Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Химия

Урок по химии на тему: Научный подвигД.И. Менделеева
«Научный подвиг Д.И.Менделеева, значение периодического закона
Жизнь и деятельности Д.И.Менделеева»

Цели: Обобщить знания школьников по теме, выявить степень усвоения материала, расширить кругозор, повысить творческую активность учащихся, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
Портрет Д.И.Менделеева; кроссворд (на плакате); журнальные, газетные материалы о Д.И.Менделееве; таблица- периодическая система химических элементов Д.И .Менделеева

План урока
Орг момент
1.Проведение техники безопасности 3
2.Химическая разминка 5
3.Изучение нового материала 20
4.Физминутка 2
5.Закрепление 8
6.работа с книгой 2
7.Подведение итогов Синквейн Д/З 2
8. Оценки за урок 1

Ход урока
1 Проведение ТБ при работе в кабинете 2
2 Химическая разминка (работа по ИАД) 5
Учитель: Сегодня мы посетим с вами сказочную страну «Менделеевская». Жители страны живут по своим законам, имеют свои обычаи.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все -от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Весь мир знает и помнит Дмитрия Ивановича Менделеева. Мы познакомимся с разными этапами его жизни, поэтому наш этап урока называется” Митя, Дмитрий, Дмитрий Иванович”. Девизом будут слова:
”Человек рождается на свет,
Чтобы жить, творить, а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все сложные задачи”.
Какие же сложные жизненные задачи стояли перед Д.И. Менделеевым, и как он их решил?
К концу урока мы узнаем о научных победах, гражданской позиции, увлечениях Менделеева, улыбнёмся друг другу и напишем коллективное стихотворение.
Вопрос к классу: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании имени Д.И. Менделеева?
Я хочу, чтобы к концу урока этих ассоциаций было больше
1. Тобольские сказы про Митины проказы.
2. Периодический закон и не только.
3. И это все о нем…
1. Итак, 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Менделеевых, родился младший, семнадцатый ребенок - Митенька. Дед Менделеева по отцу носил фамилию Соколов, а фамилия Менделеев была дана учителем духовного училища по созвучию” мену делать”, из-за того, что отец Мити любил меняться, часто не в свою пользу.
Стоял Тобольск за Уралом, насквозь пронизанный северными ветрами и скованный лютыми морозами. Осенью на улицах города стояла непролазная грязь, а зимой наступала невероятная тишина. Только белки скакали по городским скверам, да нахохлившие от мороза птицы сидели на ветках деревьев. Таким любил свой город Митя Менделеев. Летом Мите больше всего нравилось с матерью и братом Павлушей наезжать в село Аремзянское, где у них стояла стекольная фабрика. Братья с любопытством наблюдали за процессом производства стекла. В доме была кладовая, куда их никогда не пускали. Открывали её редко, и ребятам очень хотелось заглянуть туда хоть одним глазком. И вот однажды…
Входите дети и смотрите вокруг. Здесь у нас настоящая кунсткамера. (Учитель демонстрирует изделия из стекла и хрусталя разных форм и оттенков; зеленоватые, коричневатые, дымчатые стаканы, колбы, фужеры, блюда, миски, пробирки, бутылки, чернильницы и аптекарские пузырьки, куски зелёного оконного стекла.) Глядите со вниманием, дети. Все эти предметы изготовлялись на нашей фабрике и образец каждого изделия ставился в кладовую. Вы спрашиваете, как получить такие стёклышки? Красно-дымчатое стекло мы получим, если добавим в него древесный угольный порошок. А вот синее, если добавим кобальтовый порошок - его ещё называют королевской синью. Чтобы вышел чистый зелёный цвет - нужно добавить дорогую зелёную краску – хромовую зелень. Вот так: если хорошо знать науку химию, то можно делать стекло любого цвета. Великое дело – наука химия. Так впервые в жизнь Мити вошло это слово.
Митя был любимцем матери. Он отличался впечатлительностью, хорошей памятью и способностью к счёту. 1841 год - важный год в жизни маленького Мити, он сдаёт экзамен в первый класс Тобольской гимназии. В шумной кампании гимназистов Митя был самым маленьким и слабым. Среди этой озорной публики нельзя было обойтись без щипков и подзатыльников, но Митя быстро освоился и мог за себя постоять. Дмитрий гимназистом шустрым был, на проказы горазд и слыл озорником наипервейшим. Он мог принести майского жука в пустой коробочке и спрятать в углу класса. В классе тишина стоит, а жук скребётся в коробочке, словно чёрт из-под пола наверх просится. Вот урок и сорван. Мог ежа подложить на учительский стул. То-то учителя натерпелись от него, намыкались! Мария Дмитриевна никогда не наказывала Митю, может сызмальства, талант в нём увидела. А слёзы материнские для сына были самым жестоким наказанием. Дмитрий Иванович хоть и стал учёным известным, но проказы свои и шалости часто вспоминал. Озорство он всякое бывает, иное без ума, а иное на пользу идёт, коль Господь талантом наградил, перстом указал!
Много воды утекло в Иртыше, много событий произошло, пока Митя учился в гимназии. Когда Митя получил гимназический аттестат, Мария Дмитриевна дала слово, что сделает всё необходимое, чтобы дать сыну высшее образование. В 1850 году Дмитрий был принят в число студентов Главного Педагогического института Петербурга. Любимым институтским преподавателем его был “дедушка русских химиков” А.А. Воскресенский.
Задание учащимся: Соберите из предложенного вам разрезного материала единое целое и скажите, о чём пойдёт речь дальше? (Учащимся предлагается собрать разрезанную на клетки Периодическую систему.)
2. Менделеев считал, что четыре предмета составили ему имя: ”Периодический закон, исследования газов, исследования растворов и” Основы химии”.
1 марта 1869 года Менделеев разработал первый вариант Периодической системы и сформулировал Периодический закон. Первоначально закон был принят весьма холодно, более того многие химики просто игнорировали это открытие или объявили его чистой фикцией. Другие пытались оспорить приоритет и авторство Менделеева. Только после открытия элементов, существование которых было предсказано Менделеевым на основании системы, в том числе экаалюминия (галлий,1875), экабора (скандий,1879), экасилиция (германий,1886), закон получил всеобщее признание. Английский химик У. Рамзай назвал Периодическую систему” компасом для исследования”, датский физик Н. Бор - “путеводной звездой для исследования в области химии, физики, минералогии, техники”. В 1905 году Дмитрий Иванович имел все основания писать: ”По видимости, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. После открытия Периодического закона Менделеев стал авторитетнейшим химиком мира.
2) Сколько и каких периодов в Периодической системе?
3) Перечислите инертные газы и почему они так называются.
4) Назовите элементы побочной подгруппы IV группы.
5) Чему равна относительная атомная масса кальция?
6) Назовите химический элемент названный в честь:
а) учёного;
б) страны;
в) планеты.
Изучая газы, Менделеев вывел ставшее классическим уравнение состояния идеального газа. В современном виде оно было выведено для 1 моль идеального газа в результате объединения газовых законов Гей-Люссака, Бойля-Мариотта и Авогадро. Уравнение носит имя Менделеева - Клапейрона.
Дмитрий Иванович занимался исследованием водных растворов. Он считал, что при растворении практически всегда имеет место химическое взаимодействие между растворяемым веществом и растворителем. Разработанная им гидратная теория растворов ныне общепринята. О фундаментальном цикле работ “Исследование водных растворов по удельному весу” он писал: ” Это исследование посвящено памяти матери её последышем. Она могла вырастить его только своим трудом, веды заводское дело, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла его из Сибири, тратя последние средства и силы”.
Опыт “Свойства кристаллогидратов”. В пробирку с несколькими кристаллами обезвоженного медного купороса добавить 1-2 мл воды. Отметить изменение цвета соли.
Вопрос учащимся: Изменение окраски раствора - признак какого явления?
О своём учебнике ”Основы химии” он писал: ”любимое дитя моё. В них - мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли”. Этот учебник- первое стройное изложение курса неорганической химии на основе Периодического закона, на нём воспитывались многие поколения химиков. Учебник выдержал восемь изданий в России, при жизни автора, переведён на английский, немецкий, французский языки. “Основы химии”– это памятник, который по силе своего замысла и глубине мысли,, является таким же величайшим проявлением человеческого гения, как ”Божественная комедия” Данте, как” Страшный суд” Микеланджело, как “Девятая симфония” Бетховена”.
На протяжении всей жизни Менделеев занимался педагогической деятельностью. После окончания института работал учителем географии в Симферополе, учителем физики и математики в Одессе, затем в Петербургском университете в звании сначала доцента на кафедре химии, а потом профессора. Кроме того, преподавал в кадетском корпусе, Инженерной Академии, Институте инженеров путей сообщения, на Высших женских курсах. Дмитрий Иванович поль- зовался популярностью, любовью и уважением студентов. Его лекции отличались научным содержанием, оригинальностью, частыми отступлениями в области других наук.
В последние годы жизни он занимался вопросами развития промышленности. Он совершил поездку на Урал для определения причин отставания Урала по производству чугуна и стали. Он ездил в Баку и США для изучения нефтяного дела, предложил принцип фракционной перегонки при переработке нефти. С целью изучения каменноугольной промышленности совершил поездку в Донецкий бассейн, выдвинул идею подземной газификации углей.
Как прогрессивный общественный деятель Менделеев часто оказывался в оппозиции чиновникам царского правительства. И в 1890 году во время студенческих волнений он передал петицию студентов министру народного просвещения Делянову с пожеланиями дать автономию университету и отменить полицейские функции инспекторов. В знак протеста против притеснения студенчества Менделеев подал прошение об отставке. 22 марта 1890 года он прочитал последнюю лекцию в Петербургском университете.
С 1892 года Менделеев учёный хранитель Главной палаты мер и весов.
Менделеев был почётным членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов, в том числе Кембриджского, Оксфордского, Эдинбургского. Дважды выдвигался в академики Петербургской академии наук, но был забаллотирован противниками своих прогрессивных взглядов.
Менделеев был одарённым человеком, радеющим за свою страну, прославивший её и мы горды тем, что он является нашим соотечественником.
Мимическая гимнастика (физкультминутка)
Вытяните губы трубочкой.
Растяните губы как можно шире.
Делайте глаза как можно удивлённее.
Зажмурьте глаза как можно сильнее.
Сделайте лицо добрым и смешливым, удивлённым и радостным.
3. Я думаю всем интересно узнать, чем увлекался Д. И. Менделеев. Я буду показывать вам предметы, а вы будете высказывать предположения, как они связаны с Дмитрием Ивановичем.
Воздушный шарик – в г. Клине в возрасте 53 лет с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоёв атмосферы, он совершил подъём на воздушном шаре.
Пароход – Менделеев принимал участие в конструировании ледокола” Ермак” – первого в мире судна, способного форсировать тяжёлые льды.
Чемодан – Его хобби – мастерить из кожи и материи сумки, рамки для фотографий, чемоданы.
Пистолет – Дмитрий Иванович изобрёл технологию производства бездымного пороха, что содействовало усилению мощи огнестрельного оружия.
Сельскохозяйственный инструмент – в 1865 году Менделеев купил запущенное имение Боблово в Московской области, куда ежегодно приезжал на летние месяцы. Здесь он не только отдыхал, но и работал над научными проблемами, в частности исследовал методы рационального ведения сельского хозяйства, выяснял влияние на урожай глубины пахотного слоя и применения искусственных удобрений. По прошествии нескольких лет урожайность всех культур удвоилась, а имение стало образцовым. Профессора Сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии привозили сюда своих учеников на экскурсии и сельскохозяйственную практику.
Портрет А. Блока – дочь Менделеева Люба вышла замуж за поэта. Блок посвятил ей” Стихи о Прекрасной Даме “.
Шахматы – одно из любимых занятий, где Дмитрий Иванович проявлял свой глубокий ум.
Краски – в Петербурге в квартире Менделеевых устраивались художественные среды, на которых бывали Репин, Стасов, Куинджи, Маковский, Шишкин. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений. Он был избран действительным членом Академии художеств. Его любимыми произведениями живописи были “Ночь на Днепре” А. Куинджи, ”Бурлаки на Волге” И.Репина, ”Утро в сосновом бору” И. Шишкина. Дмитрий Иванович долго работал над созданием долговечных красок, вместе с русским художником А.И. Куинджи.
Учитель демонстрирует опыт - загадку, который Менделеев проводил на так называемых менделеевских средах.
Табачный дым: Однажды Менделеев объявил, что соберёт табачный дым в закрытую стеклянную банку. Когда И.Репин закурил и выпустил первую струю дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению всех, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.
Для проведения опыта дно банки смачивают концентрированной соляной кислотой, крышку – крепким нашатырным спиртом. При взаимодействии этих веществ образуются мельчайшие частички твёрдого хлорида аммония в виде дыма.

Задание №1
На границе страны детей встречают стражники ( 2 учащихся консультанта) и задают вопросы для того, чтобы попасть в эту страну:
1 Кто и когда закон открыл?
2. Как звучит современная формулировка периодического закона?
3.Где учился Д.И.Менделеев. Кто были его родители?
4. Найдите электронную конфигурацию атома химического элемента неона
а) 1s22s2 – I гр.;
б) 1s22s22p3 – V гр.;
в) 1s22s22p4 – VI гр.;
г) 1s22s22p6 – VIII гр.
5. Что общего в строении атомов:
а) всех химических элементов;
б) элементов одной и той же группы главной подгруппы?
6. Что такое изотопы? В чем различие между ними?
7.В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Задание№2 « По улицам ходили» ( работа в группах)
Карточка 1. Напишите электронную формулу и постройте энергетическую диаграмму для следующих атомов: калия, магния, кальция. Какую валентность могут проявлять эти элементы в соединениях?
Карточка 2. Укажите знаком « » ослабление металлических свойств и усиление неметаллических в следующих пятерках элементов. Объясните, на каком основании расставлены знаки.

Карточка 3. У атомов каких элементов внешние электроны прочнее связаны с ядром:
а) хлора или брома;
б) фтора или йода;
в) кремния или фосфора?
Проверяют и комментируют выполненные задания ученики-консультанты.
Задание 3 « Расскажи мне обо мне»
1. Дать характеристику элементу №23
2. Дать характеристику элементу №45
3. Дать характеристику элементу №37
При характеристике элемента рекомендуем придерживаться следующего плана:
1. Положение элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение его атома.
2. Характер простого вещества – металл, неметалл или переходный металл.
3. Сравнение свойств заданного простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами.
4. Сравнение свойств заданного простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами.
5. Состав высшего оксида, его характер (основный, кислотный, амфотерный).
6. Состав высшего гидроксида, его характер (кислота, основание, амфотерный гидроксид).
7. Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).
Задание №4 «Составь код»
Учитель: Некоторые жители страны не могут попасть домой. Давайте им поможем.
1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:

а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) ...2s22p3; г) Is22s22p1.
3. Какая из приведенных схем распределения электронов по орбиталям соответствует атому бора:

4. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
5. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
6. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
7. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
8. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7 1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:

а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) ...2s22p3; г) Is22s22p1.
3. Какая из приведенных схем распределения электронов по орбиталям соответствует атому бора:

4. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
5. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
6. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
7. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
8. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7

Задание№5 « Что в имени моём»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов в астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов. Записывают в тетради название и порядковые номера; время ограничено. Проверяются консультантами.
Учитель :Молодцы ребята сколько вы много знаете о химических элементах. А теперь давайте погадаем кроссворд.
Задание №6
Химический кроссворд
Разгадывают кроссворд все ученики. Консультанты оценивают участие одноклассников в этом конкурсе.
Ключевое слово – фамилия русского ученого, девизом всей деятельности которого были слова: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

По горизонтали:
1. Химический элемент VII группы 4-го периода ПСХЭ Д.И.Менделеева, впервые выделенный из руды в 1774 г. К.Шееле.
2. Химический элемент VI группы, который образует в свободном состоянии несколько аллотропных модификаций и является типичным полупроводником.
3. Химический элемент, который получил название от характерных для него синих (цвет индиго) спектральных линий.
4. Первый элемент ПСХЭ Д.И.Менделеева.
5. Химический элемент, получивший свое название в честь континента.
6. Химический элемент, конфигурация внешнего энергетического уровня которого 3s23p5.
7. Газ, дающий красное свечение газосветных ламп и утверждающий, что он – это не он.
8. Металл, занимающий второе место по тепло- и электропроводности.
9. Радиоактивный элемент, названный в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.
Ответы. 1. Марганец. 2. Селен. 3. Индий. 4. Водород. 5. Европий. 6. Хлор. 7. Неон. 8. Медь.
9. Менделевий.
Ключевое слово – Менделеев.
Учитель подводит итоги урока, отмечает активных учеников.
Категория: Химия | Добавил: мари (2013-03-29) | Автор: Смирнова М.
Просмотров: 2939 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru