Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Прямоугольник. Свойство прямоугольника.
Прямоугольник. Свойство прямоугольника.
Цели урока:
-познакомить с прямоугольником;
-развить логическое мышление, отрабатывать вычислительные навыки;
-развить умение наблюдательность и сравнить.
Ход урока
I.Организационный момент
Каждый день-всегда,везде,
На занятиях, в игре,
Смело ,чётко говорим
И тихонечко сидим.

IIСообщение целей урока
Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией. Вы узнаете, как называется новая геометрическая фигура. Но сначала мы повторим ранее изученный материал.

III.Устный счёт
Посмотрите на доску. Что вы видите? (Выражение) (13+5)-6
Это решение задачи. Придумайте условие. (Петя нашёл 13 грибов, а Вася 5 грибов, 6 несъедобных . Сколько съедобных грибов нашли ребята.)
Объясните по выражению , что означают числа 13,5,6. (73 – количество грибов, которые нашёл Петя. 5 – количество грибов, которые нашёл Вася, 6 – количество несъедобных грибов.)
Решите задачу, записав по действиям.
Дети решают самостоятельно. В результате работы на доске появляется запись:
13+5=18(гр.)
18-6=12 (гр.)
Ответ: 12 грибов.
Что узнали первым действием ? (Сколько грибов нашли мальчики.)
Вторым ? (Сколько грибов съедобных.)
Как записали ответ?
На какие две группы можно разделить все числа, которые вы использовали в записи решения ? (Однозначные и двузначные )
К наименьшему однозначному числу прибавьте наибольшее двузначное число. Какое число у вас получилось? (1+99=100)
Можно ли это число отнести к одной из наших групп? Почему?
Расположите все наши числа в порядке убывания:13,5,6,12,1,99,100.
На доске появляются карточки с этими цифрами. После выполнения задания эти карточки переворачиваются и получается « Молодцы».
Вы хорошо потрудились , и теперь я могу рассказать вам сказку. Только эта сказка необычная , а математическая. Называется она «Родственники».

IV.Тема урока
Итак , слушайте.
Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Каго бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»
-Как же зовут тебя, брат -спрашивали встречные.
-Назовите эту фигуру, ребята (Квадрат)
-А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые)
Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: и побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю,-думал Квадрат,- ведь он на меня должен быть чем-то похож».
Однажды встречает он на пути такую фигуру:





Стал Квадрат к ней приглядываться Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда : «Как зовут тебя?»
Меня зовут…
- Ребята как называется эта фигура?
- Правильно, прямоугольник. А почему же она называется?
- Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.
- Сколько сторон у прямоугольника?
- Как называются стороны, которые лежат одна против другой?
- Покажите их.
- Давайте измерим их длину. Что скажите?
- Измерьте другие стороны.
- Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.
- В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга. Учитель показывает.
- Вот какая эта интересная фигура – прямоугольник. Но вернёмся к сказке.
Вот Квадрат и спрашивает : «А мы не родственники с тобой?»
- Я бы тоже был рад узнать об этом. Если у нас найдётся 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же, - ответил Прямоугольник.
Стали они искать , и нашли эти 4 признака сходства.
- Давайте и мы их найдём. (1.Четыре угла. 2.Все углы прямые 3.Четыре стороны.4. Противоположные стороны равны .)
- Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них?
Продолжаю сказку:
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Cтали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться и вместе веселиться, вместе по белому свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит:
- Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец – то я вас нашёл, своих близких родственников.
- А как же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру.
- Зовут меня…..
- Как называют эту фигуру, ребята? (Четырёхугольник.)
-А как же ты докажешь, что мы родственники? – вновь последовал вопрос.
- Очень просто. Все мы имеем два общих признака. И эти два сходство были названы.
- А вы сумеете их назвать? (Четыре угла, четыре стороны.)
-Так встретились и стали жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом…. (Четырёхугольники).
- Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О прямоугольнике.)

V.Физминутка

VI.Закрепление
№ 1; с.72, 73
- Найди четырёхугольники, у которых все углы прямые.
- Сегодня мы будем учиться чертить фигуры с прямым углом. №2; с.72,73.
- Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол)
- Воспользуемся чертёжным треугольником. Расположите чертёжный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертёжному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.
- Остальные фигуры строим самостоятельно.

VII.Работа над задачей
№ 3, с.72,73.
- Прочитайте задачу. Что необычного заметили? (Недостаточно данных).
- Дополните её данными, чтобы можно было решать. (Ответы учащихся).
- Составьте обратные задачи. (Ответы учащихся).

VIII Задание на смекалку
- Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3см. Дети чертят самостоятельно, учитель проверяет.
- молодцы, все начертили верно. А теперь давайте подумаем, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат? (Можно).
- Как? (Взять за одну сторону квадрата длину или ширину прямоугольника.)
- Начертите квадрат любым способом.
- Продолжаем творческую работу. Назовите фигуру, которую вы видите? (Четырёхугольник)
- Чем он отличается от прямоугольника? (Углы непрямые.)
- Подумайте, как из этой фигуры получить прямоугольник? (Один человек на доске переделывает чертёж.)
- Докажите, что это прямоугольник.
- Хотите сами попробовать так сделать? Начертите в тетради прямоугольный треугольник. Дополните его до прямоугольника. Объясните, как это сделали.

IX. Итог урока
- Вот и заканчивается наш урок. Вам он понравился?
- Что нового узнали на уроке?
- Что осталось непонятным?
Домашнее задание: №4,6, с.72,73.
Категория: Математика | Добавил: amina (2012-01-01) | Автор: Кожева Лариса Сергеевна E
Просмотров: 4064 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru