Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика

Интегрированный урок математики и химии
[/b]Интегрированный урок математики-химии в 5 классе.
Школа-лицей №8 для одаренных детей г.Павлодара.
Учитель математики: Ержанина Наталья Владиславовна.
Учитель химии: Колдашева Оксана Владимировна.
Девиз: Я знаю, что я умею это делать. Я знаю, как это делать.

Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления.
Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем его многообразии взаимосвязей. Интегрированные уроки позволяют – формировать у школьников в связанности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира, повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам. Подобные уроки оставляют сильный эмоциональный след, позволяют преодолеть «дробную» подачу материала.
Представленный урок был разработан и проведен в 5 классе с ранним изучением химии. Для учащихся 5-го класса урок дает положительный результат, показывая прикладную направленность курса математики, что очень важно при изучении предмета в среднем звене. Данный урок можно провести в 8-м классе при изучении в курсе химии темы «Вода. Растворы. Основания». Тема «Проценты» изучается в курсе математики в 5-м классе и считается одной из трудных тем, и как следствие при выполнении расчетных задач по химии возникают проблемы, поэтому полезно провести подобный урок повторения.
Урок разработан с использованием интерактивной доски.

Тема урока: Концентрация.
Химия: урок обобщение по теме «Растворы».
Математика: урок обобщение по теме «Проценты», на примере решения задач на концентрацию вещества.
Цели урока:
- Закрепить знания и умения по расчету концентрации растворов.
- Установить межпредметные связи.
- Установить связь предметов с жизнью.
Оборудование и реактивы: весы, мерные колбы и цилиндры, конические колбы, ложки, стеклянные палочки, фильтры, соль, вода.
Ход урока
Учитель химии: Здравствуйте, ребята. На уроке присутствуют два учителя – учитель химии и математики. Как вы думаете, почему?
Учащиеся: На уроке математики мы изучаем проценты и учимся решать задачи по данной теме, а на уроках химии мы изучаем растворы и учимся решать задачи.
Учитель химии: Так какая же тема объединяет два предмета.
Учащиеся: Концентрация (флипчарт, стр.1)
Учитель математики: Вы правы ребята. Тема «Концентрация вещества» одна из тем в математике и химии, которая объединяет два предмета. Урок у нас сегодня будет обобщения знаний по теме «Растворы» (химия) и теме «Проценты» (математика). Девизом нашего урока будут слова «Я знаю, что я умею это делать. Я знаю, как это делать» (флипчарт, стр.2).
Учитель химии сообщает цели урока (флипчарт, стр.3).
Учитель математики: Мы ребята изучали тему «Проценты». Давайте послушаем откуда появилось это понятие.

Историческая справка (выступают учащиеся):
Проценты были известны индусам еще в V веке нашей эры. Это неудивительно потому , что в Индии счет велся с древних времен в десятичной системе счисления. В Европе проценты появились на 1000 лет позже, их ввел фламандский математик и инженер Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.
Вавилонцы использовали шестидесятичную систему счисления. Ростовщики начисляли рост денег, выданных в долг, с помощью шестидесятой части долга.
В связи с установлением десятичной системы исчисления, рост денег, выданных в долг, прибыль в торговле, сравнение частей целого предмета, вычисляли с помощью одной сотой части величины.
В учебниках XIII - XVI веков начали приводиться вычисления с помощью процентов. Слово "процент" появилось от латинского выражения "pro centum", перевод которого обозначает "от ста" или "со ста".
В рукописях слово "pro centum" сокращенно писали "cento" (сто), затем в сокращенном виде - "cto". В изданной в Париже в 1685 году книге об указаниях к коммерческой арифметике, наборщики вместо слова "cto" ошибочно набрали знак - %. После этой ошибки для обозначения процента стали использовать знак - % (флипчарт, стр.4 - 6).

Учитель математики: Повторим понятие - процент (флипчапрт, стр. 7)

$IMAGE1$
(Флипчарт, стр.8)

$IMAGE2$

Учитель математики: Какие основные задачи на проценты вы умеете решать? (флипчарт, стр.9)

$IMAGE3$

Учитель математики: Где в жизни мы можем применить эти знания?

Учащиеся: Расчет скидок в магазине. На кухне – расчет концентрации раствора и т.д.

Учитель химии: Ребята нам в школу пришло письмо от владельцев предприятий и магазинов. Прочитаем это письмо:

«Мы, владельцы предприятий и магазинов города Павлодара, обращаемся с просьбой к учителям и ученикам школы-лицея №8. У наших работников обнаружено странное вирусное заболевание, они забыли, как рассчитывать скидки на товар, находить концентрацию растворов, не могут посчитать всхожесть семян.
Мы в отчаянии. Наш бизнес терпит убытки. Помогите нам!!!
Если среди ваших учеников есть толковые ребята, отправьте к нам на помощь. Предлагаем вам план карту наших предприятий и вопросы, на которые мы ни как не можем найти ответы.
С уважением владельцы предприятий и магазинов.
Р.S. В лаборатории консервного завода разрабатывается новый рецепт засолки овощей. Проводится конкурс на замещение вакантной должности лаборанта. Желаем успеха».


(Флипчарт, стр.11)

$IMAGE4$

Класс делится на группы для решения задач:

1 группа – Задача на вычисление площади: Фермер посадил на 72 га площади яблони, что составляет 40% от всей площади хозяйства. Сколько гектаров занимает площадь хозяйства фермера? (флипчарт, стр.13)

2 группа – расчет скидок в магазине (флипчарт, стр.12):

$IMAGE5$
3, 4 группы – расчет концентрации вещества (флипчарт, стр.14)


Учащиеся решают предложенные задачи и показывают на досках решения с объяснениями.
Учитель математики: Так, каким же образом можно вычислить концентрацию вещества.

Учащиеся дают ответ.

Учитель математики: Проверим ваш ответ (флипчарт, стр.14)


Учитель химии: Ребята вам необходимо заполнить данную таблицу. Вспомните связь между понятиями процент и концентрация.
(флипчарт, стр.15)



Учащиеся делают разноску понятий в таблице.
Учитель химии: Химия наука экспериментальная и сегодня мы будем учиться применять знания на практике.

Цели нашего лабораторного опыта(флипчарт, стр.16):
- Установить связь теории и практики;
- Формировать умения и навыки работы с лабораторным оборудования.

Учитель химии: Необходимо приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.
Учащимся для решения предлагаются задачи (флипчарт, стр.17):
Задача 3. Определите,сколько соли и воды необходимо взять для приготовления 100г 10% раствора.
Задача 4. Определите,сколько соли и воды необходимо взять для приготовления 100г 15% раствора.
Учащиеся производят необходимые расчеты, результаты записывают на доску и в тетради (флипчарт, стр.18).

На основании расчетов проводится эксперимент.




Учитель химии: После получения раствора по задачам № 3 и №4 учащимся предлагается приготовить новый раствор из двух полученных и сформулировать условие домашней задачи.
Учащиеся предлагают решение поставленной задачи: растворы необходимо слить и рассчитать массовую долю полученного раствора.
(Флипчарт, стр.18)


Учитель математики создает проблемную ситуацию: Каким образом можно изменить концентрацию раствора (флипчарт, стр.19)

Учитель химии: Чтобы подвести итоги урока нам необходимо выполнить тест (флипчарт, стр.19, ссылка).



Учитель математики: Ребята, как по вашему мнению достигли мы целей нашего урока?

В конце урока учащимся выставляются оценки по итогам теста и работы на уроке.

Домашнее задание: Произвести расчет концентрации полученного раствора, задачи оформить в тетрадях по математики и химии. Придумать задачи на изменение концентрации вещества.

Учитель химии заканчивает урок высказыванием М.В. Ломоносова «Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ в математике».

Используемая литература:
1. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С., Математика, учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Издание второе, переработанное.-- Алматы: Атамyра, 2005г.
2. Нурахметов Н.Н. и др. Химия, учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Издание второе, переработанное, дополненное.-- Алматы: Мектеп, 2008г.
3. Ресурсы интернета.

[b]
Категория: Математика | Добавил: НатальяЕржанина (2012-07-26) | Автор: Ержанина Наталья Владиславовна E
Просмотров: 3763 | Комментарии: 8 | Теги: химия, Интегрированный урок, математика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru