образования. Одним из национальных приоритетов является развитие человеческих ресурсов, ведущая роль в котором принадлежит образованию. Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины его видятся в следующем: - в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук; - в сокращении количества уроков математики в школе; - в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в массовых школах); - в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся. Позволю себе привести высказывания ученых разных времен без подробных комментариев. Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин) Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк) Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн) Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное: • Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле; • Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике: • Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике: • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы; • между репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности; • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Эти противоречия побудили меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся при подготовке к ЕНТ, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход к компетентностного подхода, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. В целях реализации государственных задач по развитию полиязычного образования многие школы оснащены мультимедийными -лингафонными кабинетами. В течение нескольких лет складывалась собственная система работы по повышению мотивации учащихся на уроках математики. Так, в начале урока используются приёмы активизации, направленные на подготовку учащихся к осознанному усвоению учебного материала. И чем не навязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи. За время работы над этой важной проблемой пришла к убеждению, что многое здесь зависит и от имиджа учителя, стиля его общения с учащимися. И если учитель строит отношения с учащимися в доброжелательной манере, то добивается гораздо быстрее желаемых результатов. И наоборот, если учитель выступает в роли ментора, то происходит отторжение даже от многих его замечательных идей и нововведений. Мерилом успеха в данном случае выступает взвешенность и продуманность всех действий учителя. Моя система работы учителя математики при подготовке к ЕНТ состоит из следующих компонентов: 1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно – ориентированного обучения математике. 2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. 3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока. 4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность: организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами – позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков. 5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек – заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов. Все эти действия направлены на повышение мотивации обучения и способствуют боле качественной подготовке к ЕНТ. Со своими результатами и основными аспектами моей работы я вас познакомлю в моей презентации. Главной своей задачей считаю не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Тренажёр по математике для подготовки к ЕНТ. И.П.Рустюмова, С.Т.Рустюмова, Алматы, 2009 2. Тренажёр по математике для подготовки к ЕНТ. И.П.Рустюмова, С.Т.Рустюмова, Алматы, 2010 3. Пособие для подготовки к ЕНТ по математике. И.П.Рустюмова, С.Т.Рустюмова, Алматы, 2009 4. Тестовые задания, формулы, решения, ответы по математике - для поступающих в вузы. К.Н.Бексултанова, К.И.Черенко. Кокшетау, 2006. 5. Тесты по математике. Национальный центр тестирования по математике. Астана 2006-2011г.г. | |
Просмотров: 2268 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|