урок в 6-м классе "Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел"
Цели: закрепить правила сложения, вычитания положительных и отрицательных чисел, навыки, умения при сложении и вычитании этих чисел; развивать грамотную математическую речь, коммуникативные навыки.
Оборудование: карточки для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы, для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент.Учитель: Добрый день, ребята! Учитель: Итак, тема урока "Сложение, вычитание положительных и отрицательных чисел". Откройте тетради и запишите число. Ваша задача на уроке закрепить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.Теоретический диктант.
Учитель: В алгебре высказываний (основы логики)истинному высказыванию ставится в соответствие"1", а ложному "0". После выполнения этого задания у вас должно получиться число
Модуль - это расстояние от начала координат до данной точки.
Целые числа - это числа натуральные и им противоположные.
Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными.
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули.
Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.
Разность отрицательна, если уменьшаемое больше вычитаемого.
Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
(Правильный ответ: 1010101)
Учитель: Для лучшего усвоения знаний повторим правила сложения двух отрицательных чисел и двух чисел с разными знаками.
Ответ ученика. Чтобы сложить два отрицательных числа необходимо сложить модули чисел и поставить знак минус перед суммой. Чтобы сложить два числа с разными знаками, необходимо поставить знак числа большего модуля и найти разность модулей чисел.
Учитель: Повторим правило вычитания целых чисел.
Ответ ученика. Чтобы из одного числа вычесть другое необходимо вычитание заменить сложением,а вычитаемое на число, противоположное вычитаемому, и выполнить по правилу сложения двух целых чисел.
Учитель: на доске записаны примеры.Необходимо выполнить действия,заполнить пропуски. Задание: заполните пропуски.
Вопрос Ответы
12 - (- 5) = 12 + (:.) = :.
12 - (:) = 12 + (-21) = :.
: - 6 = : + (-6) = -3
-76 - (- 79) = : + : = :
-32 - (:.) = : + : = -5
: - (- 71) = : + : = 0 12 - (-5) = 12 + ( 5 ) = 17
12 - (21) = 12 + (-21) = - 9
3
- 6 = 3 + (-6) = -3
-76 - (-79) = -76 + 79 = 3
-32 - (-27 ) = -32 + 27 = -5
-71
- (-71) = -71 + 71 = 0
Учитель: Следующее задание выполните в парах:
m - 5 2,5 29 17
n - 7 -0,5 88 - 11
m+ n - 12 2 117 6
m - n 2 3 - 59 28
n - m - 2 - 3 59 - 28
3. Этап закрепления знаний.
Учитель: Продолжаем работать созданными группами. Группы получают задания, выполняют в тетради, представитель каждой группы защищает результат выполненной работы.
Вы, наверное, слышали такие выражения: "Пифагор жил в VI веке до нашей эры", "Олимпиада в Москве проводилась в 1980году", « Зимняя Азиада» в Астане проводилась в январе-феврале 2011г.Названные даты отмечены на шкале времени.
1. Расскажите о шкале времени на языке положительных и отрицательных чисел. Каким математическим знаком можно заменить слова: "до нашей эры", "нашей эры", каким числом можно заменить год "Рождества Христова"?
2. Римский император Август (его именем назван последний месяц лета) жил с 63 г. до н.э. по 14 г. н.э. В каком возрасте умер император?
Ответ ученика. На языке положительных и отрицательных чисел "Рождество Христово" можно заменить 0, а слова "до нашей эры" - это отрицательные числа, слова "нашей эры" -положительные числа. Чтобы узнать в каком возрасте умер император Август, нужно выполнить действие 14 - (-63) = 14 + 63 = 77 (лет).
3.решите уравнение: -34 + х = - 8.
Ответ ученика. -34 + х = - 8,
х = -8 + 34,
х = + (34 - 8),
х = 26.
Ответ: х = 26.
4..задания героев из театра Буратино.
Задание: Мальвина и Тюбик просят помощи заполнить таблицу.
Значение разности чисел Взаимное расположение точек на координатной прямой Сравнение чисел a и b
- 12 - (-15) > 0 - 12 > - 15
а - 5 > 0
а > - 13
Ответ ученика.
Значение разности чисел Взаимное расположение точек на координатной прямой Сравнение чисел a и b
- 12 - (-15) > 0 - 12 > - 15
а - 5 > 0 5 а а > 5
а + 13 > 0 - 13 а а > - 13
Учитель: Выполняем самостоятельную работу по вариантам. (карточки)
1 вариант. 2 вариант.
1. Выполните сложение: -344 + (-74) + 418; 1. Выполните сложение: -47 + 6 + (-9) + 18;
2. Выполните вычитание: -201 - 58; 2. Выполните вычитание: -100 - (-252);
3. Запишите число, противоположное данному числу х, если х = -2 + (-3) + 2 + 5. 3. Запишите число, противоположное данному числу х, если х = 12 + (-7) + 4 + 2.
1 вариант. 2 вариант.
1. Выполните сложение: -344 + (-74) + 418 = - (344 + 74) + 418 = - 418 + 418 = 0 1. Выполните сложение: -47 + 6 + (-9) + 18 = - (47 + 9) + (6 + 18) = - 56 + 24 = - (56 - 24) = - 32
2. Выполните вычитание:
-201 - 58 = -201 + (-58) = -(201 + 58) = - 259 2. Выполните вычитание:
-100 - (-252) = -100 + 252 = 252 - 100 = 152
3. х = -2 + (-3) + 2 + 5 = 2
Значит, - х = - 2. 3. х = 12 + (- 7) + 4 + 2 = 11
Значит, - х = - 11.
4. домашнее задание: составить СИНКВЕЙН со словом ДРОБИ
|