Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Приемы быстрого счета, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
«Математика» как учебный предмет является одной из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан.
Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений. Убеждаться в правильности полученных результатов.
Не приходится доказывать, что систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений.
Особенно большое значение имеют устные вычисления для сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий.
Счет в уме (устные вычисления) является самым древним и простым способом вычислений. Знание упрощенных приемов вычисления остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Значение упрощенных приемов устных вычислений, приемов быстрого счета особенно велико при сдаче ЕНТ, когда учащиеся не имеют в своем распоряжении таблиц или счетных машин.
Устный счет – гимнастика ума. Приемы быстрого счета облегчают гимнастику ума и делают ее более интересной.
Практика моей работы в школе показала, что без полученных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется, так как ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами. Поэтому я выбрала методическую тему: «Повышение вычислительной культуры учащихся».
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: рациональные приемы устных вычислений.
Ожидаемый результат: повышение интереса к предмету, достаточно беглое выполнение учащимися математических действий, успешное овладение рациональными приемами устных вычислений.
Над темой самообразования я работаю уже третий год и пришла к выводу, что процесс обучения детей непрерывно связан с возникновением у ребят интереса к предмету обучения. Если нет заинтересованности у учащихся к обучению, то не будет и хорошего результата. Поэтому я решила обучать ребят приемам быстрого счета.
В курсе математики 5 класса мы изучаем признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9. Я решила продолжить данную тему и познакомила ребят с признаками делимости на 4 и на 8.
На 4 делятся те, и только те числа, у которых две последние цифры выражают число, делящееся на 4.
724 делятся на 4, так как последние две цифры числа выражают число, делящееся на 4. 24 делится на 4, значит и 724 делится на 4 без остатка.
На 8 делятся те, и только те числа, у которых три последние цифры выражают число, делящееся на 8.
87168 делится на 8, так как 168 делится на 8
Приемы быстрого счета актуальны, так как имеют практическую значимость, а именно облегчают вычислительную работу. Поэтому учащихся пятых классов я решила познакомить с приемом быстрого умножения и деления на 11.
Чтобы двузначное число, сумма разрядных единиц которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму его разрядных единиц.
63 * 11 = 6 (6 + 3) 3 = 693
Чтобы двузначное число, сумма разрядных единиц которого равна 10 или превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть, между ними поставить единицу от суммы его разрядных единиц, а десятки прибавить к первой цифре двузначного числа.
56 * 11 = 5 (5 + 6) 6 = 5 (11) 6 = (5 + 1)16 = 616
Чтобы узнать, делится число на 11 или нет. Надо поступить следующим образом. Надо из суммы всех цифр, стоящих на нечетных местах, вычесть сумму всех цифр, занимающих четные места. Если в разности получится 0 либо положительное или отрицательное число кратное 11, то данное число кратно 11. В противном случае наше число не делится без остатка на 11.
Например. Проверьте, делится ли число 87 635 064 на 11
Найдем сумму всех цифр, стоящих на нечетных местах:
8 + 6 + 5 + 6 = 25
Найдем сумму всех цифр, занимающих четные места:
7 + 3 + 0 + 4 =14
Найдем разность полученных сумм: 25 – 14 = 11
Значит, данное число делится на 11.
В математике число 1001 называют волшебным числом или числом Шехеразады. С виду оно кажется обыкновенным, но замечательно он тем, что при умножении на него трехзначного числа получается результат, состоящий из самого умноженного числа, но написанного дважды.
Например: 947 * 1001 = 947947 1001 * 583 = 583583
Не мене интересным является число 101, а именно умножение двузначных чисел на 101. Чтобы умножить двузначное число на 101, достаточно записать его дважды.
Например: 101 * 67 = 6767 101 * 98 = 9898
И это не все приемы быстрого счета, которым можно научить ребят. Постепенно я усложняю изучение приемов. Например, в 6 классе я ребят ознакомила с приемами быстрого возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.
Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5 , необходимо разрядную единицу десятков умножить на число, стоящее после него в числовом ряду и после этого произведения записать 25.
15 * 15 = (1 * 2)25 = 225 95 * 95 = (9 * 10)25 = 9025
В процессе знакомства учащихся с приемами быстрого счета, так называемые «успешные» учащиеся повысили интерес к предмету, а более слабые учащиеся приобрели уверенность в своих силах. В результате мне удалось разнообразить формы проведения устного счета, чтобы ученик не говорил: «Надоело, одно и то же – урок, урок, урок …»

Источник: http://1. Журнал «Математика» «Наука» Москва, 2001. Статья «Методика устных вычислений в среднем звене». Автор Р. Салимова
Категория: Математика | Добавил: Аллочка (2012-02-14) | Автор: Свириденко Тамара Николаевна E
Просмотров: 2994 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru