Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Дифференцированный подход в формировании положительной мотивации в обучении математики» Матюнина И.Н
Дифференцированный подход в формировании положительной мотивации в обучении математики» подготовила Матюнина И.Н
Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход результаты, является мотивация. Поэтому при дифференцированном обучении математике очень важно уже на этом этапе осуществить учет индивидуальных особенностей учащихся.
Как известно из психологии, мотивы учебной деятельности делятся на познавательные и социальные. Каждый из них имеет различные уровни. Но при конструировании этапа мотивации прежде всего следует учесть особенности познавательных интересов учащихся, определить их характер (обращенность к школьным предметам) и направленность. Направленность же познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний либо к их практическому использованию.
Рассмотрим более подробно, каким должно быть содержание учебных материалов, используемых на этапе мотивации, чтобы удовлетворить и различным характерам, и разным направленностям познавательных интересов школьников.
Остановимся на различиях в характерах познавательного интереса.
Если у учащихся наблюдается стержневой интерес к математике, то на этапе мотивации можно предлагать задачи чисто математического содержания. Например, при введения понятия "параллелограмм" в качестве мотивационных могут быть использованы задачи следующего вида:
* В четырехугольнике известны длины в двух смежных
сторон. Какой должна быть форма четырёхугольника, чтобы
по этим данным можно было бы определить его периметр?
* В каких случаях для нахождения всех элементов
четырёхугольника достаточно знать две его смежные
стороны и угол между ними'?
Если у учащихся познавательный интерес является стержневым по отношению к другим дисциплинам естественного или гуманитарного циклов, то для них полезно в качестве мотивационных создавать ситуации, разрешение которых, во-первых, требует знаний из интересующих их областей, а во-вторых, дает способ решения новых видов задач из этих областей.
Так, учащимся, у которых познавательный интерес является стержневым в области исторических наук, полезно предлагать творческие самостоятельные работы, связанные с историей открытия • того или иного математического факта. Например, при изучении теоремы Пифагора можно предложить подготовить сообщение по темам: «Пифагор и его школа». «Теорема Пифагора и различные способы ее доказательства».
Переходя к теме «Квадратные уравнения», учитель может попросить таких учеников или выступить с сообщением на тему
«История квадратных уравнений», или сделать подборку соответствующих задач.
Учащиеся, больше других склонные к естественным наукам, с удовольствием видимо решают задачи, требующие разнообразных научных знаний.
* Удар от падения камня, брошенного в колодец глубиной 13
м, был услышан через Зс. Определить начальную скорость
падения камня.

* На каком расстоянии а от лица нужно держать выпуклое
зеркало диаметром о!=5см, чтобы видеть изображение всего
лица? Фокусное расстояние зеркала Р=7,5 см, длина лица
Учащимся. интересующимся экономикой в качестве мотивационных могут быть предложены задачи экономического характера:
* Неизвестный капитал, отданный в рост под простые
проценты, обратился через 5 лет в 11200 руб. Найти каптал
. и процентную ставку, если известно, что она составляет
одну тысячную капитала.
« Человек положил в Сбербанк 500 руб. По истечении года к ним были добавлены банковские проценты от вклада, и в то же время он внес дополнительно еще 500 руб. После того как прошел еще один год, вкладчик попросил выдать ему процентная ставка банка, если вкладчик получил 30 руб. 20 коп.?накопившиеся по вкладу проценты. Какова годовая
Учащимся, особо увлекающимся литературой, полезно предлагать задания, требующие составления математической модели по анализируемому тексту.
Например, в теме «Прямая и обратная пропорциональность величин» будет уместно сравнить такие тексты.
Кому многое дано, С того многое и взыщется.
Евангелие от Луки. Чтоб более меня читали, Я стану менее писать.
П.Вяземский.
При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр знаний, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Это могут быть как задачи, сюжет которых взят из отдельных интересующих его областей, так и задачи межпредметного характера,
Но если интерес к математике аморфен или вовсе отсутствует, то полезно использовать задания, привлекающие как своей фабулой, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими,
Например, при введении понятия «параллелограмм» задача приведенная в начале может быть сформулирована следующим образом
* Собака и лиса устроили состязания по бегу Они
договорились что победителем будет тот из них, кто
пробежав по двум смежным сторонам поляны имеющей
форму четырехугольника первым прибежит из одной
вершины в противоположную Известно, что две смежные
стороны АВ и ВС поляны связаны соотношением ВС = 2АВ
Какой формы должна быть поляна чтобы можно было
установить соотношение скоростей собаки и лисы, при
котором собака победит лису9
В теме «Квадратные уравнения» можно предложить следующие задачи
* Участники заседания обменялись рукопожатиями и кто-то
подсчитал что всех рукопожатии было 66 Сколько человек
явились на заседание"
* В-нук-девятиклассник возвращается из школы и
рассказывает дедушке, что они всем классом решили
обменяться фотографиями Дедушка говорит" «Это хорошо
[Память будет. Но сколько же это карточек надо"» «650.'
отвечает внук - нас в классе , » «Подожди, не говори
просит дедушка, - я сам сосчитаю» Сколько учеников в 9
классе'7 Каким способом мог дедушка найти их число7
Скажем теперь о направленности познавательного процесса. Она должна уже не формой, а сущностью заданий, предлагаемых учащимся Если познавательный интерес учащихся ориентирован на научно теоретические основы, то таким ребятам желательно предлагать на рассмотрение ситуации, в которых возникает необходимость в открытий новых фактов. Например, с такими учащимися изучение теоремы Пифагора имеет смысл начать с анализа возможных отношении между углами и сторонами треугольника
А вот ребятам с практической направленностью познавательного интереса можно подобрать ряд подходящих задач по теме «Теорема Пифагора»
• Между двумя цехами, расположенными в разных зданиях
необходимо установить транспортер для передачи изделий
и материалов Расстояние между зданиями 8м один конец
транспортера должен быть приподнят над землей на 7м. а
другой - на 1м, Какой длины должна быть лентд
транспортера9
* Для укрепления новогодней елки длиной 6м с дву/
противоположных сторон на расстоянии 4м от елки вбили &
землю два металлических полукольца. Какой должна быть
длина тросов, протянутых от верхушки елки к полукольцам^ Радиусом колец пренебречь.
• Какой должна быть длина пожарной лестницы для тушения пожара в трехэтажном здании, высота которого 11м, если известно, что пожарная машина должна отстоять от здания на расстоянии не менее Зм?
Опыт преподавания, основанного на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации дифференцированного подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Кроме того, необходимо включать мотивационные задания в содержание домашних заданий, предшествующих уроку по изучению новой темы. Обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволит, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового' математического содержания и, во-вторых, очертить круг возможных приложений рассматриваемого материала
Категория: Математика | Добавил: Амангельдиновна (2012-02-05) | Автор: Матюнина И.Н
Просмотров: 1250 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru