Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
«Математика» как учебный предмет является одной из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан. Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений. Убеждаться в правильности полученных результатов. Не приходится доказывать, что систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений. Особенно большое значение имеют устные вычисления для сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий. Счет в уме (устные вычисления) является самым древним и простым способом вычислений. Знание упрощенных приемов вычисления остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Значение упрощенных приемов устных вычислений, приемов быстрого счета особенно велико при сдаче ЕНТ, когда учащиеся не имеют в своем распоряжении таблиц или счетных машин. Устный счет – гимнастика ума. Приемы быстрого счета облегчают гимнастику ума и делают ее более интересной. Практика моей работы в школе показала, что без полученных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется, так как ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с расчетами. Поэтому я выбрала методическую тему: «Повышение вычислительной культуры учащихся». Объект исследования: образовательный процесс. Предмет исследования: рациональные приемы устных вычислений. Ожидаемый результат: повышение интереса к предмету, достаточно беглое выполнение учащимися математических действий, успешное овладение рациональными приемами устных вычислений. Над темой самообразования я работаю уже третий год и пришла к выводу, что процесс обучения детей непрерывно связан с возникновением у ребят интереса к предмету обучения. Если нет заинтересованности у учащихся к обучению, то не будет и хорошего результата. Поэтому я решила обучать ребят приемам быстрого счета. В курсе математики 5 класса мы изучаем признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9. Я решила продолжить данную тему и познакомила ребят с признаками делимости на 4 и на 8. На 4 делятся те, и только те числа, у которых две последние цифры выражают число, делящееся на 4. 724 делятся на 4, так как последние две цифры числа выражают число, делящееся на 4. 24 делится на 4, значит и 724 делится на 4 без остатка. На 8 делятся те, и только те числа, у которых три последние цифры выражают число, делящееся на 8. 87168 делится на 8, так как 168 делится на 8 Приемы быстрого счета актуальны, так как имеют практическую значимость, а именно облегчают вычислительную работу. Поэтому учащихся пятых классов я решила познакомить с приемом быстрого умножения и деления на 11. Чтобы двузначное число, сумма разрядных единиц которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму его разрядных единиц. 63 * 11 = 6 (6 + 3) 3 = 693 Чтобы двузначное число, сумма разрядных единиц которого равна 10 или превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть, между ними поставить единицу от суммы его разрядных единиц, а десятки прибавить к первой цифре двузначного числа. 56 * 11 = 5 (5 + 6) 6 = 5 (11) 6 = (5 + 1)16 = 616 Чтобы узнать, делится число на 11 или нет. Надо поступить следующим образом. Надо из суммы всех цифр, стоящих на нечетных местах, вычесть сумму всех цифр, занимающих четные места. Если в разности получится 0 либо положительное или отрицательное число кратное 11, то данное число кратно 11. В противном случае наше число не делится без остатка на 11. Например. Проверьте, делится ли число 87 635 064 на 11 Найдем сумму всех цифр, стоящих на нечетных местах: 8 + 6 + 5 + 6 = 25 Найдем сумму всех цифр, занимающих четные места: 7 + 3 + 0 + 4 =14 Найдем разность полученных сумм: 25 – 14 = 11 Значит, данное число делится на 11. В математике число 1001 называют волшебным числом или числом Шехеразады. С виду оно кажется обыкновенным, но замечательно он тем, что при умножении на него трехзначного числа получается результат, состоящий из самого умноженного числа, но написанного дважды. Например: 947 * 1001 = 947947 1001 * 583 = 583583 Не мене интересным является число 101, а именно умножение двузначных чисел на 101. Чтобы умножить двузначное число на 101, достаточно записать его дважды. Например: 101 * 67 = 6767 101 * 98 = 9898 И это не все приемы быстрого счета, которым можно научить ребят. Постепенно я усложняю изучение приемов. Например, в 6 классе я ребят ознакомила с приемами быстрого возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5. Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5 , необходимо разрядную единицу десятков умножить на число, стоящее после него в числовом ряду и после этого произведения записать 25. 15 * 15 = (1 * 2)25 = 225 95 * 95 = (9 * 10)25 = 9025 В процессе знакомства учащихся с приемами быстрого счета, так называемые «успешные» учащиеся повысили интерес к предмету, а более слабые учащиеся приобрели уверенность в своих силах. В результате мне удалось разнообразить формы проведения устного счета, чтобы ученик не говорил: «Надоело, одно и то же – урок, урок, урок …» Источник: http://1. Журнал «Математика» «Наука» Москва, 2001. Статья «Методика устных вычислений в среднем звене». Автор Р. Салимова | |
Просмотров: 2994 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|