Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

урок
Арифметическая прогрессия

Урок – обобщения знаний



Автор: Серебренникова Любовь Васильевна
учитель математики
Первой квалификационной категории
Средняя школа пос. Заводской


г. Степногорск 2012г

Конспект урока
ЦЕЛИ УРОКА:
Дидактическая: Систематизация и обобщение материала полученного при изучении данной темы. Проверка и закрепление знаний путем решения задач.
Развивающая: Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету математика
Воспитательная: совершенствовать умение анализировать и обобщать полученные знания
На протяжении всего урока используется презентация по теме “ Прогрессия: вчера и сегодня”.
Цель презентации: Повышение эффективности урока за счет привлечения интереса обучающихся к данной теме и более динамичного изложения материала. Раскрытие темы через призму примеров, заимствованных из разных исторических эпох.
Для того, чтобы сделать презентацию наглядной, более познавательной и интересной для учащихся используется иллюстрации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы: исследовательский, наглядный, словесный, интегративный.
Технологии: компьютерные.
Ход урока
(1 слайд) “ Прогрессия: вчера и сегодня”
Для ввода в тему и мотивации учащихся используется следующая задача:
(2 слайд) “Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-ый день курса?”
Вопрос. О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?
Все вместе озвучиваем тему урока “ Арифметическая прогрессия” от древности до наших дней (3 слайд).
Вопрос. Что мы знаем об арифметической прогрессии?
В ходе устного опроса идет повторение теоретического материала (4 слайд)
Определение (an)
Разность d = an+1 – an
Формула n–ого члена an = a1 + (n -1)d
Свойство n–ого члена an=
Сумма первых n членов прогрессии Sn = или Sn =

На следующем этапе - решение базовых задач. (5 слайд) Условия задач связаны между собой по принципу эстафеты. Вид работы – самостоятельная работа с проверкой ответов.

Ответы: 1) d = 0,5; 2) a7 = -1; 3) a1 = 13; 4) n = 71.
(6 слайд) Обращаемся к страницам истории.
“Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит –
Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”
На этом этапе происходит расширение знаний и умений учащихся через интеграцию с историей.
(7 слайд) Египетские страницы.
Папирус Ахмеса.(2000 до н.э.) В записях встречается формула .
Что она может означать? И пользуемся мы такой формулой сегодня?
Решение предложенное учениками:
; ; ;
Сегодня, используя эту формулу, мы находим сумму первых n членов арифметической прогрессии Оказывается, что 4 тыс. лет назад древние египтяне решали те же задачи, что и мы.
(8 слайд) Страницы Восточной истории
Середина 18 века. Скот был основным богатством кочевников.
У Ходжимурата в стаде были :
Верблюды -…
Лошади -24
Коровы -… арифметическая
Овцы -18 прогрессия
Козы -…
Ишаки -…
Определить сколько голов скота было в стаде?
(9 слайд) Европейские страницы.
Здесь мы преследуем цель познакомиться с ещё одним из известных математиков.
Об одном интересном эпизоде из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855).
Когда ему было 9 лет, учитель, стремясь надолго занять детей, задал на уроке следующую задачу.
“Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”
На удивление учителя один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: “Я уже решил”. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное.
Ребятам предлагается решить туже самую задачу, ведь 9 – летний Гаусс с ней справился. Рассуждения Гаусса – как проверка.

(10 слайд) Страницы Российской истории.
Первый учебник “ Арифметика” Магницкого (конец 18 в.). В этом учебнике имеется значительное количество задач на прогрессии. Приведем пример задачи аналогичной тем, что упоминаются в математическом учебнике.
“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец. возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”
(11 слайд) Страницы современной школы.
Задача 1. Вычислить сумму 12 – 22 + 32 – 42 + …+ 9992 - 10002
Задача 2 (игра) Я задумала некоторую арифметическую прогрессию. Задайте мне только два вопроса, и чтобы после моих ответов вы смогли быстро назвать 6- ой член этой прогрессии”
Задача 3. (Возвращаемся ко 2 слайду ) решаем предложенную задачу .
12 слайд. Подведение итогов урока.
“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.”
Паскаль
При составлении конспекта урока использовалась литература:
1.И.П. Рустюмова, С.Т. Рустюмова « Пособие для подготовки к ЕНТ по математике» Алматы 2010 г.
2. Учебник « Алгебра 9» авторы: А. Абылкасымова, И. Бекбоев. Алматы « Мектеп» 2009 г.
3.Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. А.А.Колосов, М., 1999.
Арифметическая прогрессия

