Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
Чумакова Любовь Валентиновна Костанайская область Мендыкаринский район Каменск – Уральская средняя школа Тема: Координатная плоскость. Форма проведения: «Путешествие Незнайки на Остров Координат» Математика 6 класс Тип урока: обобщения и систематизации. Цели урока: Образовательная: - обобщение и закрепление материала по теме: «Координатная плоскость»; - повторение основных понятий и определений темы; - проверка и усовершенствование навыков построения точек по заданным координатам и навыков определения координат точек; Развивающая: - развитие логического мышления, памяти и внимания, навыков самоконтроля, творческих способностей; Создать условия для развития ключевых компетентностей: разрешение проблем (самоменеджмент) аспект-применение технологий, 1,2 уровень; оценка деятельности, 1 уровень; информационная (аспект - обработка информации, 1 уровень); коммуникативная (аспект - письменная коммуникация, 1 уровень, публичное выступление, 1 уровень); Воспитывающая: - воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания; уверенность в себе, настойчивость для достижения конечных результатов. Оборудование: видеопроектор, экран, ПК для каждого ученика, карточки, ЦОР, индивидуальные карты Успеха. (Презентация и компьютерные тренажеры можете скачать, пройдя по ссылке к статье) Ход урока: I. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели. Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться! (Слайд 1) Сегодня у нас итоговый урок по теме «Координатная плоскость». И мы вместе с Незнайкой отправимся в сказочное путешествие на остров Координат. (Слайд 2)Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. У вас на столах лежат ваши карточки Успеха. Подпишите их. В эту карточку вы будете заносить все полученные вами баллы по каждому этапу нашего путешествия. В конце урока, подсчитав общее количество баллов, вы получите комплексную оценку за урок. Карта Успеха __________________________________________________ Море Загадок Тропа проб и ошибок Сокровища капитана Флинта Залив Весёлых Координат Художественная поляна Количество баллов Оценка за урок (Слайд 3) Всё в этой жизни легко найти: Дом чей-то, офис, цветы и грибы, Место в театре, в классе свой стол, Если будешь знать координатный закон! II. Этап проверки домашнего задания. (На перемене перед уроком дети сдают учителю рисунки, выполненные по координатам на отдельных листах – индивидуальные задания. Оценки за них будут выставлены к следующему уроку) Каждый день готовит для нас новые открытия. Вот и сегодня Незнайка пригласил вас в удивительный мир приключений на Остров Координат. Суть координат заключается в том, что они определяют положение объекта. Где же применяется система координат в нашей жизни? (ответы детей: места в кинотеатре, в игре «Морской бой», в шахматах и шашках, географические координаты, летчики и моряки с помощью координатной сетки определяют местоположение объектов, в астрономии) Компетентностное задание. Коммуникативная компетентность. Аспект – публичное выступление, 1 уровень. Задачная формулировка: Мы с вами видим, чтобы найти положение города или другого предмета на плоскости необходимо знать его координаты. Об этом говорится и в стихотворении Константина Симонова "Сын артиллериста", которое хорошо вам известно из уроков литературы. (одному ученику было дано задание выучить отрывок из этого стихотворения и рассказать его) Источник информации: стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донёсся первый сигнал: "Всё в порядке, добрался, Немцы левей меня, Координаты (3;10), Скорее давайте огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам. И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: "Немцы правей меня, Координаты (5; 10), Скорее ещё огня! Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым. Казалось, теперь оттуда Никто не уйдёт живым. Третий сигнал по радио: "Немцы вокруг меня, Координаты (4; 10), Не жалейте огня. Майор побледнел, услышав: (4;10) - как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Как видите, без координат в жизни нам не обойтись. Ну, а сейчас, в путь! И первым на нашем пути стало «Море Загадок». (Слайд 4) Компетентностное задание. Коммуникативная компетентность. Аспект – письменная коммуникация – 1 уровень. Задачная формулировка: Помогите Незнайке вспомнить весь теоретический материал по данной теме, решить тест на вашем компьютере. Преодолеть «Море Загадок» вам необходимо за 5 минут. Какую оценку вам выставит компьютер, этот балл вы заносите в свой лист успеха в первую графу. Попутного вам ветра! (Компьютерный тест) Источник информации: знания учащихся по данной теме; учебник «Математика» 6 класс Т.А. Алдамуратова. III. Актуализация опорных знаний. а) Тропа Проб и Ошибок. (Слайд 5) Мы с вами благополучно преодолели Море Загадок, и вместе с Незнайкой отправляемся дальше и пройдемся по тропе Проб и Ошибок. Компетентностное задание. Компетентность разрешения проблем. Аспект – применение технологий- 2 уровень Задачная формулировка: При нахождении координат точек Незнайка допустил ошибки. Помогите ему исправить их. (Слайд 6 – 9) У вас у каждого на столах лежат карточки с написанными на них буквами – точками. За 2 минуты вы должны найти ошибки и поднять карточки с неправильными координатами по моему сигналу. Источник: задание на слайде Модельный ответ: A (-3; 3) B ( 5; 2) C ( 2; 1) D ( 2;-2) E (-2;-1) (А, С, Е) Поставьте в графу «Тропинка Проб и Ошибок» столько баллов, сколько ошибок вы нашли правильно. б) Сокровища капитана Флинта. (Слайд 10) По острову бродит пират. Глядит на восход, на закат, На каждую пальму глядит, Одну только фразу твердит. Он думает, глядя вокруг: Не здесь ли запрятан сундук? Компетентностное задание: Компетентность разрешения проблем. Аспект – применение технологий- 1 уровень Задачная формулировка: Давайте поможем капитану Флинту найти сокровища, для этого вы должны правильно найти координаты зарытых кладов. В тетрадях запишите координаты соответствующих точек. (Самопроверка: модельный ответ) (Слайд 11 – 12) Молодцы, с заданием справились блестяще! В лист Успеха в графу «Сокровища капитана Флинта» поставьте столько баллов, сколько у вас правильных ответов. IV. Историческая задача. (Слайд 13) Компетентностное задание: Коммуникативная компетентность. Аспект – письменная коммуникация- I уровень. Задачная формулировка: Сейчас немного истории. Этот знак в школе Пифагора считался символом дружбы, он был чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. В средние века он предохранял от нечистой силы, что, впрочем, не мешало называть его "Лапой ведьмы". (Слайд 14)Постройте рисунок на координатной плоскости последовательно соединив точки: ( 0; 3 ), ( -1; 1), (-3; 1), (-1; 0), ( -2; -2), (0; -1), (2; -2), ( 1;0 ), (3; 1), (1; 1 ), ( 0; 3). Один учащийся работает на интерактивной доске, учащиеся выполняют задание на компьютере сверяясь с доской. (Слайд 15) Модельный ответ: V. Компьютерный тренажер. Залив Весёлых координат. (Слайд 16) Компетентностное задание: Компетентность разрешения проблем. Аспект – применение технологий- 1 уровень. Информационная компетентность. Аспект – обработка информации – 1 уровень. Задачная формулировка: Мы подошли к Заливу Весёлых Координат. Вместе с Доктором Ватсоном помогите Незнайке найти (определить) координаты точек на компьютерном тренажере. Время работы – 10 минут. (По истечении времени учащиеся подсчитывают количество правильных ответов. Для этого от количества решенных примеров вычитают количество неправильных. В графу «Залив Веселых Координат» записывают баллы согласно таблице (Слайд 17): Критерии оценивания: 0 - 5 - 1 балл 6 - 10 - 2 балла 11 - 15 - 3 балла 16 - 20 - 4 балла 21 - 25 - 5 баллов 26 … - 6 баллов VI. Физкультминутка. (под музыку из презентации) (Слайд 18) В дороге мы все утомились, пора и отдохнуть. Тихо встали, улыбнулимь, Выше – выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели – встали, сели – встали, И в путешествие дальше побежали. VII. Художественная поляна. (Слайд 19) Дорога привела нас на Художественную поляну. Здесь проводятся соревнования художников. Компетентностное задание: Компетентность разрешения проблем. Аспект – применение технологий- 2 уровень. Информационная компетентность. Аспект – обработка информации – 1 уровень. Задачная формулировка: Помогите Незнайке выполнить рисунки по координатам. Запустите на своих компьютерах программу «Координатная плоскость», я вам выдаю индивидуальные карточки, по которым вы выполняете рисунки. Время на выполнение – 15 минут. Выдаются 4 варианта рисунков: 1. Воробей: (-6;1), (-5;-2), (-9;-7), (-9;-8), (-5;-8), (-1;-5), (3;-4), (5;-1), (8;1), (9;3), (2;2), (4;6), (3;11), (2;11), (-2;6), (-2;2), (-4;4), (-5;4), (-6;3), (-6;2), (-7;2), (-6;1). Отдельно точка (-5;2) 2. Голубь (-4;8), (-5;7), (-5;6), (-6;5), (-5;5), (-5;4), (-7;0), (-5;-5), (-1;-7), (3;-7), (9;-2), (13;-2), (14;-1), (6;1), (8;4), (15;7), (3;8), (2;7), (0;3), (-1;3), (-2;4), (-1;6), (-2;8), (-4;8). Отдельно точка (-4;6). 3. Конь. (14;-3), (6,5; 0), (4;7), (2;9), (3;11), (3;13), (0;10), (-8; 5,5), (-8;3), (-7;2), (-5;3), (-5; 4,5), 90;4), (-2;0), (-2;-3), (-5;-1), (-7;-2), (-5;-10), (-2;-11), (-2;-8,5), (-4;-8_, (-4;-4), (0;-7,5), (3;-5). Отдельно точка (-2;7) 4. Зайчонок (5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1). Отдельно точка (5;7) (Слайд 20) Ключ: (Те, кто справились раньше, учитель оценивает по 5-ти бальной системе, и если позволяет время, выполняют еще один рисунок по карточке). Итак, наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что вы им остались довольны. А сейчас подведем итоги. VIII. Итог урока. Компетентностное задание: Компетентность разрешения проблем. Аспект – оценка деятельности - 1 уровень. Задачная формулировка: Сложите все полученные вами баллы в ходе урока и в графе «Оценка за урок» выставь себе оценку по следующей шкале (Слайд 21): 22 – 26 баллов - 5 17 – 21 балл - 4 10 - 16 баллов - 3 0 - 9 баллов - подготовиться еще IX. Домашнее задание. (Слайд 22) Незнайка благодарит вас за помощь, оказанную ему во время путешествия, и дает вам такое задание: Придумайте и нарисуйте любую картинку на координатной плоскости и выпишите координаты всех точек. Задание оформите на отдельном листе. Задание творческое, поэтому постарайтесь использовать все свои творческие возможности. X. Рефлексия. У вас на столах лежат смайлики : солнышки и тучки. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (Слайд 23) Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. Использованная литература: 1. © Бучнева Л.Н., 2007 Тест «Координаты на плоскости» 2. subrins@mail.ru 3. http://subrins.narod.ru Электронный практикум по теме «Координатная плоскость» 4. Хайманова Т.Я. 2005г. Тренажер «Координатная плоскость». 5. Сайты интернета. Источник: http://depositfiles.com/files/7f126rp7n | |
Просмотров: 8558 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|