Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Доклад: «ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ». Подготовила: Соколова Л.В., учитель математики ГУ «СОШ№28», г. Семей. 2011-2012г.г. Оперативный контроль над процессом усвоения знаний, умений и навыков должен осуществляться постоянно, на каждом уроке. В процессе обучения необходимо использовать различные формы контроля познавательной деятельности учащихся: 1.Активный опрос учащихся. Без опроса нельзя целенаправленно управлять процессом обучения. Контроль знаний должен быть не только обучающим, но и выполнять функции воспитания и развития. Здесь можно использовать: а) индивидуальный опрос (устный, письменный), где должны учитываться способности каждого ученика. Этот опрос учит учащихся правильно излагать мысли, развивает речь. Его можно проводить следующим образом: двое учащихся работают с лото. Двое – с моделями. Трое отвечают у доски, остальные привлекаются к комментированию не самых сильных ответов. Таким образом, ребята взаимодействуют друг с другом, оценивают материал, делают выбор; б) тематические зачёты, при проведении которых используются карточки-задания типа «Установите логическую связь», карточки-схемы с серией вопросов, карточки на развитие фантазии, на составление и решение кроссвордов. Например. Из данных геометрических фигур составить другие фигуры и рисунки. в) текущий контроль обычно проводится в начале урока по домашнему заданию. Учитель диктует вопросы и ответы на них, которые могут быть как правильные, так и неправильные. Учащиеся пишут ответы. Работы проверяются по ходу самими учениками (самоконтроль), друг у друга (взаимоконтроль), учителем. Это даёт возможность получить немедленно информацию о степени подготовки учащихся; г) письменный опрос творческого характера, при котором предлагается ученикам написать тезисы для выступления перед аудиторией. Заранее даётся задание, список литературы, вырезки из журналов, проспекты. Работа проверяется после звонка, оценивается. Дописывают работу учащиеся дома и на одном из уроков выступают перед классом. Остальные ученики могут задавать выступающему товарищу вопросы, по которым можно определить степень усвоения темы; д) фронтальный опрос, во время которого учащиеся пишут ответы на доске, выполняют в тетрадях индивидуальные задания; е) викторины, которые проводятся в качестве рубежного контроля: класс делится на три команды; представитель одной команды задаёт вопрос конкретному ученику другой команды. За полный ответ отвечающий получает два балла. При неполном ответе его товарищи могут дополнить и сохранить балл для команды. Если нет правильного ответа, отвечает ученик, задавший вопрос и получает два балла. Если был дан правильный ответ, то любой представитель второй команды задаёт вопрос третьей команде. Высоко оцениваются остроумные вопросы и ответы, характеризующие глубокие знания. Ответы и вопросы оценивают учитель и помощник, назначенный из числа учащихся класса. Викторина – прекрасная форма контроля усвоения темы, в ходе которой идёт активное обучение и воспитание. ж) групповая работа: во время работы методом «малых групп» совместные решения осуществляются быстрее и точнее, приобретаются навыки межличностного общения, работы в коллективе и с коллективом. Чем разнообразнее и активнее опрос, тем интереснее учащимся на уроке. 2. Опорный и игровой контроль знаний учащихся. а) конспектный контроль опирается на конспект, системную подготовку к уроку, интерес к предмету, дисциплину ученика. Кроме того, работа с конспектом помогает подготовиться ученикам к обучению в колледжах и ВУЗах. При новой учебной программе работа с конспектом актуальна. б) Учебный контроль – это работа с учебником, мобилизация на постоянную работу с книгой. Самостоятельное изучение нового материала; в) справочно-нормативный контроль предусматривает поисковую работу учащихся по сбору необходимой информации из справочников и дополнительной информативной литературы; г) плакатный (плоскостной) контроль, при котором ученикам предлагается при ответах пользоваться плакатом, по которому на предыдущем уроке объяснялся новый учебный материал; д) макетный (объёмный) контроль; е) рефератный контроль, при котором учащиеся отвечают на конкретные вопросы в виде реферата, делают обобщение на уроке; ж) реальный контроль, при котором, опираясь на учебник, ученик выполняет индивидуальное задание в виде макетов, плакатов, рефератов ит.д.; з) игровой контроль – это одна из любимых форм контроля учащихся, при котором создаются проблемные ситуации. К ним относятся: решение кроссвордов, числограмм (контроль-игра, в которой ответы зашифрованы в числах или словах, применяется при индивидуальном или фронтальном опросах), диктанты, ребусы и т.д. 3.Контроль знаний на каждом уроке. Осуществляется в виде: а) взаимопроверок домашнего задания; б) написания опорного конспекта; в) вторичных проверок решаемых домашних задач; г) взаимовопросов; д) тихих ответов у стола учителя; е) технических диктантов; ж) программированного контроля; з) уровневых контрольных работ. Рассмотренные формы контроля учащихся являются одним из основных приёмов работы учителя. Кроме того, часто используется комплексный контроль, состоящий из сочетания нескольких форм: например, сначала фронтальный опрос, затем, можно провести взаимопроверку в группах и т.д. Важной формой контроля знаний учеников являются олимпиады, собеседования, конкурсы, смотры знаний. Разумная система применения разнообразных форм и методов контроля знаний на уроках и внеурочной работе существенно повышает результативность познавательной деятельности учащихся. От того, как организован контроль, на что нацелен, зависит эффективность учебной работы. Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса я выбрала такую форму проверки знаний, как зачёт. Зачёты отличаются от традиционной контрольной работы тем, что предусматривают возможность пересдачи в случае отрицательного результата. Зачёт – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижений учащимися уровня обязательной подготовки. Зачёты проводятся по каждой теме курса. Предлагаю следующую тематику зачётов по курсу алгебры 7-9 классов (автор А.Н.Шыныбеков), 10 класс (автор А.Е.Абылкасымова): Класс Зачёт 7 Степень с целым и натуральным показателем. Одночлен, стандартный вид одночлена. Многочлен, стандартный вид, действия с многочленами. Формулы сокращённого умножения. Рациональные выражения. Преобразование дробно-рациональных выражений. Частота и вероятность. 8 Квадратные корни. Свойства квадратного корня. Квадратные уравнения Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Квадратная функция. Квадратные неравенства. Статистические характеристики. 9 Уравнения с двумя переменными. Методы решения систем уравнений. Элементы тригонометрии. Формулы тригонометрии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Элементы теории вероятностей. 10 Функция, её свойства и графики. Тригонометрические функции. Производная. Приближённые вычисления. Применение производной к исследованию функций. Комбинаторика и бином Ньютона. Каждый ученик сдаёт все, предусмотренные планом зачёты. Итоговая оценка знаний учащихся непосредственно зависит от сдачи зачётов. Положительная отметка ставится только при условии, если все зачёты за этот период сданы. Кроме зачёта, после изучения теоретического материала провожу контрольные работы и тестирования. Тематические зачёты проводятся в открытой форме. В начале изучения темы даю учащимся список теоретических вопросов и номера задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, которые были решены в ходе изучения темы. Устно указываю сроки сдачи зачёта. Формы проведения зачёта – письменный (учащиеся отвечают на все вопросы письменно) или комбинированный (учащиеся сначала устно сдают учителю теоретические вопросы, а затем, приступают к выполнению практической части). Иногда, проведя опрос сильных учащихся, я работаю со слабоуспевающими ребятами, а сильные ученики опрашивают остальных. Практическая часть зачёта содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем, которые были приведены в списке обязательных результатов обучения и более сложные задачи, рассчитанные на более подготовленных учеников. Зачёт считается сданным, если выполнены верно все, предложенные задачи обязательного уровня. В противном случае (если хотя бы одна задача осталась не решена), удовлетворительная оценка не ставится, если ученик решает пересдать зачёт. При этом он пересдаёт не весь зачёт, а только те виды задач, с которыми не справился. Пересдача зачёта происходит во внеурочное время. При проведении зачётов задачи обязательного уровня дополняются более сложными заданиями, за их выполнение выставляется дополнительная оценка «4» или «5». Таким образом, во время зачёта можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне. Например, в 10-м классе по теме «Производная» можно поставить перед учащимися следующие теоретические вопросы: Что называется приращением функции и приращением аргумента? Определение производной функции. Алгоритм нахождения производной по определению. Правила вычисления производной и их следствия. Физический смысл производной. Геометрический смысл производной. Общий вид уравнения касательной. Угловой коэффициент касательной. Алгоритм написания уравнения касательной. Формула Лагранжа. Таблица производных. Производная сложной функции. На какой формуле основан вывод формул приближённого вычисления? Формулы приближённого вычисления квадратного корня, степенной и тригонометрических функций. Практические задания: уровени А и В, §§ 13-18. Вариант 1. Обязательная часть: Выразите функцию f(x) через приращение ∆x в точке x0: f(x)= x3+3. Вычислите производную в точке x0: а) f(x)=(14x-1)/(x+0,5); x0=1,5; б) f(x)= (x2-1)(2-3x), x0=2. Найдите производную функции: а) f(x)=√(x^2-3); б) f(x)=(sinπ/2x-2x)3; в) f(x)=sin2x cos2x; г) f(x)=(1+x-x2)4. Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)=2x2-1, проходящей через точку х0=0. Дополнительная часть: Какой угол образует с направлением оси ОХ в точке х=1 касательная к графику функции у= (1-2x)2? Напишите уравнение касательной к графику функции y=cos4x-1 в точке М0(π/4;-2). Вариант 2. Обязательная часть: Выразите отношение Δy/Δx через х0 и ∆х для функции f(x)= □(( 1)/x^2 )- - 2. Числите производную функции в точке х0: а) f(x)=(4x+7)/(2x-1,) , х0=2; б) f(x)= (3+x2)(4x-3), х0=1,5. 3. Найдите производную функции: а) f(x) = √(2x^3+5) ; б) f(x)=(-4x2-6x+7)5; в) f(x)=sin22x-x5; г) f(x)= (3cos2x)3. 4. Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)=x3+4, проходящей через точку х0=1. Дополнительная часть: Какой угол образует с направлением оси ОХ в точке х=3 касательная к графику функции f(x)=(1-x)3? Напишите уравнение касательной к графику функции y=3cos2x-1 в точке М0(π/2;-4). При подготовке карточек для зачёта учитываю индивидуальные способности учеников и дополнительно готовлю тестовые задания и задания повышенной сложности для более подготовленных учеников. Дополнительная часть для более подготовленных учащихся: Найдите значение производной в точке х0: а) f(x)=ctg(π/4 -x), x0= - π/4; б) f(x)= 9∛(x^2 ) , x0=27; в) f(x)=2x2+20√x; х0=5; г) f(x)=ctg(2x+π/2) + ((x-π^2)/x), x0= π/12. Найдите область определения функции y=√x/(x^2-3). После каждого зачёта провожу анализ результатов, устанавливаю, насколько каждый ученик и весь класс в целом, справились с заданием. Для этого веду тетрадь учёта результатов. Практика показала, что ребят необходимо готовить к зачёту. В процессе изучения темы отвожу время на отработку задач обязательного уровня, провожу уроки-практикумы, работаю с учащимися на консультациях. Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачётом и полностью откладывать её до конца темы. В ходе изучения темы систематически проверяю знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, письменные проверочные, самостоятельные, тестовые, контрольные работы, осуществляю контроль за домашним заданием. Например, тест по теме: «Производная»: I вариант. Вычислить производную у`: y=7x5. Варианты ответов: a) 12x4; б) 35х6; в) 35х4. y=0,5x4+x. Варианты ответов: а) 2х3+1; б) 4,5х3+1; в) 2х3+1. у = х^4/3 . Варианты ответов: а) х3; б) 16х4; в) 4 х^3/3 . y=sin x+1. Варианты ответов: а) cos x+1; б) –cos x; в) cos x. у=х6+3√х. Варианты ответов: а) 6х5+3/√х; б) 6х5+3/(2√х); в) 6х5+6√х. у = ( 1)/х^2 ; Варианты ответов: а) - 2/х^3 ;б)- 2/х; в)1/2х. y=5sin3 x. Варианты ответов: а) 15sin2 x; б) 15sin2 x cos x; в)5sin3 x cos x. y=x3 sin x. Варианты ответов: а) 3 x2cos x; б) 3x2sin x + cos x; в) 3x2sin x+ x3cos x. II вариант. Вычислить производную у`: у=3х9. Варианты ответов: а) 27х9; б) 27х8; в) 12х8. у=3х5-2х. Варианты ответов: а) 8х4-2; б) 15х4-2х; в) 15х4-2. у = х^9/9 . Варианты ответов: а) х^8/9; б) 81х8; в) х8. у= 2+cos x. Варианты ответов: а) 2x+sin x; б) 2-sin x; в) – sin x. y = x4+2√x . Варианты ответов: а) 4x3+1/√x; б) 4x3+4/√x ; в) 4x3+4√(x.) y=1/x^3 . Варианты ответов: а) 1/x^6 ; б) -3/x^4 ; в) 1/(3x^2 ). y= 2cos 4x/ Варианты ответов: а) 2cos 3x sin x; б) 8cos 3 x; в) -8cos3 x sin x. y= x4 cos x. Варианты ответов: а) 4x3cos x – x4sin x; б) 4x3sin x + x4cos x. Литература: И.М.Чередов, «Формы учебной работы в средней школе», Москва, «Просвещение», 1988г.; Педагогический и методический журнал учителей Казахстана «Практическая помощь учителю», март-апрель 2(14), 2005г.; Педагогический вестник ВКО, № | |
Просмотров: 1676 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|