Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Применение методов математического анализа при решении физических задач
Методическая разработка интегрированного урока: «Применение методов математического анализа при решении физических задач». Учитель математики Соколова З.А. учитель физики Сергеева О.А. ГУ «СОШ № 28» г. Семей
Тема: Применение методов математического анализа при решении физических задач.
Дидактическая цель: Научить учащихся применять метод исследования функции на экстремум при решении физических задач.
Развивающая цель: Формировать представление о процессе научного по¬знания, стимулировать развитие логического мышления.
Воспитательная цель: Прививать культуру умственного труда: воспитывать у учеников аккуратность, трудолюбие, умение правильно формировать мысли и высказывания. Создать атмосферу творческого общения учитель- ученик, сотруд¬ничества и взаимоуважения, вовлечь учащихся в совместное творчество. Укре¬пить уверенность в собственных силах и способствовать повышению интереса к физике и математике.
Основные знания и умения: Знать схему исследования функции с помо¬щью производной, уметь вычислять производную сложной функции, анализиро¬вать условие задач с точки зрения правоверности применения к ним методов ма¬тематического анализа.
Вид занятия: Применение знаний, умений и навыков.
Тип урока: Практикум решения задач.
Мотивация познавательной деятельности учащихся: Применение мето¬дов математического анализа лежит в основе решения многих физических задач, которые позволяют более глубоко исследовать задачи, анализировать физиче¬ские процессы. Кроме того, программа для поступающих в ВУЗы и начальный курс физики высшей школы содержит материал, который базируется на методах ма¬тематического анализа.
Наглядные пособия: Таблицы: «Производная сложной функции», «Точки экстремума».
Вычислительные средства: микрокалькуляторы.
Раздаточный материал: Банк задач по физике.

План:
1. Организационный момент;
2. Мотивация познавательной деятельности учащихся;
3. Сообщение ученика;
4. Повторение опорных знаний;
5. Решение задач;
6. Домашняя работа;
7. Итог урока.

1 Организационный момент (учитель физики).
2 Мотивация познавательной деятельности учащихся (учитель физики).

Огромная роль математики в естествознании давно известна и общепри¬знанна. По выражению М. В Ломоносова математика является «очами физиче¬скими»
В ходе развития науки физика претерпела на разных этапах многоликое по своим последствиям «увлечение» математикой.
Многие ученые в наше время выступают за то, чтобы, во-первых, решение физической задачи не сводилось к чисто математическим «упражнениям» и со¬поставлялась с физическим смыслом (проверялось им), а во-вторых, использо¬вался как можно более простой математический аппарат.

3. Сообщение ученика.

Основные понятия высшей математики- производная и интеграл, необходи¬мы для описания физических явлений, для точной формулировки законов приро¬ды. Эти основные понятия уже давно стали необходимой частью знаний каждого культурного человека наряду, например, с пониманием того, что неизвестную ве¬личину можно обозначить буквой «X» и производить с этой буквой алгебраические действия. Понятия высшей математики необходимы везде, где мы имеем дело с изменяющимися величинами, с функциональной зависимостью одних величин от других.
Великий математик П.Л. Чебышев в своей работе «Черчение географиче¬ских карт» писал, что «особенную важность имеют те методы науки, которые по¬зволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения по возможности большей вы¬годы».
С такими задачами приходится иметь дело представителям разных специ¬альностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы получилось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, эконо¬мисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так , чтобы транспортные затраты оказались минимальными.
Одним словом суть всех этих задач заключается в следующем: как, распола¬гая определенными ресурсами, добиться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной при¬были, минимальной затраты времени.
Не все такие задачи поддаются точному математическому описанию, не для всех из них найдены короткие пути решения. Однако часть таких задач исследует¬ся с помощью методов математического анализа- это задачи, которые можно свести к нахождению наибольшего и наименьшего значения функции.
Задачи такого рода носят общее название задач на оптимизацию (optimum-наилучший). В самых простых задачах на оптимизацию мы имеем дело с величи¬ной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй величи¬ны, чтобы первая приняла наибольшее или наименьшее значение. Говоря языком математики, в этих задачах надо найти значение аргумента, при которых функция принимает экстремальные значения.
4 Повторение опорных знаний по математике (учитель математики)

Сегодня на уроке мы рассмотрим ряд физических задач на оптимизацию. Прежде чем перейдем к рассмотрению этих задач давайте вспомним основные теоретические моменты, которые нам будут необходимы.
1. Признак возрастания функции;
2. Признак убывания функции;
3. Определение критических точек;
4. Каждая ли критическая точка является точкой экстремума?;
5. Признак максимума;
6. Признак минимума;
7. Схема исследования функции на экстремум;
8. Производная сложной функции;
9. Обобщенный метод интервалов.
10. Решите неравенство: f(x)>0, если f(x)=V7x-x3

5 Решение задач

Учитель физики: « В ряде физических задач можно обнаружить, что необхо¬димо найти максимальное или минимальное значение той или иной физической величины. Часто ребята путём простых рассуждений и предположений решают такие задачи, находят выход из сложившейся ситуации. Но, зная методы матема¬тического анализа, изложение физики можно существенно изменить по сравне¬нию с обычным школьным курсом. Решения задач будут носить более грамотный и обоснованный характер.
Рассмотрим примеры таких задач. Они встречаются в разных темах курса физики: «Механике», «Оптике», «Электростатике», «Постоянном электрическом токе». Эти задачи вам было предложено рассмотреть дома и подумать над спосо¬бами их решения.
Ученик читает вслух условие задачи: " «Нагреватель кипятильника состоит из четырёх одинаковых элементов. Сопротивление каждого из них 1 Ом. Нагреватель питается от батареи с ЭДС 8В и внутренним сопротивлением 1 Ом. Элементы нагревателя включены так, чтобы вода нагревалась наиболее быстро. Найти мощность, расходуемую батареей.


Учитель физики: Посмотрим, как работает этот метод в теме «Силовое дей¬ствие электрического поля».
Два небольших тела, связанные нитью, лежат на горизонтальной плоскости. / Заряд каждого тела ЗнКл, масса 10 мг. Нить пережигают, и тела скользят по плос-< кости. Коэффициент трения равен 0,1. Определить в см расстояние между тела-1 ми, при котором они развивают максимальную скорость. Ускорение свободного падения принять 10 м/с2.


Учитель физики:
Следующая задача из раздела «Кинематика». Ученик читает вслух условие задачи:
Вагонетка должна в кратчайший срок перевозить груз на расстояние 1 км. Она может ускорять или замедлять свой ход только с одинаковым по величине ускорением 0,9 м/с2, переходя затем в равномерное движение или останавлива¬ясь. Какую наибольшую скорость (в СИ) должна развивать вагонетка, чтобы выполнить указанное требование?

Следующую задачу из раздела «Кинематика» предлагаю рассмотреть и ре¬шить самостоятельно.
На пути шарика, свободно падающего с высоты 6 м, находится расположен¬ная под углом 45° к горизонту площадка. В результате удара о площадку направ¬ление скорости шарика становится горизонтальным. На какой высоте (в СИ) должна находиться площадка, чтобы время падения шарика было максималь¬ным?
6. Домашнее задание
Рассмотреть второй способ решения задачи №110 (Кинематика) и №61 (Си¬ловые действия электрического поля)

7. Итог урока

Сегодня на уроке мы рассмотрели ряд задач из различных разделов физики, в которых были глубоко исследованы физические процессы с помощью методов математического анализа. Эти приемы помогут вам в дальнейшем при решении подобных задач.
Категория: Математика | Добавил: LVS (2012-01-24)
Просмотров: 2376 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru