Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики Бедник Н.Р. ГУ «Гимназия №2» г. Рудного. Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеется большое число детей с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную мерусил и возможностей. Для активизации творческой работы учащихся на уроках математики я активно использует новые методы обучения: ситуационный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, а также познавательные игры.В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Отработке вычислительных навыков способствует игра. На своих уроках я практикую устный счет проводить через такие игры: 1. “Математическое домино”. Ребят по степени познавательности делю на три группы , раздаю им три комплекта “математического домино” и они в течении10 минут играют.Например: комплект “домино” при изучении темы “Десятичные дроби” – математика 5 класс для детей с нулевым уровнем познавательной активности выглядит так: 0,7-0,2 1,8: 2 0,35 х2 20: 0,2 93,2 +6,8 1,3- 0,3 0,85 +0,15 8,2- 1,2 1,4: 0,2 5х 0,1 0,21 х2 1,2- 0,2 0,4+ 0,420,5+ 0,2 0,3+ 0,20,3 х3 0,35 х2 7х 0,1 0,84:2 0,34 +0,08 99,9 +0,1 10: 0,1 0,5х 2 0,2 х5 50: 100 и т.д. 2. Очень нравится ребятам игра на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.Например: при изучении темы “Сложение чисел с разными знаками” – 6 класс даю задание: найдите ошибки: 0,3 + (-1,2) =0,91 + (-0,3) = 0,6126 + (-6) = -20 и т.д. Цель: знают ли ребята правило! При изучении темы “Синус и косинус двойного угла” – 9 класс, для ребят с активным уровнем познавательной деятельности даю задание: восстановите частично стертые записи. 3. Нравится детям игра в “Математический футбол”. Класс делится на две команды. Из каждой выбирается арбитр. На доске пишу по 10-15 заданий для обеих команд. Правильно решенное задание означает забитый гол в ворота команды – противницы. Качество, быстроту, порядок во время игры оценивают выбранные арбитры. Практикую задания для этой игры готовить совместно с ребятами, имеющими исполнительно-активный уровень познавательной активности. А при желании и со всеми остальными.На доске также вывешиваются “ворота”, в которые забиваются голы. 4. Играем во время устного счета в “Снежки”, особенно зимой. Суть игры: на доске записаны примеры, а рядом на белых, вырезанных из альбомных листов – числа, ответы к этим примерам, ребята считают, выбирают правильные ответы. “Снежок” попал в цель, если пример решен верно. А как проверить? С обратной стороны “снежков” – буквы. Если все решено верно, то получится слово, например “Молодцы” или “хорошо” и т.д. 5. Любят учащиеся, особенно 5-7 классов, играть в “Почтальона”. Суть игры: группе ребят выдаются таблички с заданиями, а другая группа получает таблички с ответами. Первая группа – “почтальоны”, решают задания, находят табличку – квартиру с нужным ответом и несут свои задания в эти квартиры, “хозяева” квартиры проверяют, правильно ли, по адресу ли, “почтальон” принес послание – табличку с заданием. В зависимости от того, кто будет “почтальоном”, ребята с каким уровнем познавательной активности, такие и подбираю карточки-задания. Играем в эту игру достаточно часто, поэтому у меня накоплен большой материал по разным темам. 6. Использую всевозможные формы кодирования ответов, они привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. На доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончанию счета у ребят появляется слово. Например: 6 кл. “Дробные выражения” задание – найдите значение выражения: Т - ; О - ; И - ; Ч - ; Н - ; Л - ; О - Ребята считают устно, а букву пишут в тетрадь. Эту игру часто использую и при закреплении материала. Например, при закреплении темы “Алгебраические дроби” – 7 кл., «Десятичные дроби» -5 кл. Задание: упростить выражение (выражения разные для разных групп). 7.Полюбили ребята игру “Учитель-ученик”. Класс делится пополам. Половина класса-“учителя”, они задают другой половине класса-“ученикам” вопросы, на которые сами знают ответы. Эту игру хорошо применять на обобщающих уроках, уроках – повторениях, при изучении тем, где много определений, понятий, формул. В этом учебном году при изучении главы “Элементы тригонометрии” эту игру я применяла почти на каждом уроке и не зря: обобщающий урок и контрольная работа показали хорошие знания основных определений, формул, понятий. Ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся применяю и при изучении нового материала: часто использую проблемные ситуации, например при изучении темы “Сумма п-первых членов арифметической прогрессии” после того, как учащиеся хорошо научились работать с формулой п-го члена, с определением арифметической прогрессии, предлагаю найти для арифметической прогрессии ( an) : 1; 6; 11; 16 … найти сумму первых 3-х, 5, 10 членов? Вместе делаем вывод, нужно вывести формулу. Формулу выводим фронтально, но в работу стараюсь привлекать всех учащихся класса: использую различные формы работы с книгой. Например, объяснив новый материал, прошу изучить пункт учебника и найти в пункте то, о чем мы не говорили или прочитать такой-то абзац, выделить главную мысль и т.д.; использую групповой метод при решении задач. Работу в парах, пары составляю сама с учетом уровней познавательной активности. Важное место на уроке занимает закрепление пройденного материала. В своей практике применяю игру: “Угадай что (или кто) это?”. Например, при изучении темы “Координатная плоскость” ребята с нулевым уровнем познавательной активности получают задание: отметить на координатной плоскости точки, соединить их отрезками так, чтобы получилась птица: (3;-1), (3;5), (4;5,5), (2;6), (3;6), (2;1), (-3;-1), (-3;4). Что за птица получилась? “Лебедь”. Использую цветные карандаши. А в это время ребята с относительно активным уровнем познавательной деятельности получают задание: изобразить на координатной плоскости одного из зверят (на картинках - кошка, мышка, собачка) зашифровать основные точки координатами. Какие интересные получаются работы! При закреплении учебного материала применяю и такой метод: часть ребят идет к доске. Получив задание (3-4 человека) и такое же задание получают ребята (3-4 человека) и решают на месте, потом они сверяются, объясняя, друг другу непонятные моменты. Этот метод очень эффективен, ибо иногда лучше ученик поймет ученика, и ученик – ученику объяснит доступнее. А как развивают познавательную активность всех групп ребят творческие домашние задания! Это и рисунки по темам, например, “Симметрия”, это и стихи, например, стихи на тему “Сокращение дробей”, “Действие с дробями”, “Математика и экология”, это и “Ромашки” для устного счета, сказки и т.д.. Я все это в своей практике применяю не первый год и ничего, кроме пользы, от этих заданий. Мои ученики всегда с интересом относятся к творческим домашним заданиям и все без исключения стараются их выполнять. Немного хуже получается у ребят с нулевым уровнем познавательной активности, но им задание даю проще. Например: сочинить четверостишие со словами…… Творческие домашние задания проверяются и оцениваются самими ребятами, каждый ряд со своим консультантом читают свои стихи, смотрят, нет ли в стихах математических ошибок, называю лучшие, всем ставят оценки. Не могу не говорить и о внеклассной работе по предмету. Во время традиционных школьных математических декад обязательно провожу КВНы, математические бои, путешествия в страну математики, викторины, стараюсь привлекать к подготовке и проведению всех ребят. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса, занимательности, а также через творческие работы учащихся. Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем. Я выделяю основные виды самостоятельных работ, которые хорошо сочетаются с учебно-познавательной деятельностью ученика. • Фронтально-индивидуальная Образец решения задания записывается на доске и разбирается его по-шаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании но-вых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий. • Обучающая В решении задания пропущены объяснения или (и) вычисления. Учащийся должен восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике. • Вариативная При выполнении этих заданий, необходимо применить полученные знания в знакомой ситуации. Эти задания направлены на формирование базовых умений и навыков учащихся по теме. • Частично-поисковая При выполнении заданий необходимо применить знания в измененной ситуации. Работа помогает сформировать поисковую деятельность учащихся. Может носить как групповой, так и индивидуальный характер. При групповой форме совместно с учителем намечаются основные направления поиска решения задачи, но при этом следует оставлять некоторые положения для творческого поиска самими учащимися. • Исследовательская Работа обычно содержит одно задание, при выполнении которого ученик самостоятельно делает вывод, заключение, анализирует, экспериментирует. Эту работу можно использовать, когда есть соответствующие условия: подготовленность учащихся, подходящий учебный материал, необходимая база. А также одним из видов самостоятельной работы является лабораторная работа. Например: Лабораторная работа Тема: «Координатная плоскость» Цели работы:определение координат точек фигуры, построение фигур по точкам с заданными координатами. Оборудование:линейка, фигуры на координатной плоскости, список точек с координатами. Предварительная работа:создание фигуры на координатной плоскости, тренировка умения находить точки на координатной плоскости. Ход работы: 1. Теоритическая часть. Работа состоит: А) в определении координат точек фигуры, В) в построении фигуры по точкам. 2.Практическая часть. А) дается фигура на координатной плоскости. Определите координаты точек этой фигуры, В) построить фигуру по точкам: (15; 2), (15; 3), (10; 1), (9; 2), (8; 2), (7; 1), (3; 1), (-4; 0), (-16; -2), (-5; -3), (-6; -4), (-3; -4), (-2; -3), (-1; -4), (1; -4), (0; -3), (4; -3), (4; -4), (7; -4), (6; -3), (8; -4), (10, -4), (8; -3), (15, 0), (10; 0), (9; 1). 3. Контрольные вопросы: 1. Как определяется положение точки на плоскости? 2. Какие знаки имеют координаты точки, если точка находиться: а) в I четверти; б) во IIчетверти; в) в IIIчетверти; г) вIV четверти? Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Все приемы развития познавательной активности, которые я применяю в своей практике, “копились” мною в течение ряда лет, часть из них заимствована из опыта работы других учителей (посещение “открытых” уроков), часть я придумала сама, учитывая индивидуальные особенности моих учеников. Перспективу дальнейшей работы вижу в разработке нетрадиционных уроков – сказок, уроков-путешествий, очень хочу видеть среди своих учеников творческих ребят. Нужно позаботиться о том, что бы каждый ученик работал активно и увлеченно, и это использовать как отправную точку для возникновения и развития пытливости, любознательности, глубокого познавательного интереса. ЛИТЕРАТУРА 1. Жексенбаева У.Б. Организация – научно исследовательской деятельности школьников. – Алматы, РАДиАЛ, 2005 г. 2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.– М.: «Ось-89», 2006 г. 3. Бутузов И.Г. дифференцированный подходк обучении учащихся на современном уроке. 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. –М.; 1996г. 5. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И.; Л., 1998г. 6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1999г. 7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 2001 г. | |
Просмотров: 2796 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|