Урок – обобщения знаний



Автор: Серебренникова Любовь Васильевна
учитель математики
Первой квалификационной категории
Средняя школа пос. Заводской


г. Степногорск 2012г

Конспект урока
ЦЕЛИ УРОКА:
Дидактическая: Систематизация и обобщение материала полученного при изучении данной темы. Проверка и закрепление знаний путем решения задач.
Развивающая: Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету математика
Воспитательная: совершенствовать умение анализировать и обобщать полученные знания
На протяжении всего урока используется презентация по теме “ Прогрессия: вчера и сегодня”.
Цель презентации: Повышение эффективности урока за счет привлечения интереса обучающихся к данной теме и более динамичного изложения материала. Раскрытие темы через призму примеров, заимствованных из разных исторических эпох.
Для того, чтобы сделать презентацию наглядной, более познавательной и интересной для учащихся используется иллюстрации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы: исследовательский, наглядный, словесный, интегративный.
Технологии: компьютерные.
Ход урока
(1 слайд) “ Прогрессия: вчера и сегодня”
Для ввода в тему и мотивации учащихся используется следующая задача:
(2 слайд) “Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-ый день курса?”
Вопрос. О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?
Все вместе озвучиваем тему урока “ Арифметическая прогрессия” от древности до наших дней (3 слайд).
Вопрос. Что мы знаем об арифметической прогрессии?
В ходе устного опроса идет повторение теоретического материала (4 слайд)
Определение (an)
Разность d = an+1 – an
Формула n–ого члена an = a1 + (n -1)d
Свойство n–ого члена an=
Сумма первых n членов прогрессии Sn = или Sn =

На следующем этапе - решение базовых задач. (5 слайд) Условия задач связаны между собой по принципу эстафеты. Вид работы – самостоятельная работа с проверкой ответов.

Ответы: 1) d = 0,5; 2) a7 = -1; 3) a1 = 13; 4) n = 71.
(6 слайд) Обращаемся к страницам истории.
“Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит –
Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”
На этом этапе происходит расширение знаний и умений учащихся через интеграцию с историей.
(7 слайд) Египетские страницы.
Папирус Ахмеса.(2000 до н.э.) В записях встречается формула .
Что она может означать? И пользуемся мы такой формулой сегодня?
Решение предложенное учениками:
; ; ;
Сегодня, используя эту формулу, мы находим сумму первых n членов арифметической прогрессии Оказывается, что 4 тыс. лет назад древние египтяне решали те же задачи, что и мы.
(8 слайд) Страницы Восточной истории
Середина 18 века. Скот был основным богатством кочевников.
У Ходжимурата в стаде были :
Верблюды -…
Лошади -24
Коровы -… арифметическая
Овцы -18 прогрессия
Козы -…
Ишаки -…
Определить сколько голов скота было в стаде?
(9 слайд) Европейские страницы.
Здесь мы преследуем цель познакомиться с ещё одним из известных математиков.
Об одном интересном эпизоде из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855).
Когда ему было 9 лет, учитель, стремясь надолго занять детей, задал на уроке следующую задачу.
“Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”
На удивление учителя один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: “Я уже решил”. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное.
Ребятам предлагается решить туже самую задачу, ведь 9 – летний Гаусс с ней справился. Рассуждения Гаусса – как проверка.

(10 слайд) Страницы Российской истории.
Первый учебник “ Арифметика” Магницкого (конец 18 в.). В этом учебнике имеется значительное количество задач на прогрессии. Приведем пример задачи аналогичной тем, что упоминаются в математическом учебнике.
“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец. возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”
(11 слайд) Страницы современной школы.
Задача 1. Вычислить сумму 12 – 22 + 32 – 42 + …+ 9992 - 10002
Задача 2 (игра) Я задумала некоторую арифметическую прогрессию. Задайте мне только два вопроса, и чтобы после моих ответов вы смогли быстро назвать 6- ой член этой прогрессии”
Задача 3. (Возвращаемся ко 2 слайду ) решаем предложенную задачу .
12 слайд. Подведение итогов урока.
“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.”
Паскаль
При составлении конспекта урока использовалась литература:
1.И.П. Рустюмова, С.Т. Рустюмова « Пособие для подготовки к ЕНТ по математике» Алматы 2010 г.
2. Учебник « Алгебра 9» авторы: А. Абылкасымова, И. Бекбоев. Алматы « Мектеп» 2009 г.
3.Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. А.А.Колосов, М., 1999.
Категория: Математика | Добавил: 777-Люба (2012-02-02) | Автор: Любовь E
Просмотров: 1324 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru