Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Развитие мышления при решении задач.
Развитие мышления при решении задач.
Зезюлина Л.А, учитель начальных классов ОСШ №27, г.Караганда
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Я работаю в общеобразовательной школе. Мой класс по математическим способностям средний. Однако по данным анкеты на вопрос: «Любишь ли ты математику?» - почти все учащиеся ответили, что любят математику потому, что интересно решать задачи, и лишь пятеро из 25 ответили отрицательно. Остановлюсь на опыте работы по развитию интереса к математике, по развитию мышления при обучении решению задач на движение.
В результате подготовительной работы к моменту обучения решению задач этого вида мои ученики владели навыками устного счета, умением самостоятельно решать простые задачи на зависимость между величинами «скорость», «время», «расстояние», применять алгоритм решения простой и составной задач. Покажу на примере, как я работаю над развитием мышления учеников.
Обращаясь, к классу говорю: - Ребята, сейчас вам надо решить задачу: «Расстояние между городом и зимовкой 150км. Из города к зимовке выехали аэросани со скоростью 60км/ч. В это время навстречу им из зимовки по той же дороге вышел лыжник со скоростью 25км/ч. На каком расстоянии от зимовки он встретил аэросани? Вызванный ученик с места читает текст задачи вслух, голосом выделяя главные слова, а все проверяют правильно ли он их обозначил. Ученик повторяет задачу по чертежу, данному на карточке, показывая на кем своему соседу по парте, что известно в задаче и что надо найти. Такая же работа идет в парах за партами. Дети учатся читать чертеж, контролировать друг друга. Вызванный ученик еже раз выделяет вопрос. Спрашиваю: - Кто может решить задачу сам? Поднимаются руки. Хвалю детей, а одному предлагаю решить задачу у доски «за шторкой». С остальными уточняем еще раз условие и вопрос задачи. - Кто теперь знает как решить задачу? Большинство поднимает руки. Пока ученики решают задачу самостоятельно, подхожу к тем, которым задача оказалась трудна. И помогаю им индивидуально.
К этому времени, кто решил, получают дополнительное задание на выбор: изменить вопрос задачи и решить ее, или решить другую задачу на движение. По желанию один может решать у доски. Как только класс закончит работу, проверяем решение основной задачи.
Решение: 1) 60 +15 = 75км/ч – скорость сближения
2) 150 : 75 = 2ч – время в пути
3) 15 х 2 = 30км – расстояние , пройденное лыжником до встречи
Ученик рассуждает так: «Надо узнать расстояние, которое прошел лыжник до встречи с аэросанями. Для этого надо знать скорость ( она известна – 15км/ч) и время. Его можно узнать, разделив расстояние на скорость сближения, которая равна сумме чисел 60 и 15. Время равно 2ч. Зная время и скорость, можем ответить на вопрос задачи: 15 х 2 = 30. Ответ: лыжник встретил аэросани на расстоянии 30км от зимовки. Те учащиеся, кто допустил ошибки – исправляют их. Затем проверяем дополнительные задания. Повторяем новый вопрос задачи, вызванный ученик открывает решение на доске: 1) 60 + 15 = 75км/ч – скорость сближения
2) 150 : 75 = 2 ч – время в пути
3) 60 х 2 = 120 км – расстояние, пройденное до встречи аэросанями
- -Что изменилось в задаче? (изменился вопрос и поэтому изменилось последнее действие). Как изменится условие задачи, в котором надо узнать время? (условие не изменится, изменится только вопрос)
- Запишите выражение, с помощью которого можно найти время. ( 150 : (60 + 15) = 2 ч
- Изменится ли текст задачи, если надо найти все расстояние? ( изменится, должны быть даны скорость аэросаней, лыжника и время их движения). – Вычислите расстояние. При проверке обнаруживается, что находя расстояние, дети сделали записи по-разному:
1с. (60+15) х2 =150км
2с. 60 х2 + 15 х 2 = 150км
Дети доказывают, что каждое из решений верно и определяют более рациональное из них.
Беседа продолжается: - Какую величину можно сделать неизвестной? ( скорость). Найдите скорость аэросаней. Предлагается опять два способа решения:
1с. 150 :2 – 15 = 60км/ч
2с. (150 – 15 х 2) :2 = 60км/ч
И снова сравниваем способы решения. В результате такой работы большинство учащихся смогли решить самостоятельно шесть задач. Конечно. Такая работа требует много времени и большой подготовки от учителя, но жалеть на это время нельзя. Ведь она способствует развитию мышления, активности класса, повышению интереса к математике.
Практика работы над составной задачей показывает, что одна из главных причин затруднений учащихся – недостаточное понимание текста задачи. Чтобы задача стала понятнее, применяем, где возможно, следующие виды упражнений, которые используем при первичном знакомстве с задачей и для индивидуальной работы со слабыми учениками.
1. Преобразование условия задачи, например из косвенной формы в прямую: «Скорость вертолета 320км/ч, что в 4 раза больше скорости электропоезда и в 3 раза меньше скорости реактивного самолета. Вычисли скорость реактивного самолета.
Ученики преобразуют условие так: «Скорость вертолета 320км/ч, электропоезда в 4 раза меньше, чем скорость вертолета, а скорость реактивного самолета – в 3 раза больше, чем скорость вертолета…».
2.Сокращение текста. « В 11 часов с аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. В 14 ч расстояние между ними было 3540км. Один из них летел со скоростью 620км/ч. С какой скоростью летел второй самолет?
Учащиеся сокращают текст так: «С аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. Через 3ч расстояние между ними было 3540км….».
3. Решение задач, где вопрос стоит в начале условия и в разных формулировках. «Найди скорость, если известно…», «Какова скорость, если известно..», «Вычисли скорость, если известно…». Умение находить вопрос задачи – очень важный момент при обучении решению задач. Оно формируется при решении простых задач и совершенствуется при решении составных.
А теперь приемы, которыми пользуемся при решении составных задач.
1.Сравнение разных задач с одинаковым решением. «Из двух городов, находящихся на расстоянии 520км, вышли навстречу друг другу два поезда в одно и тоже время и встретились через 4 ч. Первый шел со скоростью 60км/ч. С какой скоростью шел второй поезд?» 520 : 4 – 60 = 70км/ч
И вторая задача: «Два поезда вышли из города одновременно в противоположных направлениях. Через 4ч расстояние между ними было 520км. Первый шел со скоростью 60км/ч. С какой скоростью шел второй поезд?» 520 : 4 – 60 =70км/ч
После решения этих задач идет сравнение текстов и решений.
2.Составление текстов задач по выражению: 520 : 4 – 60 = 70км/ч
- Составьте задачу на встречное движение. А теперь придумайте задачу с таким же решением, но в которой речь идет о движении в противоположных направлениях. Выполните чертеж к каждой задаче.
3. Объяснение. Что означает каждое выражение в данной задаче.
520 : 4 60 х 4 520 : 4 – 60 520 – 60 х 4
4. Использование дидактического материала. На столе лежат карточки с задачами. Карточки разного цвета в зависимости от степени сложности задачи. Ученик по желанию выбирает карточку и, решив задачу, проверяет правильность решения у учителя.
В результате проводимой работы по решению задач у ребят значительно повышается математическая культура, активность, а также возрос интерес к математике.
Категория: Математика | Добавил: LyudmilaZEZ (2012-02-06) | Автор: Зезюлина Людмила E
Просмотров: 2074 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru