Главная » Статьи » В помощь учителю » Математика |
[/b]Интегрированный урок математики-химии в 5 классе. Школа-лицей №8 для одаренных детей г.Павлодара. Учитель математики: Ержанина Наталья Владиславовна. Учитель химии: Колдашева Оксана Владимировна. Девиз: Я знаю, что я умею это делать. Я знаю, как это делать. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления. Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем его многообразии взаимосвязей. Интегрированные уроки позволяют – формировать у школьников в связанности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира, повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам. Подобные уроки оставляют сильный эмоциональный след, позволяют преодолеть «дробную» подачу материала. Представленный урок был разработан и проведен в 5 классе с ранним изучением химии. Для учащихся 5-го класса урок дает положительный результат, показывая прикладную направленность курса математики, что очень важно при изучении предмета в среднем звене. Данный урок можно провести в 8-м классе при изучении в курсе химии темы «Вода. Растворы. Основания». Тема «Проценты» изучается в курсе математики в 5-м классе и считается одной из трудных тем, и как следствие при выполнении расчетных задач по химии возникают проблемы, поэтому полезно провести подобный урок повторения. Урок разработан с использованием интерактивной доски. Тема урока: Концентрация. Химия: урок обобщение по теме «Растворы». Математика: урок обобщение по теме «Проценты», на примере решения задач на концентрацию вещества. Цели урока: - Закрепить знания и умения по расчету концентрации растворов. - Установить межпредметные связи. - Установить связь предметов с жизнью. Оборудование и реактивы: весы, мерные колбы и цилиндры, конические колбы, ложки, стеклянные палочки, фильтры, соль, вода. Ход урока Учитель химии: Здравствуйте, ребята. На уроке присутствуют два учителя – учитель химии и математики. Как вы думаете, почему? Учащиеся: На уроке математики мы изучаем проценты и учимся решать задачи по данной теме, а на уроках химии мы изучаем растворы и учимся решать задачи. Учитель химии: Так какая же тема объединяет два предмета. Учащиеся: Концентрация (флипчарт, стр.1) Учитель математики: Вы правы ребята. Тема «Концентрация вещества» одна из тем в математике и химии, которая объединяет два предмета. Урок у нас сегодня будет обобщения знаний по теме «Растворы» (химия) и теме «Проценты» (математика). Девизом нашего урока будут слова «Я знаю, что я умею это делать. Я знаю, как это делать» (флипчарт, стр.2). Учитель химии сообщает цели урока (флипчарт, стр.3). Учитель математики: Мы ребята изучали тему «Проценты». Давайте послушаем откуда появилось это понятие. Историческая справка (выступают учащиеся): Проценты были известны индусам еще в V веке нашей эры. Это неудивительно потому , что в Индии счет велся с древних времен в десятичной системе счисления. В Европе проценты появились на 1000 лет позже, их ввел фламандский математик и инженер Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицы процентов. Вавилонцы использовали шестидесятичную систему счисления. Ростовщики начисляли рост денег, выданных в долг, с помощью шестидесятой части долга. В связи с установлением десятичной системы исчисления, рост денег, выданных в долг, прибыль в торговле, сравнение частей целого предмета, вычисляли с помощью одной сотой части величины. В учебниках XIII - XVI веков начали приводиться вычисления с помощью процентов. Слово "процент" появилось от латинского выражения "pro centum", перевод которого обозначает "от ста" или "со ста". В рукописях слово "pro centum" сокращенно писали "cento" (сто), затем в сокращенном виде - "cto". В изданной в Париже в 1685 году книге об указаниях к коммерческой арифметике, наборщики вместо слова "cto" ошибочно набрали знак - %. После этой ошибки для обозначения процента стали использовать знак - % (флипчарт, стр.4 - 6). Учитель математики: Повторим понятие - процент (флипчапрт, стр. 7) $IMAGE1$ (Флипчарт, стр.8) $IMAGE2$ Учитель математики: Какие основные задачи на проценты вы умеете решать? (флипчарт, стр.9) $IMAGE3$ Учитель математики: Где в жизни мы можем применить эти знания? Учащиеся: Расчет скидок в магазине. На кухне – расчет концентрации раствора и т.д. Учитель химии: Ребята нам в школу пришло письмо от владельцев предприятий и магазинов. Прочитаем это письмо: «Мы, владельцы предприятий и магазинов города Павлодара, обращаемся с просьбой к учителям и ученикам школы-лицея №8. У наших работников обнаружено странное вирусное заболевание, они забыли, как рассчитывать скидки на товар, находить концентрацию растворов, не могут посчитать всхожесть семян. Мы в отчаянии. Наш бизнес терпит убытки. Помогите нам!!! Если среди ваших учеников есть толковые ребята, отправьте к нам на помощь. Предлагаем вам план карту наших предприятий и вопросы, на которые мы ни как не можем найти ответы. С уважением владельцы предприятий и магазинов. Р.S. В лаборатории консервного завода разрабатывается новый рецепт засолки овощей. Проводится конкурс на замещение вакантной должности лаборанта. Желаем успеха». (Флипчарт, стр.11) $IMAGE4$ Класс делится на группы для решения задач: 1 группа – Задача на вычисление площади: Фермер посадил на 72 га площади яблони, что составляет 40% от всей площади хозяйства. Сколько гектаров занимает площадь хозяйства фермера? (флипчарт, стр.13) 2 группа – расчет скидок в магазине (флипчарт, стр.12): $IMAGE5$ 3, 4 группы – расчет концентрации вещества (флипчарт, стр.14) Учащиеся решают предложенные задачи и показывают на досках решения с объяснениями. Учитель математики: Так, каким же образом можно вычислить концентрацию вещества. Учащиеся дают ответ. Учитель математики: Проверим ваш ответ (флипчарт, стр.14) Учитель химии: Ребята вам необходимо заполнить данную таблицу. Вспомните связь между понятиями процент и концентрация. (флипчарт, стр.15) Учащиеся делают разноску понятий в таблице. Учитель химии: Химия наука экспериментальная и сегодня мы будем учиться применять знания на практике. Цели нашего лабораторного опыта(флипчарт, стр.16): - Установить связь теории и практики; - Формировать умения и навыки работы с лабораторным оборудования. Учитель химии: Необходимо приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества. Учащимся для решения предлагаются задачи (флипчарт, стр.17): Задача 3. Определите,сколько соли и воды необходимо взять для приготовления 100г 10% раствора. Задача 4. Определите,сколько соли и воды необходимо взять для приготовления 100г 15% раствора. Учащиеся производят необходимые расчеты, результаты записывают на доску и в тетради (флипчарт, стр.18). На основании расчетов проводится эксперимент. Учитель химии: После получения раствора по задачам № 3 и №4 учащимся предлагается приготовить новый раствор из двух полученных и сформулировать условие домашней задачи. Учащиеся предлагают решение поставленной задачи: растворы необходимо слить и рассчитать массовую долю полученного раствора. (Флипчарт, стр.18) Учитель математики создает проблемную ситуацию: Каким образом можно изменить концентрацию раствора (флипчарт, стр.19) Учитель химии: Чтобы подвести итоги урока нам необходимо выполнить тест (флипчарт, стр.19, ссылка). Учитель математики: Ребята, как по вашему мнению достигли мы целей нашего урока? В конце урока учащимся выставляются оценки по итогам теста и работы на уроке. Домашнее задание: Произвести расчет концентрации полученного раствора, задачи оформить в тетрадях по математики и химии. Придумать задачи на изменение концентрации вещества. Учитель химии заканчивает урок высказыванием М.В. Ломоносова «Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ в математике». Используемая литература: 1. Алдамуратова Т.А., Байшоланов Е.С., Математика, учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Издание второе, переработанное.-- Алматы: Атамyра, 2005г. 2. Нурахметов Н.Н. и др. Химия, учебник для 8 класса общеобразовательной школы. Издание второе, переработанное, дополненное.-- Алматы: Мектеп, 2008г. 3. Ресурсы интернета. [b] | |
Просмотров: 3763 | Комментарии: 8 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|